Мы уже рассматривали особенности книжного рынка и принципы его сегментации. Направление исследования книжного рынка зависит от того, в каком сегменте (нише) книжного рынка предприниматель намерен реализовать свою идею. Выбор сегмента определяет миссию и цель предпринимательства, организационно-правовую форму фирмы, выбор партнеров, поставщиков и покупателей.
Принципиальный выбор книжного дела как объекта предпринимательства необходимо начинать с оценки межотраслевой конкуренции. Следует учесть, что в последнее время все больше возрастает конкуренция между книжными и периодическими изданиями, теле- и видеопрограммами, мультимедийными и сетевыми средствами, традиционной и электронной книгой. За выбор карьеры в книжном бизнесе говорят устойчивые перспективы. В развитых странах книжный бизнес обеспечивает до 2,5% валового продукта, в нашей стране – менее 1%, следовательно, возможности отраслевого роста далеко не исчерпаны.
Начинающий предприниматель должен определить, к какой сфере книжного дела относится его идея, какой вид книжного бизнеса он будет развивать: типографский, издательский (т.е. производственные виды предпринимательства) либо книготорговый.
В нашем пособии мы подробно не касались типографского бизнеса в силу его специфики. Здесь отметим, что создание современной крупной типографии для выпуска больших тиражей под силу только корпоративному предпринимательству, так как требует вложения больших средств в основные фонды, которые в структуре стартового капитала занимают более 50%. Частный бизнес успешно развивается в отдельных нишах полиграфии: в оперативной полиграфии, множительных работах, в исполнении по заказам отдельных этапов допечатных процессов (цветоделение, набор, верстка, подготовка оригинал-макетов и пленок для изготовления печатных форм), не требующих кооперации труда большого количества сотрудников. В организации финансирования полиграфической фирмы большую помощь оказывает лизинг, т.е. аренда полиграфического оборудования или его закупка на условиях лизинга через специализированную лизинговую компанию.
|
В издательском бизнесе предпринимательская идея формулируется в виде издательской программы, т.е. не в проектировании просто отдельного издания, а в планировании издательского направления. Знание рынка и издательской технологии даст предпринимателю правильный ориентир: например, издание собрания сочинений или исторической серии, издание альбомов по искусству, подготовка изданий по определенной узкой тематике, причем для уменьшения стартового капитала рекомендуется начинать издательский бизнес с безгонорарных изданий. Подготовка издательской программы – сложный творческий процесс, во время которого конкретизируется миссия и цели предпринимательства.
На инициативной стадии определяются поставщики полиграфических материалов, выбирается полиграфическая база. Необходимо учесть, что для высококачественных и многотиражных изданий используется также и зарубежная полиграфическая база. Стартовое издание можно выпустить как совместное издание, когда между издателями-партнерами распределяются затраты, а следовательно, и риски на отдельные элементы издательского процесса. Тираж распределяется в соответствии с затратами каждого участника, при его распространении обычно заключается картельное соглашение об издательских ценах и рынках сбыта.
|
При подготовке издательской программы и первого (пилотного) тиража необходимо установить читательский адрес и соответствующую цену издания, провести доступное исследование рынка. Последовательность планирования издания:
Издательский рынок при исследовании сегментируется по различным принципам, в том числе:
По глубине специализации:
· универсальное издательство;
· специализированное издательство, выпускающее литературу по одному-двум разделам (или жанрам) литературы, например фантастика, детективы, история, спорт, изобразительное искусство и т.д.
По читательскому назначению:
· книги для детей;
· литература для школ;
· литература для молодежи;
· литература для отдыха;
· книги для семейного чтения;
· путеводители;
· книги-подарки и т.д.
По оформлению:
· книги в бумажных обложках;
· альбомы;
· буклеты;
· книги-игрушки и т.д.
По ценовому диапазону:
· дешевые издания;
· издания со средней ценой;
· дорогие издания.
По источникам авторских оригиналов:
· книги, издание которых требует авторского или лицензионного договора;
· заказные издания;
· совместные издания;
· репринтные издания.
По каждому из направлений необходимо принять решение, учесть все «за» и «против». Например, необходимо определить, что планировать к изданию – авторский оригинал или репринтное издание.
Книжный рынок дифференцируется на множество сегментов, но в конечном итоге предпринимательская идея в издательском деле на инициативной и организационных стадиях должна «вписаться» в одну из ниш или их комбинацию, так как именно этот фактор определяет маркетинговые характеристики издания, его связи с полиграфией, рынком полиграфических материалов, потребительским рынком, ценовую политику. В любом случае проектирование издания необходимо начинать с составления издательской программы.
|
Предпосылка успешного распространения издания состоит в заблаговременном установлении связей с книжной торговлей, проведении маркетинга в магазинах.
Организация оптовой книготорговой фирмы – наиболее рискованное предприятие, требующее больших инвестиций в оборотные средства, в складское помещение, информационные технологии, требующее наличия квалифицированных менеджеров с наработанными связями с поставщиками и покупателями. Необходимо также тщательно продумать ценовую политику, которая не должна вести к повышению уровня розничных цен, иначе предложения не будут конкурентоспособны. Оптовая торговля прибыльна лишь при больших оборотах, так как оборачиваемость запасов в ней ниже, чем в розничной торговле.. Предприниматель сможет заинтересовать поставщиков только наличием разветвленной сети, покупателей – широтой ассортимента, системой скидок и режимом оплаты. Фирмы, специализирующиеся в оптовом звене, также классифицируются по ряду признаков (по объему продаж, охвату территории, номенклатуре предоставляемых услуг).
В оптовом звене существует ряд «ниш», в которых предприниматель, планирующий открыть свое дело в оптовой книжной торговле, может начать деятельность, не прибегая сразу к большим затратам. К ним относятся следующие виды посредничества: посредник, агент, дилер, комиссионер, маклер, экспедитор, организатор библиотечного коллектора, оптовые поставки малотиражной узкоспециальной литературы.
В розничной книжной торговле при исследовании рынка можно выделить следующие ниши:
По глубине специализации:
· универсальная,
· специализированная.
По форме организации:
· магазин,
· лоточная торговля,
· книготорговая сеть,
· интернет-магазин,
· коммивояжерство,
· книга-почтой.
По месторасположению:
· торговый центр,
· деловой центр,
· «спальный район»,
· развлекательный центр,
· туристический центр,
· места отдыха и гостиницы,
· транспортные узлы и аэропорты,
· учебный центр.
По объему оборота:
· крупная розничная торговля (свыше 100 тыс. экземпляров в месяц),
· средняя розничная торговля (от 10 тыс. экземпляров в месяц),
· мелкорозничная торговля (менее 10 тыс. экземпляров в месяц).
Если предприниматель собирается открыть книжный магазин, ему необходимо тщательно изучить район его расположения, транспортную доступность, социальную характеристику («спальный район», деловой или торговый центр, культурные и туристские достопримечательности и т.д.). От этого зависит ассортимент магазина, режим его работы. Заранее установите связи с поставщиками, продумайте ценовую политику. Не рекомендуется начинать с ларька или киоска – в этом случае сложно выйти на уровень прибыли, достаточный для открытия магазина. Хороший старт в розничной торговле дает система франчайзинга.
Розничная торговля часто служит источником накопления средств для организации издательского дела. Издатель, проработавший в торговле, лучше знает потребителя, ему проще прогнозировать и учитывать его реакцию.
10.4. Организационный бизнес-план
Бизнес-плану фирмы в пособии посвящен подраздел 6.3, в котором показана структура бизнес-плана развития, или инжиниринга фирмы. Организационный бизнес-план (ОБП) содержит план организации фирмы и не имеет по содержанию принципиальных отличий от бизнес-плана развития, за исключением организационной части. В ОБП концентрируются результаты инновационной и инициативной стадий создания фирмы, производится расчет и определяется структура стартового капитала, определяется, какая часть его может быть покрыта за счет собственных средств (уставный капитал), товарных кредитов и заемных средств.
При создании собственного дела рекомендуется включать в организационный бизнес-план следующие разделы:
1. Общая характеристика фирмы (резюме);
2. Характеристика товара (раздел литературы, целевое назначение книг, ценовой диапазон), формы обслуживания;
3. Конкуренция на оптовом и розничном книжном рынке, основные факторы конкурентоспособности;
4. План маркетинга (каналы товародвижения, дизайн, ассортимент, цены, реклама);
5. Организационный план (схема управления, кадровая политика);
6. Риски в деятельности фирмы;
7. Финансовый план (расходы, доходы, безубыточность, структура активов и пассивов, источники финансов);
8. Приложения.
Принципиальное место в ОБП занимает выбор способа создания фирмы и ее организационно-правовой формы.
Одним из способов создания собственного дела является покупка фирмы и последующая государственная регистрация сделки. Согласно Гражданскому кодексу РФ предприятие или его часть могут быть объектом купли/продажи, аренды и других сделок, связанных с правами на имущество. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, в том числе земельные участки, основные и оборотные фонды, включая дебиторскую и кредиторскую задолженность, наименование, товарный знак, и т.д. При подписании договора продажи стороны рассматривают акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о стоимости и составе фирмы, перечень всех долгов фирмы. Все эти документы должны быть приложены к договору продажи фирмы.
Он подлежит государственной регистрации и с момента регистрации считается заключенным. Продажа осуществляется по передаточному акту, после подписания которого фирма считается переданной покупателю.
Чем выше прибыльность фирмы, ее финансовая устойчивость, тем больше ее привлекательность для покупателей, тем выше ее ликвидность.
Для создания фирмы может быть использована также аренда другой фирмы. Согласно Гражданскому кодексу РФ аренда включает «участки, здания, сооружения, оборудование и др., входящие в состав предприятия, основные средства, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права арендодателя, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия …» (ст. 656 ГК РФ). В книжном деле применима аренда типографии, склада, книжного магазина. Аренда оформляется договором аренды между арендодателем и арендатором. В договоре указывается срок аренды (если не указан, то аренда считается бессрочной) и арендная плата.
При организации малых фирм используется франчайзинг. При этом, согласно договору, фирма-франчайзер (обычно крупная, с достаточно известным названием и товарным знаком – брэндом) предоставляет своему партнеру (франчайзи) право заниматься предпринимательством с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, торговой марки. Различаются товарный франчайзинг (право на продажу товаров с торговой маркой франчайзера), производственный франчайзинг (передача технологии), деловой франчайзинг (право на открытие магазина или групп торговых точек для продажи товаров и услуг под именем франчайзера). Деловой франчайзинг часто используется в книжном деле для развития книготорговой сети. Способы оплаты зависят от вида франчайзинга и ценовой политики франчайзера.