Особенности сюжетно-композиционного построения романов-утопий Ж. Верна и Г. Уэллса.




 

Романы Ж. Верна "Двадцать тысяч лье под водой", Таинственный остров", "Дети капитана Гранта", Г. Уэллса "Люди как боги" не являются в чистом виде утопиями, а только включают в себя утопические черты, но тем не менее они влияют на поэтику произведений, в частности на сюжет и композицию, а также на хронотоп.

В основе сюжета романа Ж. Верна "Двадцать тысяч лье под водой" лежит изобретение необычайной подводной лодки "Наутилус" и кругосветное путешествие. Хотя в то время уже были придуманы аппараты для погружения человека под воду, однако судно Немо оказалось более усовершенствованным, чем те, которые изобретались в то время. Сначала правительства США и Франции посчитали это неопознанное чудовище за гигантского нарвала, и, чтобы очистить от него водные просторы, снарядили фрегат "Авраам Линкольн" с известным гарпунером на борту - Нед Лендом. По просьбе морского министра в путешествие отправляется и профессор Парижского музея господин Аронакс со своим слугой Конселем. Но фрегат терпит неудачу: при нападении на подводную лодку оказывается сломанным гребной винт. В результате толчка за борт попадают Нед Ленд, Аронакс и Консель. Их-то и подбирает "Наутилус". В сюжете такие резкие повороты событий встречаются лишь дважды: прибытие трех героев на "Наутилус" и их побег. На протяжении всего романа действие развивается спокойно. Герои, а вместе с ними и читатель, совершают кругосветное путешествие под водой. Находясь в плену у "Наутилуса", героям остается лишь созерцать чудеса подводного мира.

Так как ко времени написания романа такой подводной лодки еще не существовало, то захватывающим и познавательным представлялось все: фантастическое строение лодки, описания морских глубин, подводной флоры и фауны, тогда еще почти не изученных.

В романе много научного материала, поскольку Ж. Верна интересует техническая сторона дела. Целые главы посвящены строению подводной лодки, аппаратуре, служащей для ее управления. Дается подробное описание не только обычных в обиходе мореплавателей приборов (термометр, барометр, гигрометр, компас, секстан, хронометр), но и удивительной силы, на основе которой и создана эта лодка. Эта сила - электрическая энергия. Раскрывается и секрет откуда можно взять в море электрическую энергию. Здесь на помощь приходит химия. "На тысячу граммов морской воды приходится девяносто шесть с половиною процентов чистой воды, две и две трети процента хлористого натрия; далее в небольшом количестве хлористый магний и хлористый кальций, бромистый магний, сернокислый магний... Хлористый натрий я выделяю из морской воды и питаю им свои элементы". [66]

При описании подводной лодки писатель соединяет реальность и фантастику. Многое из того, что есть в "Наутилусе" в то время представлялось фантастичным (например, водолазные костюмы, сделанные из такого прочного материала, что герои могут совершать прогулки по дну океана на любой глубине). Даже размеры "Наутилуса", сейчас кажущиеся обычными для подводных лодок, в то время поражали (длина - семьдесят метров, ширина - восемь метров, водоизмещение - тысяча пятьсот тонн). Писатель включает в свой роман научную фантастику. Роман насыщен экскурсами в области химии, физики, механики, биологии. Наряду с прекрасными описаниями морских рыб: "Я приметил зеленого губана, барабульку, отмеченную двойной черной полоской, бычка, белого с фиолетовыми пятнами на спине и закругленным хвостом, японскую скумбрию, чудесную макрель здешних морей, с серебряной головой и голубым телом..." [67] встречаются и прозаические экскурсы: "Костистые рыбы подразделяются на шесть подотрядов: primo, колючеперые, с цельной и подвижной верхней челюстью, с гребенчатыми жабрами. Подотряд включает пятнадцать семейств, иначе говоря, почти три четверти всех известных рыб. Представитель подотряда: обыкновенный окунь." [68]

Герои могут наблюдать за подводным миром не только через стекла в стенах лодки, но и выходить в скафандрах. Специальные главы посвящены таким подводным путешествиям: "Прогулка по подводной равнине", "Подводный лес", "Коралловое царство". Часто в название главы выносится какое-либо географическое название, маршрут героев: "Индийский океан", "Красное море", "Греческий архипелаг", "Саргассово море", "Южный полюс".

Сюжет романа строится не только как путешествие, но и как приключения. Приключенческий конфликт - противостояние человека загадкам природы, столкновение с неведомым - организует действие.

На страницах романа появляется благородный образ Немо, предстающий у Ж. Верна гением моря. Немо страстно любит море: "Море - это вечное движение и любовь..." Но тут же добавляет: "Море неподвластно деспотам. На поверхность морей они могут еще чинить беззаконие, вести войны, убивать себе подобных. Но на глубине тридцати футов под водой они бессильны, тут их могущество кончается! Тут настоящая независимость! Тут нет тиранов! Тут я свободен!" [69]

Немо действует против деспотов, выступая "страшным судией, настоящим архангелом мести", когда наблюдает за погружением на дно раненного им военного корабля.

Несмотря на весь пыл своего гнева, доводящий Немо порой до жестокости, он не деспот, его ненависть против угнетателей лишь следствие сочувствия угнетенным.

Капитан Немо, как и любой приключенческий герой, не обременен семьей, она обрекла бы его на житейскую прозу. На мгновение возникает некий женский образ: Аронакс застает Немо за созерцанием портрета своей жены, загубленной угнетателями, но кто именно она, не уточняется.

Немо - благородная натура, но чувства его проявляются так или иначе в зависимости от обстоятельств, порождаемых средой. Его ненависть к человечеству достаточно объяснена тем, что он выстрадал и что перенесли его близкие. Как и любой другой герой приключенческого романа, Немо - экстравертен, он реализует себя во внешнем мире: строит подводную лодку, путешествует в ней по морям, отсюда и появляется данный сюжет.

Люди, разделяющие с ним одиночество и опасности, беспредельно преданы своему капитану, повинуясь каждому его жесту. Но экипаж "Наутилуса" обезличен. После трех месяцев плавания пленники не могут определить, какова численность команды. Никто из команды даже не назван по имени, они не действуют как самостоятельные персонажи. На корабле существует полное единомыслие, кроме капитана Немо из общей массы никто не выделяется. Этим еще больше подчеркивается таинственность Немо.

Идеальный мир "Наутилуса" - это пример социальной утопии, но писатель разрушает утопический мир Немо. Уйдя в одиночество, замкнувшись в этом мирке, он не может достичь покоя. В "Таинственном острове", умирая, он признается: "Одиночество, оторванность от людей - участь печальная, непосильная...", "Я умираю оттого, что думал, что можно жить одному" [70]. Люди сильны только в сообществе, только в коллективе. Тот, кто хочет жить и бороться в одиночку, пусть даже за правое дело, обречен на гибель.

Маленький мир капитана Немо полностью отгорожен от внешнего мира, он изображен без опоры на реальность. Этот устроенный мир застыл в неподвижности и исчезает только со смертью последнего обитателя "Наутилуса" - капитана Немо.

Таким образом, мы видим в романе соединение мотивов научной фантастики, подводных путешествий, элементов социальной утопии, этот идеальный мир исчезает не потому, что Ж. Верн не верил в него, а потому, что писатель пропагандировал идею единства людей, коллектива.

Ж. Верн написал эпопею о науке и ее возможностях. Наука в его трилогии становится темой и содержанием произведения.

В "Таинственном острове" отразились идеи утопического социализма. Это роман об идеальном человеческом обществе, поставленном лицом к лицу с природой.

В основе сюжета романа лежит история нескольких человек, попавших на необитаемый остров, затерянный в бескрайних просторах южной части Тихого океана. Но, если Робинзон Крузо, заброшенный бурей на остров отчаяния, имел в своем распоряжении целый корабль с набором инструментов, запасом продовольствия и снаряжения, то героям Ж. Верна во время полета пришлось выбросить в море как балласт все, вплоть до карманных ножей и спичек. Робинзону достаточно было протянуть руку за дарами тропической природы, поселенцам острова Линкольна приходилось самим создавать свое благополучие, но Робинзон был одинок, а герои Ж. Верна - сплоченная группа людей, коллектив.

Ж. Верн использует литературные приемы "романтических тайн". Тайна организует материал, влияет на весь роман. Тайны (например, чудесное спасение С. Смита, неизвестно откуда взявшееся лекарство для Герберта, взрыв пиратского корабля в "Таинственном острове"), которые во что бы то ни стало надо раскрыть, интригуют и захватывают воображение. Загадочные события кажутся героям необъяснимыми, сверхъестественными, почти мистическими.

Какая-то чудесная сила всегда приходит на помощь колонистам острова Линкольна в тот момент, когда им грозит наибольшая опасность, но тайна раскрывается лишь на последних страницах и покров "сверхъестественного" с предшествующих эпизодов спадает. Мистика оказалась мнимой.

"Таинственный остров" является утопией, т.к. в этом романе можно найти все черты присущие утопии как жанру. Действие происходит в замкнутом пространстве, на острове Линкольна. Все утопии предполагают полное единомыслие, в них нет внутренних конфликтов, что мы и видим на примере данного романа. Колонисты трудятся все вместе. Здесь не существует ни денег, ни частной собственности, ни присвоения чужого труда. Здесь - все за одного и один за всех. Это говорит и еще об одной черте утопии: в романе нет "я", а есть "мы". Каждый трудится для всего коллектива. Боцман Айртон, проведший двенадцать лет на необитаемом острове, потерял человеческий облик, превратился в дикаря. "Горе тому, кто одинок друзья! - восклицает Сайрес Смит. - По-видимому, одиночество быстро погубило рассудок этого человека, раз вы нашли его в таком жалком состоянии!" [71]. Но стоило только Айртону попасть в человеческое общество, присоединиться к группе свободных тружеников во главе с С. Смитом, как к нему снова вернулся разум. Дикарь стал человеком, закоренелый негодяй - честным работником.

Кроме того, здесь нет сатиры, ибо идет утверждение идеала человеческого общества.

Но уже в этой утопии у Ж. Верна появляется сомнение в осуществлении такого идеального порядка и взаимоотношений между героями острова. Поэтому по замыслу Ж. Верна остров взрывается и исчезает в пучине.

Утопия не может существовать вне общества, и Ж. Верн, проверив свою идею на замкнутом пространстве, переносит ее в жизнь. Сюжет не завершается благополучным возвращением героев в Америку, а имеет продолжение в эпилоге: они покупают участок земли в штате Айова и основывают на тех же началах трудовую общину - островок свободной земли среди океана земель, подчиненных буржуазному правопорядку. "Под разумным руководством инженера и его товарищей колония процветала", - сообщает автор. Далее деятельность колонистов выходит за рамки повествования.

Утопия места переходит в утопию ордена, в основе которой лежит деятельность, имеющая целью создание неких островков добра внутри плохого общества.

Роман заканчивается благополучно, но тем не менее нота сомнения в произведении присутствует. Общество, которое изобразил Ж. Верн, не застыло в неподвижности, остров Линкольна был временным прибежищем для колонистов. А это уже не характерно для утопии. Начинается трансформация утопии в антиутопию.

В отличии от "Таинственного острова" роман "Дети капитана Гранта"[72] включат лишь элементы социальной утопии. Если в романе "Таинственный остров" события развиваются именно на этом утопическом острове, все внимание писателя сосредоточено на описании, устройстве маленького утопического государства, то в романе "Дети капитана Гранта" идея Гранта основать колонию занимает второстепенное место. На первый план выходят приключения героев, которые совершают кругосветное путешествие.

Сюжет романа развивается исключительно по законам внутренней логики. Стимулом для кругосветного путешествия являются поиски детьми без вести пропавшего отца. Их отец - шотландский патриот, не желающий примириться с тем, что Англия поработила Шотландию. По мнению Гранта, интересы его родины не совпали с интересами англосаксов, и он решил основать вольную шотландскую колонию на одном из островов Тихого океана. Он мечтал, что эта колония когда-нибудь добьется государственной независимости, как это случилось с США, той независимости, которую неизбежно рано или поздно завоюют Индия и Австралия. Поэтому легко допустить, что английское правительство чинило капитану Гранту препятствия. Тем не менее он подобрал команду и отплыл исследовать крупные острова Тихого океана, чтобы найти подходящее место для поселения. Но ему помешали, и затем лорд Гленарван, единомышленник капитана Гранта, случайно находит документ, объясняющий его исчезновение.

