День 1. Введение в профессию
Тренеры: Влад Шипилов,
Егор Гожулян
Москва, 2012
1. Тренинг как форма обучения
Бизнес-тренинг – это
> активная форма обучения,
> ориентированная на реализацию целей заказчика
> за счёт развития умений,
> необходимых для практической деятельности обучаемых в конкретной должности.
1. Тренинг как форма обучения
Скажите мне, и я забуду,
покажите мне, и я запомню,
вовлеките меня, и я пойму.
Китайская поговорка
Пирамида форм обучения
1. Тренинг как форма обучения
Другие форматы интерактивной групповой работы
Психотерапевтические группы
Нацелены на решение личностных проблем участников. Ориентация на поиск причин сложностей в прошлом человека.
Индивидуальная проработка проблемы отдельного участника, остальная группа развивается медленно.
Тренинги личностного роста
Работают с личностным потенциалом участника, его целями, ценностями. В отличии от групповой психотерапии, нет ориентации на поиск причин в прошлом человека.
Направлен на изменение установок человека и раскрытие его скрытых резервов и возможностей.
Социально-психологические тренинги
По форме – то же самое, что и бизнес-тренинг, но другой предмет. Формирует умения, не относящиеся непосредственно к должностной роли (умение устанавливать контакт вообще).
Ориентация на процесс: облегчение коммуникации, более комфортное взаимодействие. Упражнения – не из бизнеса.
2. Факторы успеха тренера
Треугольник успеха тренера
2. Факторы успеха тренера
Инструменты развития личности тренера
Окно Джохари
2. Факторы успеха тренера
Инструменты развития личности тренера
Обратная связь
3. Методика бизнес-тренинга
Особенности обучения взрослых людей
Взрослые участники тренинга – сформировавшиеся личности с собственным жизненным опытом, целями и ценностями. Однако в бизнес-обучении иногда не учитываются эти особенности и обучение взрослых людей строится так же, как обучение школьников или студентов. В педагогике появился даже особый раздел, андрагогика, который занимается исследованием принципов обучения взрослых. Учёт этих принципов помогает сделать тренинг более эффективным.
· Потребность в самостоятельности
Одна из основных черт взрослого человека – самостоятельность, желание самому делать выбор и принимать решения. У взрослых люде й есть сложившиеся взгляды, убеждения, и именно через призму этих убеждений они воспринимают новую информацию. Если что-то не соответствует взглядам, оно отвергается.
· Потребность в осмысленности обучения
Взрослые люди очень внимательно относятся к тому, зачем нужно изучать ту или иную тему. Они также интересуются тем, что будет, если не изучать эту тему. И взрослые участники будут активно работать только при наличии высокой внутренней мотивации.
· Практическая направленность на решение реальных задач
Взрослый человек, как правило, имеет множество семейных и социальных обязанностей, поэтому учится без отрыва от основной профессиональной деятельности.
Поэтому взрослого участника прежде всего интересует возможность применить полученные знания и навыки для улучшения своей деятельности и получения результата. Если же он не видит необходимости обучения для решения своих реальных рабочих задач, то его мотивация падает.
3. Методика бизнес-тренинга
Структура бизнес-тренинга
3. Методика бизнес-тренинга
Цикл эмпирического познания Д. Колба
При традиционном обучении учащийся слышит, читает, говорит, пишет об изучаемых явлениях, но не взаимодействует с ними непосредственно. Однако человек приобретает огромную часть своих знаний и опыта из практики.
Это можно учесть, чтобы сделать тренинг максимально эффективным, Для этого используют фазы естественного учебного цикла:
«Естественный» учебный цикл