Цел ь у п раж нени я. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме «чашечки», которое принимает язык при произнесении звука ш.
Выполнение упражнения. Слегка приоткрыть рог и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая и движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх, она должна быть неподвижной. 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Ес-ли упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык будет распластанным, так шпателем поднять его наверх и завернутьна верхнюю губу.
Упражнение «Фокус»
Цель упражнения. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широ-кий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижа-ты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка ДОЛЖНЫбыть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно слегка их придержать. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Упражнение «Присоси конфетку»
Цель упражнения. Укрепить мышцы языка и orp.inn тать подъем языка вверх.
Выполнение упражнения. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и попросить ребенка приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
|
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать на 1,5—2 см, не больше. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец сбоку между коренными зубами. 4. Выполнять упражнение надо медленно, и только постепенно можно убыстрять темп.
Упражнение «Грибок »
Цель упражнения. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания. 1. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая язык в верхнем положении под счет от 3 до 10.
ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС
(Для звука л)
Для произнесения звука л необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения:
Упражнение «Наказать непослушный язык »
Цель упражнения. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Выполнение упражнения. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти (десяти).
|
Методические указания. 1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
Упражнение «Сделать язык широким »
Цель упражнения. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти (десяти).
Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».