Ж. Верн воздействует на восприятие читателя, заставляя его сопереживать героям. На протяжении длинного повествования о путешествиях и приключениях Ж. Верн всячески выражает свою симпатию к шотландцам и антипатию не столько даже к англичанам, сколько к Англии, особенно ее колониальной политике, которая основана на истреблении народов.

Поэтому Грант и отправляется на поиски утопического государства, и хотя его не находит, роман кончается оптимистически. Сын капитана Гранта Роберт стал моряком и под покровительством Гленарвана надеется осуществить отцовский проект: основать шотландскую колонию на островах Тихого океана.

Роман представляет собой соединение захватывающих приключений, элементов социальной утопии, кругосветного путешествия, в то же время он является занимательной географией. В романе можно встретить множество историко-географических экскурсов (история Америки, кто побывал на этом материке после Колумба; описание Аргентинских памп, рассказ о знаменитых путешественниках, исследовавших Австралию).

Таким образом, все три произведения являются романами-путешествиями, включающими познавательный материал, а сюжеты организованы как приключенческие с элементами социальной утопии. Но в отличие от классических утопий в романах Ж. Верна присутствует научный материал. Писателя интересует техническая сторона дела, потому что он огромные надежды связывал с наукой и техникой, считал, что именно они помогут достичь идеального общества.

Роман путешествий, приключений является и авантюрным романом. Ж. Верн пытался соединять приключенческий роман и роман "технико-географический". Г. Уэллс же в большей мере был фантастом, он, в отличие от Ж. Верна, искал новые научные принципы, а не говорил о техническом воплощении старых, как это делал Ж. Верн (Ж. Верн писал о подводной лодке, когда эта лодка уже существовала; он только увеличил ее размеры и придал ей новое энергетическое оснащение). Г. Уэллс двигался в сторону новой науки, представленной для него новой физикой.

То было время бурного развития науки, "переходящей от накопления материала к общим выводам, открывающей новые миры в недрах материи и на других планетах. Электромагнитные колебания, гамма-лучи, проблема четвертого измерения - все это в те годы волновало не только узкий круг ученых, но и широко обсуждалось в газетах и популярных журналах" [73].

Это был мир тех идей, которыми жил Г. Уэллс. Сферу науки он соединял с жизнью. И именно на этой почве вырастала фантастика Г. Уэллса, которая уходила своими корнями в окружающую ее реальность. Романы Г. Уэллса основываются на научном материале, но писатель часто допускает и научную фантастику, вымышленные научные изобретения. Чаще всего - это чистый вымысел, смелое предположение, далеко выходящее за пределы наших знаний, прием, позволяющий писателю перенести своего героя (или героев) в необычную обстановку - в далекое будущее, на другую планету, или в мир, изменивший свои привычные пропорции.

Ярким примером такого приема является роман "Люди как боги". Эта утопия была написана в 1923 году. Автор намечает путь от сегодняшних неурядиц к счастливому будущему, изображенному в этом романе. Г. Уэллс в конце своего творчества обращается к жанру утопии. Причины перехода к утопии он раскрывает в статье "Приключения человечества" [74].

Отличие утопии "Люди как боги" Г. Уэллса от классического жанра утопии заключается в том, что это не утопия в чистом виде.

Его утопическое общество проверяется землянами на пригодность жизни в нем. И оказывается, что они не в состоянии жить там.

Роман "Люди как боги" не устрашает и не запугивает. “К тому времени мне уже надоело обращаться с игривыми иносказаниями к миру, занятому саморазрушением. Я был слишком уверен, что близкое будущее готовит людям сильные и жестокие переживания, и не хотел обыгрывать это в книгах. Мир, потрясаемый катаклизмами, не нуждается в новых фантазиях и катаклизмах” [75].

Роман "Люди как боги" не является чистой утопией в общепринятом смысле слова. В основе сюжета романа лежит необычное происшествие, случившееся с главным героем Барнстейплом. Барнстейпл ехал по сельской дороге. Вдруг он услышал звук лопнувшей струны, и сразу все вокруг него переменилось. Его окружал необычной красоты пейзаж, он увидел прекрасных, обнаженных людей, необычайно усовершенствованные автомобили и самолеты, ручных леопардов. Так мистер Барнстейпл попал в Утопию. Как выяснилось, утопийцы проводили опыты по связи миров, лежащих в разных плоскостях, и к ним переместился кусочек чужого мира вместе с несколькими автомобилистами, проезжавшими в этот момент по дороге, - в том числе и с мистером Барнстейплом.

Прибытие землян нарушает спокойное течение жизни в Утопии. Они принесли с собой болезни, давно здесь уничтоженные, и по всей стране начинают бушевать страшнейшие эпидемии. Земляне и в другом отношении оказываются неподходящими обитателями для Утопии. Одного из них, священника, шокирует нагота утопийцев, и он набрасывается на них, пытаясь силой повязать им хотя бы фартучки. Отсутствие в Утопии института брака приводит его на грань умопомешательства, и он грозит гееной огненной мужчинам и женщинам. Другой человек, светский, думает, что здесь у него будет немало галантных приключений, но при первой же попытке получает решительный и быстрый отпор, после чего, лежа на полу, решает вести себя иначе. Но подобные недоразумения не приводят еще к открытому конфликту между утопийцами и землянами. Утопийцы - люди терпимые.

Таким образом, в отличие от классической утопии, дающей абстрактный идеал будущего и строящей сюжет на описании, основанном на рационалистических принципах, в романе Г. Уэллса сюжетом движет острый конфликт между землянами и людьми утопического государств. Утопический роман включает характерное для Уэллса предупреждение: идеально устроенное общество не может благополучно существовать в этом мире, не вызывая у представителей иных государственных организаций желания завоевать его или разрушить, ибо современные люди еще не созрели для новых отношений, для нового государства.

Вооруженная борьба начинается, когда группа землян решает захватить Утопию и установить в ней свои порядки. Землянам удается убить двух утопийцев, но на этом и кончаются их военные успехи: утопийцы, отрезав верхушку утеса, на котором укрепились земляне, отправляют их в мировое пространство. Уцелел только мистер Барнстейпл, который сразу понял, что мир Утопии - это его мир, и пытался помешать авантюре землян.

В этом романе можно найти все черты, присущие утопическому жанру. В романе использован эффект отчуждения: перед нами предстает совершенное общество, находящееся вне реального мира, везде мы встречаем полное единомыслие среди жителей этого общества и, следовательно, там нет конфликтов. Мир этой утопии устроенный, упорядоченный. Если в классической утопии нет сатиры, ибо главное - жизнеутверждающий пафос, то у Уэллса соединяются утопия с антиутопией, поэтому сюжет включает не только описание общественного устройства идеального общества, но и сатиру на своих современников, погрязших в пороках и не готовых к жизни в подобном обществе. "Люди как боги" - это попытка оглянуться на реальный мир, соотнести утопию с жестокой реальностью. Точки соприкосновения с реальным миром дают возможность развернуть сюжет романа. В утопии нет "я", поэтому Г. Уэллс не дает характеры людей, изображает их упрощено. У Уэллса детально рассмотрены только характеры землян: мистера Барнстейпла, мистера Берли - знаменитого лидера консервативной партии, Гуперта Кэтскилла.

Важную роль в романе играет фантастика. Например, способ перемещения героев в Утопию, мысленный способ общения между утопийцами, существование параллельных миров, но несмотря на некоторые антиутопические элементы, в этом романе нет внутренней полемики с утопией, как у антиутопии, есть утверждение идеала, поэтому можно говорить о романе "Люди как боги" как об утопии.

Таким образом, сюжет романов-утопий "Таинственный остров", "Дети капитана Гранта", "Двадцать тысяч лье под водой" Ж. Верна, "Люди как боги" Г. Уэллса строится как приключенческий. В романах есть тайны, карты, путешествия, чудо. Приключенческий конфликт организует действие этих произведений. Кроме того, сюжет включает научную фантастику. Романы насыщены научным материалом: изобретениями, открытиями, догадками, есть условнонаучные главы, где чудо и наука не разделимы.

Все это служит выражению замысла автора - нарисовать образ идеального общества, поэтому по законам жанра утопии сюжет включает элемент описательности.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: