Выполнила студентка 481 группы Баламбаева Диана
Тема. Организация групповой работы во внеурочной деятельности
Особенности организации групповой работы:
Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблему. Далее осуществляется деление обучающихся на группы и распределение заданий. С нашей точки зрения, в дидактическом процессе школьного учебного учреждения целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.
Следует отметить, что применение групповой работы требует от учителя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.
Прежде всего нужно выяснить вопрос о составе учебной группы. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в гетерогенных группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме.
При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии. Желательно, чтобы преподаватель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать детям, сообщив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной.
Следующая практическая проблема — внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе лидера или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор лидера является задачей самой группы. Оптимальная же величина группы – 4 человека, что обеспечивает более полную связь между ее членами.
|
Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:
I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
II. Групповая работа.
4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
5. Распределение заданий внутри группы.
6. Индивидуальное выполнение задания.
7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.
III. Заключительная часть.
9. Сообщение о результатах работы в группах.
10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Варианты комплектования групп.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:
· По желанию
· Случайным образом
· По определенному признаку
· По выбору «лидера».
· По выбору педагога.
Требования к заданиям для групповой работы.
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
2. Целесообразно использовать:
• задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
• задания, которые требуют разнообразных знаний и умений;
• задания на развитие творческого мышления.
|
3. Содержание работы должно быть интересно детям.
4. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
5. Задания должны быть проблемными, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
2. Правила работы в группе:
1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать своё мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко..
7. Помни, что успех группы зависит от того, насколько каждый проявит свои достоинства.
8. Во время работы с уважением относитесь к товарищам: принимая или отвергая идею, делайте это вежливо. Помните, что каждый имеет право на ошибку.
9. Каждый член группы должен работать в полную меру своих сил.
3. Задание для учащихся 2 класса
Эксперимент: «Про воздух …» | |||||||
Катя в емкость налила воду и горлышком вниз поместила стеклянную банку, опустила на самое дно. Когда банка коснулась дна, Катя ее наклонила. Из банки вышли пузырьки и поднялись на поверхность. Что это?
Продумай план проведения этого наблюдения, подбери ресурсы, по плану проведи наблюдение. Запиши свои предположения, зарисуй в рамочках самые важные результаты.
Я предполагаю, что ………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………….
Запиши собственные выводы. Мои выводы: ……………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………………………
| |||||||
Творческое задание | |||||||
Придумайте и запишите на каждую букву слова КОМАНДА положительное качество человека. К _________________ О _________________ М _________________ А _________________ Н _________________ Д _________________ А _________________ | |||||||
Подведём итоги | |||||||
Обведи синим цветом свою «роль» в команде. Обведи зелёным цветом «роль», которая интересна тебе больше всего.
|