Анализ проблем управления школьным медперсоналом




 

Школа и общество - сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования.

Нестабильность жизни России за последние 100 лет, по-видимому, определила перманентные реформы образования, происходящие практически каждые 10-15 лет. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной - проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создания нормальных условий их роста и развития. Почему эта проблема всегда была актуальна и не теряет своей значимости? Не потому ли, что за прошедшие 100 лет состояние здоровья детей России постоянно вызывало тревогу, опасение за будущее страны.

В последнее время мы много говорим о резком ухудшении здоровья детей, но забываем, что о реальных цифрах состояния здоровья наших детей мы узнали лишь в начале 90-х. Динамические наблюдения за состоянием здоровья школьников в исследованиях, которые проводятся в Институте возрастной физиологии РАО, свидетельствуют, что даже в относительно спокойные и относительно благополучные годы, когда отмечалось улучшение физического развития детей, снижение детской смертности, резкое снижение или полная ликвидация заболеваний (например туберкулеза, полиомиелита), у нас не было более 30-35% здоровых детей.

Был период, когда в плохом состоянии здоровья детей обвиняли только школу. Подобные обвинения можно слышать и сейчас. Эти обвинения не лишены основания. Сама организация школьного обучения в России, традиционно ориентированная на получение большого количества информации и обширные теоретические знания разных наук, постоянная интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными условиями организации учебного процесса не может способствовать сохранению и укреплению здоровья. А если приплюсовать к этим факторам высокую степень различных стрессовых воздействий, связанных с недостаточным знанием педагогов возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, отсутствие системной физкультурно-оздоровительной работы и низкий уровень общей культуры здоровья в обществе и в семье, то удивляться цифрам плохого здоровья не приходится. Однако школа ли в ответе за здоровье детей, вернее, только ли школа?

От ответа на этот вопрос зависит решение государственных проблем развития и здоровья детей. Но для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь объективные данные о состоянии здоровья детей от момента рождения до школы, а затем - в школе.

В государственных и властных структурах, в средствах массовой информации почему-то уверены, что эти данные у нас есть. «Больше того, в различных сообщениях, докладах, на совещаниях и конференциях с каждым годом представляются все более шокирующие цифры (20%, 8%, 2% здоровых детей). Хочу еще раз подчеркнуть, это, скорее всего, данные локальных исследований отдельных групп детей, по которым нельзя судить о состоянии здоровья детей в России. За последние пять лет у нас есть единственный официальный документ, на который мы имеем право сослаться при анализе состояния здоровья - это «Доклад о состоянии здоровья детей в Российской федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года)». По данным Всероссийской диспансеризации (осмотрено всего 30 млн. 400 тыс. детей) «32,4% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% - хронические заболевания (III-IV-V группы здоровья)». В этом докладе представлена и динамика состояния здоровья мальчиков и девочек (различий между этими группами практически нет) от года до 15-17 лет, согласно которой существенного снижения количества детей I группы здоровья за период от 7 до 17 лет не происходит. Однако резко возрастает число детей III группы здоровья (с хроническими заболеваниями), т.е. «хрониками» становятся дети, имевшие функциональные отклонения. Признать эти данные корректными при всем желании не могу, т. к. дети разного возраста (4-6, 7-10, 11-14 и 15-17 лет) объединены в единые группы, и это не позволяет объективно оценивать ситуацию.

Есть данные четырехлетнего мониторинга состояния здоровья - более 60 тысяч школьников 1-4 и 10-11 классов более 70 регионов России (Институт возрастной физиологии РАО). Следует заметить, что эти данные из медицинских карт школьников плюс данные анкетирования родителей. Поразительно, но информация, полученная от родителей, доказывает, что далеко не всегда школа знает о реальном состоянии здоровья детей. Причем, чем старше школьник, тем менее достоверны сведения школы. Не это ли одна из причин тех несчастных случаев, которые не редки на уроках физкультуры и учебных сборах?

