ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС
(Для свистящих звуков с, з, ц)
Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка (в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка), движения губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнении.
Упражнение «Загнать мяч в ворота»
Цель упражнения. Вырабатывать длительную, целенаправленную воздушную струю.
Выполнение упражнения. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе.
Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допускать прерывистую струю.
Упражнение «Наказать непослушный язык»
Цель упражнения. Способствовать расслаблению мышц языка.
Выполнение упражнения. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти (десяти).
Методические указания. 1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
|
Упражнение «Сделать язык широким»
Цель упражнения. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти (десяти).
Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Упражнение «Кто дальше загонит мяч»
Цель упражнения. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы струя была узкая, а не рассеянная.
ВТОРОЙ КОМПЛЕКС
(ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ)
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка, губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи, достаточно сильной и направленной посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
|
Упражнение «Наказать непослушный язык »
Цель упражнения. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Выполнение упражнения. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти (десяти).
Методические указания. 1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
Упражнение «Сделать язык широким »
Цель упражнения. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти (десяти).
Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Упражнение «Кто дальше загонит мяч»
Цель у п ра жнен ия. Вырабатывать плавную, длим непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка,
Выполнение упражнения. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы струя была узкая, а не рассеянная.