Транспортное хозяйство — комплекс технических средств промышленного предприятия, предназначенных для перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузов на территории предприятия и на его подъездных путях.
Классификация транспорта:
1. По сфере обслуживания:
a. Внешний;
b. Межцеховой;
c. Внутрицеховой;
2. В зависимости от режима работы:
a. Непрерывный;
b. Периодический;
3. По направлению движения:
a. Для горизонтального перемещения;
b. Для вертикального перемещения;
c. Для смешанного перемещения;
4. По уровню автоматизации:
a. Автоматический;
b. Механизированный;
c. Ручной.
Структура транспортного хозяйства:
1. Транспортный отдел — подчиняется замдиректора по общим вопросам и объединяет следующие бюро:
a. Планово-экономическое — разрабатывает план производственно-хозяйственной деятельности, перевозок, погрузо-разгрузочных работ, потребность в кадрах и себестоимость перевозок;
b. Диспетчерское — осуществляет оперативно-производственное планирование и регулирование транспортных работ;
c. Техническое — проводит техническую подготовку производства с целью автоматизации и механизации отдельных операций;
d. Учета — осуществляет отчетность работы транспортного хозяйства;
2. Транспортный цех — база транспортного хозяйства, которая укомплектована различными транспортными средствами для осуществления межцеховых и внешних перевозок груза.
Для расчета потребности в определенных видах транспорта и для последующей организации их работы определяется грузооборот, грузовые потоки, и номенклатура транспортируемых грузов.
Грузооборот — количество груза, подлежащего перевозке за определенный период времени.
|
Грузовой поток — количество грузов, перемещенных в определенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки.
Виды маршрутов:
1. Маятниковый — соединяет два пункта.
a. Односторонний — доставка груза только в одну сторону, обратно — порожняком;
b. Двусторонний — туда и обратно с грузом;
c. Веерный — из одной точки в несколько (возвращаясь каждый раз в исходный пункт);
2. Кольцевой — последовательная передача груза от одного пункта к другому.
Исходя из схемы грузопотоков и объемов перевозок по каждой группе грузов выбираются транспортные средства и рассчитывается их количество. Число транспортных средств для внешних и межцеховых перевозок рассчитывается по формуле:
Тр — длительность одного рейса (сумма времени на пробег между пунктами в оба конца и на погрузку-разгрузку во всех пунктах), в мин;
Q — суммарный грузооборот, в тоннах;
q — номинальная грузоподъемность транспортного средства, в тоннах;
k1 — коэффициент использования времени работы транспортного средства;
Т — расчетный период, в мин;
k2 — коэффициент использования номинальной грузоподъемности транспортных средств.
Количество рейсов рассчитывается по формуле:
Количество электрокранов рассчитывается по формуле:
N — суммарное транспортируемое количество изделий, в шт.
Число конвейеров рассчитывается по формуле:
Q — суммарный транспортируемый груз за расчетный период, в тоннах;
l — шаг конвейера, в метрах;
qи — вес изделия, в кг;
V — скорость ковейера, в метрах в минуту;
Т — расчетный период, в часах.
|
Число грузовых крюков на подвесном конвейере рассчитывается по формуле:
L — длина рабочей части конвейера, в метрах;
n — количество изделий, закрепляемых на одном крюке, в шт (единственный показатель, который округляется всегда вниз);
l — расстояние между крюками, в метрах.
Работа транспортного хозяйства включает планирование по следующим направлениям:
1. Технико-экономическое — разработка годового плана с разбивкой по кварталам:
a. Производственная программа;
b. План по труду;
c. Лимит материально-технического обеспечения;
d. План по себестоимости транспортных работ;
e. План организационно-технических мероприятий;
f. Сводка технико-экономических показателей;
2. Оперативно-календарное — разработка программ по месяцам и сменно-суточных заданий на перевозки и погрузо-разгрузочные работы;
3. Диспетчеризация — составление графиков и сменно-суточных заданий, оперативное регулирование и контроль за выполнением. Оперативное регулирование включает наблюдение за выходом на линию определенного количества транспорта, контроль за выполнением суточного плана перевозок, ликвидацию аварий, замену транспорта в случае поломок. Оперативный учет включает суточный рапорт о работе транспортного хозяйства и отчет по его производственной и хозяйственной деятельности за месяц.
Технико-экономические показатели работы транспортного хозяйства:
· k-т использования парка транспортных средств по времени;
· k-т использования пробега;
· k-т использования тоннажа;
· Себестоимость одного машино-часа;
· Себестоимость перевозки 1т груза;
|
· Расход энергии и топлива (в общем по всему хозяйству);
· Расход смазочных и обтирочных материалов (аналогично);
Организация связи
Связь обеспечивает деловое, коллективное и личное общение людей, а ее основная задача заключается в передаче и получении в кратчайшие сроки качественной и полной информации. Услуги связи должны быть доступными и в ряде случаев носить конфиденциальный характер.
Основными показателями оценки использования связи на предприятии являются:
· Объем продукции в стоимостном измерении, включая стоимость услуг по передаче сообщений (телефон, телеграф, почта, интернеты), программ телевидения, радиовещания и предоставления в пользование потребителей действующих технологических средств;
· Протяженность телефонных каналов;
· Емкость телефонных станций и узлов коммутации;
· Количество телевизионных станций и радиоканалов, где покупается эфирное время;
· Количество телефонных аппаратов.