Итак, ничего криминального в состоянии здоровья детей за последние годы не произошло. Но 70% нездоровых - это трудно назвать благополучием. Есть не просто проблема школы, а общества в целом.

Возможно, в ухудшении здоровья детей есть доля вины школы, но какая, с чем это связано? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо постоянное и системное изучение особенностей организации процесса обучения, разных его вариантов в сочетании с мониторингом состояния здоровья. К сожалению, подробный мониторинг (по заказу Минобрнауки) велся только в 2000-2004 годах. Без этих данных невозможно оценить эффективность и целесообразность модернизации образования, использование новых технологий с адекватностью учебных нагрузок.

Часть детей приходят в школу, уже имея «букет болезней», а это требует повышения ответственности педиатрической службы и улучшения системы медицинского обслуживания школьников. При этом педиатр должен хорошо знать возрастные особенности развития ребенка, уметь оценивать влияние учебных нагрузок, дифференцировать и понимать причины психосоматических заболеваний и многое другое. Учитывает ли современная подготовка педиатров, детских неврологов эти вопросы? Нет. Учитель, к которому приходят почти 70% не очень здоровых детей, также должен знать их особенности, возможности риска. Есть ли системное изучение этих вопросов в современной подготовке педагога, психолога? Нет.

Так и получается: объективной оценки ситуации нет, квалифицированно проблему никто не решает, медики готовы во всем обвинять школу, школа - медиков, а ситуация не меняется и не может измениться. Это будет продолжаться, если не разобраться в реальной ситуации, не разделить «сферы влияния», полномочия и объединиться в решении нашей общей и жизненно важной проблемы. Сохранение здоровья детей - задача общества, общая задача разных ведомств и разных специалистов. Системное решение этой задачи заслуживает статуса национального проекта.

В рамках решения этих проблем медицинский персонал школы с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся:

организует медицинский осмотр всех учащихся совместно со специалистами ЦРБ;

организует и проводит диспансеризацию школьников «декретированных классов»;

определяет медицинские группы каждого учащегося для занятий физкультурой;

организует контроль за лечением учащихся с отклонениями в состоянии здоровья;

проводит антропометрию всех учащихся;

определяет остроту зрения учащихся;

организует и проводит совместно со стоматологом санацию полости рта всех учащихся;

организует учет и анализ всех случаев травматизма;

проводит профилактику травматизма среди учащихся;

проводит амбулаторный прием в школе;

осуществляет контроль за физическим развитием учащихся, посещая 1 раз в месяц уроки физкультуры и занятия спортивных секций;

проводит контроль за технологией приготовления пищи, мытья посуды, сроками реализации продуктов и готовой пищи;

проводить осмотр персонала школьной столовой;

осуществляет контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения и воспитания учащихся;

проводит санитарно-гигиенические мероприятия (индивидуальные, групповые и коллективные), направленные на формирование потребности в здоровом образе жизни и ориентирующих на осознание вреда «саморазрушающих» форм поведения;

обеспечивает осмотр детей перед профпрививками;

организует работу с санитарным активом школы;

контролирует функциональное состояние учащихся в динамике учебного дня, недели в целях предупреждения возникающего утомления, работу кабинета здоровья, выполнение оздоровительных мероприятий: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультурные минутки, внеклассные спортивные мероприятия

организовать контроль за прохождением персоналом школы медицинских профосмотров;

проводить лекции и беседы для школьников:

«Личная гигиена школьника»,

«Режим для школьника»,

«Режим для первоклассника»,

«Личная гигиена девочки, девушки»,

«Профилактика инфекционных заболеваний»,

«Профилактика детского травматизма»,

«Токсикомания»,

«Берегите зрение»,

«Алкоголь и подросток»,

«Чума XX века (СПИД)»,

«Курение - опасно для жизни»,

«Вирусный гепатит»,

«Красивая осанка - залог здоровья»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: