Упражнение «Кто дальше загонит мяч»




ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС

(Для свистящих звуков с, з, ц)

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка (в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка), движения губ, нижней челю­сти и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направ­ленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнении.

Упражнение «Загнать мяч в ворота»

Цель упражнения. Вырабатывать длительную, целена­правленную воздушную струю.

Выполнение упражнения. Вытянуть губы вперед тру­бочкой и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе.

Методические указания. 1. Следить, чтобы не наду­вались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальца­ми. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допускать преры­вистую струю.

Упражнение «Наказать непослушный язык»

Цель упражнения. Способствовать расслаблению мышц языка.

Выполнение упражнения. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном поло­жении при открытом рте под счет от одного до пяти (десяти).

Методические указания. 1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 2. Язык дол­жен быть широким, края его должны касаться уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном вы­дохе. При этом следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхае­мый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.

 

Упражнение «Сделать язык широким»

Цель упражнения. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти (десяти).

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослуш­ный язык».

 

Упражнение «Кто дальше загонит мяч»

Цель упражнения. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Выполнение упражнения. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произ­нося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Сле­дить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы струя была узкая, а не рассеянная.

 

 

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС

(ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ)

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка, губ, нижней челюсти и наличие воз­душной струи, достаточно сильной и направленной посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Упражнение «Наказать непослушный язык »

Цель упражнения. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Выполнение упражнения. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном поло­жении при открытом рте под счет от одного до пяти (десяти).

Методические указания. 1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 2. Язык дол­жен быть широким, края его должны касаться уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном вы­дохе. При этом следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхае­мый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.

 

Упражнение «Сделать язык широким »

Цель упражнения. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти (десяти).

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослуш­ный язык».

 

Упражнение «Кто дальше загонит мяч»

Цель у п ра жнен ия. Вырабатывать плавную, длим непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка,

Выполнение упражнения. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произ­нося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Сле­дить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы струя была узкая, а не рассеянная.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: