Специфика художественного текста




Курсовая работа

Образ положительного персонажа в немецкой сказке

 


Введение

 

Данная работа посвящена анализу и рассмотрению образа положительного персонажа в немецкой сказке. Актуальность данной темы определяется тем, что немецкие сказки очень популярны среди детской аудитории, мир немецких сказок очень таинственный, волшебный и захватывающий. Самыми известными авторами сказок являлись Братья Гримм, а также Гофман, хотя их работы неоднократно подвергались многочисленным редакциям.

Сказка помогает точнее понять культурные, страноведческие явления и национальный характер народов, в том числе своего собственного. В современных условиях развития общества это является немаловажным и актуальным.

В немецких сказках зачастую противопоставляется добро и зло, герои имеют отличительные свойства, не такие, как например, в русских сказках, у них свой стиль мышления, поведения, манеры, речь, одежда и т.д. Поэтому данная тема особенно актуальна для тех, кто профессионально занимается исследованиями немецкой культуры, их народного творчества, где сказки занимают, пожалуй, одно из первых мест.

Объект данной работы - образ положительного персонажа в немецкой сказке.

Предметом исследования является рассмотрение образа типичного положительного персонажа немецкой сказки.

Цель работы - выявление положительных черт характера персонажей немецкой сказки.

Достижение таковой цели определяется задачами, приведенными ниже:

) Рассмотреть специфику художественного текста, его образный строй и словесный образ;

) Исследовать особенности жанра сказки, специфику структуры и языка;

) Изучить способы создания образа персонажа в произведениях (прямую и косвенную речь, портрет, имя персонажа, лексику, грамматику);

) Выделить типичных положительных героев немецких сказок;

) Установить характерные черты типичных положительных героев немецких сказок.

Теоретическая значимость состоит в обобщении результатов исследований известных отечественных и зарубежных ученых, посвященных исследованию жанра сказки.

Практическая значимость заключается в том, что данный материал может быть необходимым для ознакомления с основными свойствами и спецификой художественного стиля и применяться в целях ознакомления с особенностями немецких сказок.

Постановка проблемы, методы ее изучения, особенность используемых теоретических источников (на русском и на немецком языках), имеющиеся практические наработки по обозначенной теме и сделанные в итоге выводы позволяют обозначить данную работу как научное исследование.

Структура работы. Данная курсовая работа носит исследовательский и описательный характер, состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


Глава 1. Организация образов в сказке

 

Специфика художественного текста

 

В настоящее время понятие "художественный текст'' используется в нестрогом, неопределённо-расширительном значении.

Художественный текст в контексте лингвистических классификаций (Л.Г. Бабенко, И.Е. Васильев, Ю.В. Казарин) можно охарактеризовать, как сложный или комплексный текст (параметр структуры), произведение художественного стиля (параметр функционально-стилевой), текст подготовленный (параметр подготовленности), нефиксированный (параметр алгоритмизации), мягкий (параметр экспликации замысла).

Определяя параметры художественного текста с позиции теории коммуникации, исследователи, например, В.Г. Адмони, В.А. Маслова, В.А. Пищальникова, выделяют в данном понятии наряду с субъективными характеристиками аспект вербализации авторского замысла. Это позволяет определить художественный текст как «возникающее из специфического (эгоцентрического) внутреннего состояния художника душевное чувственно-понятийное постижение мира в форме речевого высказывания» [1,C.26].

В ряде литературоведческих работ "текст'' и "произведение'' рассматриваются не дифференцированно. Однако, по мнению лингвистов, эти термины следует различать.

При всём многообразии определений художественный "текст'' обладает устойчивым набором признаков, которые позволяют отличить его от "произведения''. Художественный текст отличают следующие признаки:

) В художественном тексте внутритекстовая действительность носит креативный, условный, вымышленный характер. Изображаемый в художественном тексте мир соотносится с действительностью лишь опосредованно. Для обозначения опосредованности в художественном тексте существует термин «фикциональность». Он подчеркивает условность и вымышленность;

) Художественный текст - это довольно сложная организованная система. «С одной стороны, это одна из систем языка, а с другой стороны - собственная кодовая система» (Ю.М. Лотман);

) В художественном тексте «все стремится стать мотивированным со стороны значения. Здесь все полно внутреннего значения и язык означает сам себя независимо от того, знаком каких вещей он служит» [34,C.248].

) Единицы, образующие художественный текст, приобретают дополнительный смысл. В этом заключается целостность художественного текста;

) Все элементы текста тесно переплетаются между собой и строго взаимосвязаны.

Итак, по заключению параграфа выявлено, что многие исследователи рассматривают текст именно с позиции теории коммуникации. Это способствует более точному пониманию внутреннего состояния художника или автора в форме речевого высказывания. С лингвистической точки зрения принято понимать, что термины «текст» и «произведение» абсолютно различны, так как обладают набором совершенно разных признаков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: