Материально-техническое снабжение включает подразделения, организующие весь комплекс задач по своевременному обеспечению предприятия продукцией производственно-технического назначения.
Функции управления снабжением:
1. Планирование снабжения на основе баланса потребности и покрытие ее ресурсами;
2. Установление рациональных хозяйственных связей по поставкам продукции;
3. Организация и планирование снабжения цехов и участков;
4. Оперативное регулирование движения материальных ресурсов;
5. Контроль за использованием ресурсов;
6. Совершенствование организации снабжения.
Состав отдела снабжения:
1. Плановое бюро;
2. Товарное бюро;
3. Диспетчерское бюро;
4. Складское хозяйство.
Разработка планов снабжения происходит по следующим этапам:
1. Подготовительный, где готовятся необходимые данные для составления плана;
2. Расчет потребности в материальных ресурсах:
a. Потребности к расходу — это количество материала, необходимое предприятию для выполнения плана реализации.
Потребность предприятия в основных материалах:
N — программа выпуска в шт;
qтехн — норма расхода материала на изделие.
qч — чистый вес изделия в кг;
qотх — вес отходов в кг.
Норма расхода материала напрямую влияет на коэффициент использования материальных ресурсов:
Потребность предприятия во вспомогательных материалах определяется по формуле:
где q — установленная норма расхода на объем работ, кг.
b. Количество материалов, которое предприятие должно получить из внешних источников;
3. Расчет ожидаемых остатков и переходящих запасов материала;
4. Определение потребности к завозу материалов на основе баланса снабжения.
|
Потребности в ресурсах определяются тремя методами:
1. Нормативный — на основе технически обоснованных норм расхода;
2. Статистический — на основе данных по расходу материалов в прошлом периоде;
3. Метод прогнозирования — с помощью математических моделей.
Виды производственных запасов:
1. Максимальный текущий запас
q — средний дневной расход материалов в кг;
Тц — время между поставками в днях.
2. Страховой минимальный запас
Тср — время срочного восстановления запаса в днях.
3. Общий складской запас
Для организации снабжения используется две формы:
1. Транзитная — предприятие получает материал непосредственно от поставщика, что ускоряет доставку и сокращает транспортно-заготовительные расходы, но ее использование ограничено транзитными нормами отпуска, меньше которых поставщик не принимает к исполнению.
2. Складская — получение материалов с промежуточных складов снабженческо-сбытовых организаций в любых количествах, но это связано с дополнительными расходами на транспортировку, погрузку, разгрузку, уплату наценок.
При организации снабжения важное место занимает работа складского хозяйства, которое решает следующие задачи:
1. Постоянное бесперебойное производства ресурсами;
2. Количественная и качественная сохранность ресурсов;
3. Сокращение затрат на складские операции;
4. Комплектование материальных ценностей.
Классификация складов:
1. По назначению:
a. Материальные;
b. Сбытовые;
c. Производственные;
d. Склады запчастей;
|
e. Инструментальные;
2. По масштабу работы:
a. Центральные (общезаводские);
b. Прицеховые;
c. Цеховые;
3. По роду хранимых материалов:
a. Универсальные;
b. Специальные;
4. По техническому устройству:
a. Открытые;
b. Полузакрытые;
c. Закрытые;
Техническое оснащение складов зависит от рода, формы, количества материалов; характера, типа складских помещений, а также от системы внескладской транспортировки.
Полезная площадь склада может рассчитываться двумя способами:
Sпол — полезная площадь;
Sпрох — площадь проходов.
1. Для складов, производящих хранение на стеллажах:
qдоп — допустимая нагрузка на м² пола, в кг.
2. Для складов, хранящих ресурсы сыпучие или жидкие:
Sст — площадь стеллажа, в м²;
Nст — количество стелажей, в шт.
Nяч — чило ячеек для хранения;
nяч — чило ячеек в стилаже.
V — емкость ячеек, шт.
Складские операции включают:
1. Приемку количественную и качественную;
2. Хранение материальных ценностей на закрепленных местах;
3. Учет, где отражается движение материальных ценностей и их наличие;
4. Контроль за отпуском ресурсов:
a. По пассивной системе, когда потребители получают на складах ресурсы по заявкам и доставляют их в цех своим транспортом;
b. По активной системе, когда на склад заранее поступают заявки из подразделений и кладовщики, к нужному сроку, формируют набор ресурсов и доставляют к месту потребления.
Организация сбыта
Служба сбыта решает на предприятии следующие задачи:
1. Изучение текущей и перспективной потребности производимой продукции;
|
2. Своевременное обеспечение предприятия заказами на изготовление продукции с увязкой удовлетворения спроса и эффективного использования производственных мощностей;
3. Соблюдение государственной дисциплины при организации поставок;
4. Повышение производительности труда и снижение затрат сбытовой деятельности.
Функции службы сбыта:
1. Формирование информации о потребности в продукции;
2. Издание информационных материалов о возможных областях применения продукции;
3. Формирование заказов, осуществление мероприятий по реализации выпущенной продукции;
4. Разработка планов реализации готовой продукции;
5. Оформление договоров с потребителями, снабженческо-сбытовыми организациями и внешнеторговыми организациями;
6. Учет и контроль за выполнением плана реализации;
7. Совершенствование сбытовой деятельности.
Состав службы сбыта:
1. Бюро изучение спроса и рекламы;
2. Бюро планирования поставок;
3. Товарное бюро;
4. Планово-экономическое бюро;
5. Техническое бюро;
6. Диспетчерское бюро.
Планирование работы отдела сбыта включает:
· План общего объема реализации;
· План ассортиментных поставок.
Подразделения по реализации продукции могут быть представлены товаропроводящей сетью, в состав которой входят магазины оптовой и розничной торговли, сеть фирменных магазинов и товарных баз. Кроме этого предприятие может воспользоваться услугами посредников.
Торговый посредник — юр или физ лицо, которое принимает на себя обязательство по содействию продавцам и покупателям при установлении договорных связей между ними.
Виды посредников:
1. Торговые агенты — совершают сделки по реализации продукции за счет и в интересах предприятия. Отношения между агентом и предприятием регулируется специальным договором, а за свою деятельность агент получает вознаграждение. В порядке уменьшения функциональных обязанностей:
a. Универсальные агенты;
b. Генеральные агенты;
c. Специальные агенты.
2. Дилеры — осуществляют посреднические торговые операции от своего имени и за свой счет;
3. Дистрибьюторы — независимые торговые представители, которые осуществляют деятельность по защите прав производителя с целью продажи продукции розничным фирмам и магазинам, одновременно оказывая услуги не только по сбыту, но и по подготовке продукции к потреблению.
Послепродажное обслуживание — комплекс товаров и услуг, обеспечивающий заданный уровень работоспособности изделия на протяжении всего срока его службы. Послепродажное обслуживание может проводиться силами производителя, продавца, пользователя или независимыми фирмами.
Мероприятия послепродажного обслуживания:
· Монтаж;
· Техобслуживание и ремонт;
· Поставка программных средств;
· Снабжение запчастями и расходными материалами;
· Обучение персонала.
Виды послепродажного обслуживания:
· Техническое (профилактика);
· Ремонтное (устранение не исправностей и восстановление работоспособности).