ВО ИМЯ ГОСПОДА БОГА, СОЗДАТЕЛЯ НЕБА И ЗЕМЛИ И ВСЯКИХ БЛАГ ИСТОЧНИКА.
Понеже между Пресветлейшею и Державнейшею Великою Государынею, Божиею поспешествующею милостию, Анною, Императрицею, и Самодержицею Всероссийскою, с одной стороны, и Пресветлейшим Державнейшим Его Салтановым Величеством, преизрядных Салтанов Великим и почтеннейшим Королем, Лепотнейшим Мекским и Мединским и зашитителем Святаго Иерусалима, Королем и Императором пространнейших Провинций, поселенных в странах Европейских, Азийских, и на Белом, и на Черном море, Светлейшим и Державнейшим и Великим Императором Салтаном сыном Салтановым, и Королем и сыном Королей, Салтаном, Магмутом Ханом сыном Салтана Мустафы Хана, с другой стороны, тяжкая и обеих сторон подданным разорительная война началась, а паки обе стороны, по возбуждению Богу благоприятнаго примирения общим склонением о том мыслили, дабы тому кровопролитию окончание учинить, и все ссоры прекратить, совершенную тишину, и права древней дружбы и соседства между обеих сторон Государствами землями и подданными чрез истинный, надежный и постоянный мир и вечно пребывающее дружбы обязательство, к общей народов пользе и благополучию, восстановить. И тако соизволением и поспешествованием Всевышняго Бога и употребленною медиацией) Его Христианнейшаго Величества к тому пришло, что с обеих сторон, чрез поверенных к тому благому делу принадлежащею и достаточною полною мочью снабденных Министров, а именно: со стороны Ея Императорскаго Величества Всероссийскаго Благороднейшаго и Превосходительнейшаго Господина Маркиза де Вилленева, Статского Советника Его Христианнейшаго Величества и чрезвычайнаго Полномочнаго его Посла при Оттоманской Порте; а со стороны помянутой блистательной Порты Оттоманской. Превосходительнейшаго и Сиятельнаго Хаджи Мегемет Паши, Верховнаго Визиря Оттоманской Империи, по силе совершенной и вольной имеющейся власти от своего характера, по бывшим многим конвенциям, держанным между помянутым Господином Послом и Министрами Порты оной, постоянный, вечный и ненарушимый мир на следующих статьях и артикулах поставлен и заключен.
|
Артикум 1.
Да отложится и уничтожится отныне впредь всякое неприятство и не дружба, которая между обеими сторонами началась, и все, еже во время продолжающейся войны, с одной или с другой стороны неприятельскаго, или противнаго хотя оружием, или инако предвосприятно произведено и учинено, вечному забвению да предается, и никакими мерами месть и отмщение о том да не в землется; но вместо того вечный, постоянный и ненарушимый мир, как на земле, так и на воде, також истинное согласие и ненарушаемая вечная дружба и прилежнейшее исполнение и сохранение их постановленных статей и обязательств, да пребудет между обеими договаривающимися высокими стороны Ея Всепресветлейшим Императорским Величеством и Его Салтановым Величеством и их наследниками и потомками, также и между обеих сторон. Империями, областьми, землями, подданными и жительми, так, что впредь обе стороны, не токмо одна другой ничего неприятельскаго, или противнаго, хотя тайно, или явно, не учинить, но паче вместо того верную дружбу и соседство и истинный мир между собою содержат, и взаимно себе всякаго блага желать, и всякой пользе поспешествовать имеют, дабы восстановленный мир и постоянная тишина к пользе и приращению обеих Империй и подданных ненарушимо соблюдена была.
|
Артикум 2.
И понеже обеих сторон истинное намерение есть, между обеими сими Империями учинит мир твердый и постаянный, дабы обеих оных подданные оным пользоваться, и во всяком покое и благополучии пребывать, и всякой способ к ссорам и случай несогласию вовсе отвращены и пресечены быть могли; того ради общим согласием договоренось, что границы обеих Империй быть имеют те, как учреждены и постановлены были в прежних трактатах, а наипаче как оные явственно толкованы будут при договоре, который по силе сего тракгата произведен быть имеет.
Артикум 3.
Крепость Азовская имеет вовсе разорена быть, и в разсуждении истиннаго и вечнаго мира, земля той крепости, по учрежденным границам 1700 года трактата, имеет остаться пустая, и между двумя Империями барриерою служить будет, но взаимно позволено да будет России новую крепость построить, в близости острова Черкасскаго к Азову, который остров стоит на реке Дону и из давных лет Российскою границею есть; також со стороны Оттоманской Империи позволено будет на Кубанских границах к Азову крепость построить, по определению местоположений помянутых крепостей, которое от учрежденных с обеих сторон Коммиссаров назначено будет, на которых справедливость и дискрецию такое учреждение положено быть иметь, с такой однакож кондициею, чтоб бывшая крепость Таганрог, которая уже разорена, вновь возобновлена не была, и чтоб Российская Держава, ни на Азовском море, ни на Черном море, никакой корабельный флот, ниже иных кораблей иметь и построить не могла.
|
Артикум 4.
Для лучшаго ж и подлиннаго знания обеих стран подданным, тех границ, которыя имеют быть учреждены, скоро после подтверждения сего мирнаго трактата, имеют быть от обеих Империй определены и отправлены вышепомянутые искусные Коммисары, с такими довольными инструкциями и полномочными грамотами, чтоб на той Коммиссии не могли произойтить никакия излишния затруднения, но оные б съехався, по силе сего трактата между обоими Империями границы, без продолжений, учредили, и в потребных местах пристойные впредь и на вечныя времена знаки постановя, обыкновенными письменными инструментами изъясняя в них все те границы, со обстоятельствы утвердили, которые Коммиссары имеют в совершенное окончание привесть свою коммиссию в полгода, после размены ратификаций сего трактата.
Артикум 5.
Ея Императорскаго Величества и Всероссийской империи подданные казаки и Калмыки и прочие, какого б звания ни были, в подданстве упомянутой Империи обретающиеся люди, и народы Оттоманской Империи, подданным Крымским, и всем прочим в подданстве Оттоманской Империи обретающимся Татарам и другим народам, никаких набегов и неприятельств да не творят, и никому убытка и урона да не наносят, но жестоко воздержаны да будут от своевольств и нападений, и всяких сему блаженному миру противных поступков; а ежели какия продерзости от оных в самом деле явится, те с жестокостию да накажутся; равным же образом, подданные Оттоманской Империи как Крымские, так и все прочие Татары, и все другие в подданстве Оттоманской Порты обретающиеся, какого б звания и достоинства ни были, впредь, ни с малою или с великою с воинскою силою на страны и на городы и на села владения Ея Императорскаго Величества Всероссийской, и на подданных Ея Великороссийских и Малороссийских стран, ни на казацкие подданные Ея Императорскаго Величества города и поселения, по рекам по Днепру, по Дону и инде посе- ленные, ни на села и городки, ни на жителей, и генерально, противу и на границы Всероссийской Империи, которые назначены и учреждены будут, нападения и неприятельств да не чинять, и в полон да не берут, и скота да не отгоняют, и, ни тайно, ни явно убытка и урона да не наносят, ни иным каким ни есть образом да не обезпокоивают. А если каким ни есть случаем или убытком наносит, или каким нибудь сочинением обид подданным и васалов Ея Императорскаго Величества обезпокоивать, или неприятельски с ними поступать дерзать будут, такие да защищаемы не будут, но по правам правды и по законам Божественным, по тягости вин своих, без пощады да накажутся, и что с обеих сторон пограблено, чтобы ни было, сискав тем, чьи они были, возвращено да будет.
Артикум 6.
Об обеих Кабардах, то есть Большой и Малой, и Кабардинском народе, с обеих сторон соглашенос, что быть тем Кабардам вольным, и не быть под 143 владением ни одного ни другаго Империя, но токмо за барриеру между обеими Империями служить имеют; и что и от другой стороны блистательной Порты Туркам и Татарам во оныя не вступаться, и оных не обезпокоивать такожде и от Всероссийской Империи оныя в покое оставлены будут. Но что однакоже по древнему обыкновению браны будут во Всероссийскую Империю от тех Кабардинцев, для спокойнаго их пребывания аманаты; и Оттоманской Порте, також позволяется для такой же причины, брать от них таких же аманатов; а ежели помянутые Кабардинцы причину жалобы подадут одной или другой Державе, каждой позволяется наказать.
Артикум 7.
Все полонянники, как до начатия нынешней войны; так и во время оной, с обеих сторон во всяких случаях побранные, или по какой причине удержанные, которые и поныне еще во обеих сторонах содержутся и пребывают военные и всякаго чина и звания люди, кроме тех, которые во Всероссийской Империи Христианской, а в Оттоманской Империи Магометанской закон приняли, и о подтверждении сего полезнаго мирнаго трактата, без размены и без выкупа за деньги, все и без всякаго изъятия, сколько их в которой стороне ныне и впредь сыщется, немедленно освобождены и отпущены быть имеют; и о том свобождении пленных в обеих сторонах, по всем городам и Провинциям крепкими указами публиковать, дабы свобода и отпуск оных действительно без продолжения и без всякаго затруднения исполнен быть. А которые пленные по заключении сего трактата, или во время сего мира, из Государств Ея Императорскаго Величества похищены и отведены будут, и в странах Крымских, Буджацких, или Кубанских, или во иных меж Оттоманами и Татарами, и другими подданными блистательной Порты найдутся, дабы сии без всякаго выкупа свобождены и возвращены были. А все те, которые для освобождения Российских полопянников, приходящие в вышереченных странах люди, подданные Ея Императорскаго Величества, с проезжими грамотами, только б дела свои мирно творя, свободу полонянников промышляли, никоими мерами озлоблены да не будут, понеже противно законам Божиим их озлобляющие и убытками наводящие да наказаны будут.
Артикум 8.
Ежели кто, по заключении и подтверждении сего мирнаго трактата, из подданных обеих стран, учиня измену, непослушание или какое преступление и своевольство, в которую сторону перебежит или перейдет; всех тех отнюдь в обеих сторонах не принимать и не держать, но тотчас выдавать, или по последней мере из Государства и земель, где иметься будут, вон высылать; дабы через таких бездельных людей между обеими Империями какой в дружбе холодности, а наипаче напрасных ссор не произошло, выключая только тех, которые, или в Российской империи Христианскою веру, или в Оттоманской Империи Магометанской закон приняли; и також впредь ежели кто из подданных Российской Империи уйдет когда такия будут рекламировании назад востребованы, или с одной, или с другой стороны, взаимно возвращены да будут.
Артикум 9.
Понеже коммерция от плодов мира суть, и от оной плодоносие и изобилие Государств и подданных произходит; того ради позволяется блистательной Порты подданным купца в Государстве Всероссийском купечество свое со всякою свободностию отправлять, на таком основании, как других Держав подданным позволено, и с платежем таких пошлин, как оные платят; напротив чего взаимно Всероссийской Империи подданным купцам в Империи Оттоманской такая же свобода в купечестве дана быть имеет; что же касается до Российской коммерции по Черному морю, и сия отправлена быть имеет на судах Турецким подданным надлежащих.
Артикум 10.
А буде во время сего мира, между подданными обеих стран по каким причинам возбудится спор и ссора, то от пограничных Губернаторов и Коммендантов, по справедливости удобно раземотрено да будет, а зачавшияся несогласия чрез пересылку между обеими Империями пристойными способами, к крепкому содержанию мира и дружбы да успокоятся, и для подобных тому между подданными пограничных ссор никакие неприятельские поступки от обеих сторон да не вчиняются, но совершенно и со всяким радением и дружеским способом тщатись имеют, дабы покой с обеих сторон крепко соблюдаем хранен был.
Артикум 11.
Всероссийской Империи народа мирянам и инокам иметь вольное употребление ходить во святый город Иерусалим, и посещать места, достойныя посещения; а от таких посещений, ради проходящих пассажиров и пилигримов, ни во Иерусалиме и нигде от подданных Оттоманской Империи дань или какой платеж да не испросится; но даны им будут потребные паспорты, и таким образом, как обыкновенно Порта снабдевает подданных прочих наций, с Оттоманскою Империю в дружбе пребывающих, и сверх того живущих в странах Государства Оттоманскаго Всероссийским духовным, чрез вес время прибывания их тамо, ни едина по Божественному закону досада и озлобление да не чинится.
Артикум 12.
Что ж касается до Императорскаго титула Ея Всероссийскаго Величества, упомянутаго, о том, без дальнаго отложения времени и дружески трактования, и с удовольствием обеих сторон соглашенос будет, как того требует потребность и высокое достоинство и Держава Ея Императорскаго Величества.
Артикум 13.
Для лучшаго охранения между Российскою и Оттоманскою Империями востановленнаго ныне мира, и всех сего мирнаго трактата артикул и всяких до обоих Государств и подданных дел и потребностей, позволяется быть при Порте на резиденции от стороны Ея Императорскаго Величества Всероссийской Министрам, какого характера Ея Величество за потрабно разсудить, и иные Министры со всею своею свитою, как в привиллегиях и свободах, так и во всем прочем против Министров прочих наизнатнейших Держав содержаны и почитаны будут, и быть имеют.
Артикум 14.
И дабы сей мир и добрая дружба толь наивящще между обеими Империями учрежден и подтвержден был, того ради отправлены быть имеют с обеих сторон торжественныя и чрезвычайныя посольства в учрежденное и определенное время, с общаго согласия обеих Дворов, которые послы имеют с равенством на границах разменены, приняты, почтены и трактованы быть, с такими ж церемониями, и тем образом, как сие производится в знатных посольствах, между самознатнейшими Державами и Оттоманскою Портою, и во знак дружбы имеют чрез сих послов отправлены быть взаимные подарки, пристойные достоинству их Императорских Величеств.
Артикум 15.
Сверх того соглашенось, что в три месяца, считая с того числа, что сей трактат подписанъ ратификации онаго разменены быть имеют чрез благороднейшаго и Превосходительнейшаго Господина Посла Его Христианнейшаго Величества Медиатора сего мира, и напоследок ради вящщаго яснаго толкования вышеписанных артикулов объявляется, что понеже, по силе четвертаго артикула договоренось, что назначены будут Коммисары для определения границ и исполнения договора, который на тех границах совершен быть имеет; того ради и оные со стороны Порты назначенные Коммисары подчинены быть имеют Крымскому Хану.
Також, ежели со стороны одной или другой Империи воспоследует какое дело, о котором в семь мирном трактате не упомянуто, и от онаго могло б какое предосуждение сему вечному миру воспоследовать, то при таком случае с обеих сторон без замедления истинною справедливостию к поправлению того полезные способы употреблены будут.
И дабы кондиции сего заключеннаго мира на вышепомянутых 15 артикулах с обеих сторон соглашенные, могли б впредь исполнены, и с надлежащим почтением не нарушимо содержаны быть: того для объявляется, что по силе сего настоящаго трактата, все прежде заключенные трактаты имеют пребыть без всякой силы и важности, выключая границ, которые имеют быть учреждены.
Впрочем в самое то время, что Превосходительнейший и Сиятельный Верховный Визирь, по силе вышеупомянутой полномочии, вручил Благороднейшему и Превосходительнейшему Господину Послу Его Христианнейшаго Величества инструмент сего мира, на Турецком языке писанный, то и вышеупомянутый Благороднейший и Превосходительнейший Господин Французский Посол, по силе своей уже сообщенной полномочии, вручил також помянутому Верховному Визирю такой же мирный инструмент, на Италианском языке писанный, с такою кондициею, что когда сей трактат ратификован будет, тогда дана будет гарантия Его Христианнейшаго Величества. Вышеписанный проэкт к мирному трактату, будучи разсмотрен и апробован в разных с Турецкими Министрами держанных конференциях: Мы Луи Совер Маркиз де Вилленев, Статский Советник и чрезвычайный и Полномочный Посол Императора Французскаго при Порте Оттоманской, в силе данных Нам от Ея Величества Всероссийскаго и Порте сообщенных полных мочей декларуем, что именем высокопомянутаго Ея Величества Всероссийскаго, Мы, Сиятельный с Хаджи Мегемедом Пашею Верховным Визирем Оттоманской Порты, по силе присовокупленной Его Министерством полной и совершенной мочи, согласились о кондициях, в вышеписанных артикулах содержанных, и получа от него оригинальный, Турецким языком писанный инструмент, от онаго Оттоманской Порты Верховнаго Визиря подписанный и припечатанный. Мы ему сей Италиянским языком писанный инструмент от Нас по Французски подписанный, и печатью Нашею припечатанный, вручили, предоставляя себе однако же ратификацию Ея Величества Всероссийскаго, и в таком случае, что она воспоследовать будет, Мы обещаем гарантировать помянутый трактат со стороны и именем Императора Французскаго, сохраняя однако же в целости Его права и преимущества, которым чрез сие предосуждение учинить не намерены.
В дополнение к Белградскому мирному договору между Россией и Турцией был заключён Нишский договор, согласно которому Россия подтвердила свой полный отказ от претензий на земли Причерноморского региона (в том числе Крым и Молдавию), но получила право создать коммерческий порт в Азове и обязалась не возводить в порту никаких военных сооружений и укреплений.
Осенью 1740 г. Анна Иоанновна, уже давно страдавшая мочекаменной болезнью, полностью слегла. Эта ситуация заставила императрицу и ее ближайший круг всерьез задуматься над проблемой престолонаследника.
После недолгих раздумий, по подсказке Э.И. Бирона, Анна сделала окончательный выбор и назначила своим преемником внучатого годовалого племянника, цесаревича Иоанна Антоновича (1740;1764), регентом при котором стали не его родители Анна Леопольдовна и Антон Ульрих Брауншвейгский, а все тот же Э.И. Бирон.
Тро́ицкая Ла́врская духо́вная семина́рия — духовная семинария Русской православной церкви, располагавшаяся в помещениях Троице-Сергиевой лавры. Занятия начались с 1742 года. В ходе реформы духовно-учебных заведений 1810-х годов в 1814 году вместо упразднённой Троицкой лаврской семинарии в стенах лавры была размещена Московская духовная академия, ставшая преемницей Славяно-греко-латинской академии.
История
Троицкая лаврская семинария была основана по решению императрицы Анны Иоанновны именным указом Синоду от 21 сентября 1738 года: «завесть при Троицком Сергиевом монастыре семинарию с добрым основанием … и набрать учеников в ту семинарию до 200 человек, выбирая способнейших к наукам из священнических и прочих церковниковых и тутошних монастырских слуг детей, которые уже обучены читать и писать в русском языке, а именно от 10 до 15 лет». В 1739 году настоятелем Троице-Сергиевого монастыря, специально для организации в ней семинарии по киевскому образцу, был назначен архимандрит Амвросий (Дубневич). Однако быстрого организации семинарии не получилось и дело получило продолжение уже при императрице Елизавете Петровне и преемнике Амвросия — архимандрите Кирилле (Флоринском).
Первые занятия начались 2 октября 1742 года. Первыми преподавателями были.
Первоначально руководство и попечение семинарией возлагалось на архимандритов Троицкого монастыря. После смерти архимандрита Кирилла, 29 января 1744 года архимандритом Троице-Сергиевой лавры, значит — начальником семинарии при ней — «повелено быть» Арсению (Могилянскому). За восемь лет пребывания на этих должностях «семинария вполне организовалась». Первым руководителем семинарии — префектом, стал в 1745 году Афанасий Волховской; с 1748 года он стал именоваться ректором семинарии. Однако непосредственное управление семинарией ещё с 1742 года было поручено светскому лицу — интенданту Андрею Ивановичу Павловскому, который удержал своё влияние и при первом префекте.
Ректор и префект семинарии, наблюдая за ходом обучения и поведением учеников, зависели от архимандрита лавры и соборных старцев.
Обучение началось 2 октября 1742 года — с класса аналогии (или фары), в котором обучали чтению и письму; первыми преподавателями были Семён Метенский и Иван Лелеяцкий. В следующем году были открыты классы инфимы и грамматики, а число преподавателей достигло пяти (среди них — Фёдор Ляшевецкий). В 1744 году открылись классы синтаксимы, пиитики, а в следующем году — риторики. Все преподаватели были на полном обеспечении семинарии: одеждой, едой, помещением и денежным жалованьем; «…все содержание семинарии с издержками на учителей и на 80-90 учеников стоило … 4957 рублей 16 коп., — сумма в то время очень не малая». Большой трудностью оказалось набрать в семинарию учеников; за укрытие детей указом Синода от 23 февраля 1744 году было даже предписано штрафовать: протопопов — по два рубля, священников — на полтора, дьяконов — на рубль, а с дьячков и пономарей взималось по 50 копеек. В первые годы большинство учеников было «на стороне крестьянских и служних детей: учеников из духовного звания было не много… Годичное число учеников семинарии простиралось от 90 до 200 человек».
С сентября 1749 года Кирилл (Ляшевецкий), ставший префектом семинарии, начал читать философию, а богословие с 1751 года преподавал Афанасий Волховской.
До отобрания у монастырей вотчин в 1764 году, семинария находилась на содержании лавры и составляла её собственное учебное заведение, которое находилось в полном её ведении. В ученики семинарии набирались дети священно- и церковнослужителей Троицкой десятины — административной единицы, включавшей до тридцати пяти окружавших лавру сёл. С 1764 года семинария начала получать содержание помимо лавры из коллегии экономии, вместе с чем она стала и независимою от лавры в административном отношении, а лишь находящейся в её стенах и на её земле.
Своего расцвета Троицкая лаврская семинария достигла при митрополите Московском Платоне (Левшине). Среди окончивших её в этот период были будущие митрополиты: Санкт-Петербургский Михаил (Десницкий) — выпускник 1782 года; Московский Филарет (Дроздов) — выпускник 1803 года.
При закрытии Троицкой семинарии в 1814 году 133 ученика из неё были переведены в Вифанскую духовную семинарию.
См. также
См. также категорию: Персоналии:Троицкая лаврская семинария
Литература
- Смирнов С. История Троицкой лаврской семинарии. — М.: Изд. А. В. Толоконникова, 1867.
- Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1892.
Литература
Научная
· Альгаротти Фр. Русские путешествия: Письма о России / Пер., сост., комм. М. Г. Талалая. — СПб: Крига, 2006. — 176 с.
· Альгаротти Фр. Путешествие в Россию / Изд. подг. И. П. Володина и А. Ю. Миролюбова. — СПб.: Наука, 2014. — 400 с. — Серия «Литературные памятники».
· Анисимов Е. В. Россия без Петра. 1725—1740 гг. — Л.: Лениздат, 1994. — 496 с. — Серия «Историческая библиотека „Петербург-Петроград-Ленинград“: Хроника трёх столетий». — ISBN 5-289-01008-4.
· Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М.: Молодая гвардия, 2002. — 362 с. — Серия «Жизнь замечательных людей».
· Безвременье и временщики. Воспоминания об эпохе дворцовых переворотов (1720—1760 гг.) / Под ред. Е. В. Анисимова. — Л.: Худож. лит-ра, 1991. — 368 с. — ISBN 5-280-01357-9. (Мемуары Б. Х. Миниха, И. Э. Миниха, Н. Б. Долгорукой и др.).
· Берк К. Р. Путевые заметки о России / Пер. Ю. Н. Беспятых // Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии. — СПб.: БЛИЦ, 1997. — С. 111—302.
· Герцог Лирийский. Записки о пребывании при Императорском российском дворе в звании посла короля Испанского // Россия XVIII в. глазами иностранцев / Под. ред. Ю. А. Лимонова. — Л.: Лениздат, 1989. — С. 189—260. — Серия «Библиотека „Страницы истории Отечества“». — ISBN 5-289-00420-3.
· Дэшвуд Ф. Дневник пребывания в С.-Петербурге в 1733 году / Пер. Ю. Н. Беспятых // Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии. — СПб.: БЛИЦ, 1997. — С. 55-86.
· Герман Э. Царствование Анны Иоанновны. 1730—1740. // Русский архив, 1866. — Вып. 1. — Стб. 1-38; Вып. 2. — Стб. 137—171; Вып. 5. — Стб. 661—674; Вып. 8. — Стб. 1349—1374; Вып. 9. — Стб. 1508—1538.
· Джастис Э. Три года в Петербурге / Пер. Ю. Н. Беспятых // Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии. — СПб.: БЛИЦ, 1997. — С. 87-110.
· Екатерина II. Собственноручная заметка Екатерины II о попытке Долгоруких в 1730 г. ограничить власть самодержавия // Русская старина, 1875. — Т. 12. — № 12. — С. 388.
· Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Императрица Анна Ивановна и её царствование
· Курукин И. В. Анна Иоанновна. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 430 с. — Серия «Жизнь замечательных людей».
· Миних Б. К. Диспозиция и церемониал торжественного въезда императрицы Анны Ивановны в С.-Петербург 16 генваря 1732 года / Сообщ. М. Д. Хмыров // Русский архив, 1867. — Вып. 3. — Стб. 332—341.
· Павленко Н. И. Герцогиня Курляндская на пути к российскому трону
· Павленко Н. И. «Страсти у трона». История дворцовых переворотов. — М.: Журнал «Родина», 1996. — 320 с. — ISBN 5-7330-0255-7.
· Сиповский В. В. Итальянский театр в С.-Петербурге при Анне Иоанновне (1733—1735 гг.) // Русская старина, 1900. — Т. 102. — № 6. — С. 593—611.
· Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 19. Гл. 3
· Строев В. Н. Бироновщина и Кабинет министров. Очерк внутренней политики императрицы Анны. Историческое исследование. — Ч. 1. 1730—1735 гг. — М.: Типография Императорского Московского университета, 1909. — 207 c.
· Феофан Прокопович. История о избрании и восшествии на престол блаженной и вечнодостойной памяти государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержцы всероссийской. / Примеч. А. Терещенко // Сын отечества, 1837. — Ч. 184. — Отд. 2. — С. 23-73; то же, в текстовом формате.
· Шестакова А. Ф. Черты домашней жизни императрицы Анны Иоанновны / Примеч. П. И. Бартенева // Русский архив, 1904. — Кн. 1. — Вып. 3. — С. 523—526.
· Шубинский С. Н. Императрица Анна Иоанновна, придворный быт и забавы. 1730—1740 // Русская старина, 1873. — Т. 7. — № 3. — С. 336—353.
Художественная
· Авенариус В. П. Два регентства. Бироновщина. Истор. романы. — М.: Дет. лит-ра, 1992. — 381 с.
· Лажечников И. И. Ледяной дом. — М.: Московский рабочий, 1980. — 320 с.
· Нагибин Ю. М. Квасник и Буженинова // «Вслед подвигам Петровым». Век XVIII. — М.: Молодая гвардия, 1988. — С. 253—337. — Серия «История Отечества в романах, повестях, документах».
· Петров М. Т. Румянцев-Задунайский. — Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1984. — 416 с.
· Томилин-Бразоль А. Н. Жизнь и смерть Фёдора Соймонова, доблестнаго флота служителя, до наук охотника, сочинённые через труд и рачение Автором во Граде Святаго Петра в 1984—1989 годах. Роман-эссе. — Л.: Советский писатель, 1991. — 544 с.