Работа медицинской службы образовательного учреждения




Функциональные обязанности медицинских работников образовательного учреждения даны в приказе МО и МЗ РФ №186/272. Там же приведены инструкции по проведению комплексной оценки состояния здоровья (последняя инструкция утверждена приказом МЗ от 30.12.04 №621), проведения и оценки физического развития и функциональных проб.

На основании индивидуальных комплексных оценок состояния здоровья детей можно составить представление о здоровье детей всего ОУ. Приказ 186/272 предлагает следующие показатели здоровья в детском коллективе:

1 общая заболеваемость (уровень и структура по классам МКБ-Х);

2 острая заболеваемость (уровень и структура);

3 заболеваемость детей в случаях и в днях на 1 ребенка;

4 процент часто болеющих детей;

5 процент детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями;

6 процент детей, отнесенных по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физкультурой (основная, подготовительная, специальная);

7 процент детей, функционально незрелых к обучению;

8 процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к ДОУ, школе;

9 процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях;

10 распределение детей по группам здоровья.

В обязательные показатели состояния детей ОУ входят так же:

· показатели физического развития: (распределение по группам физического развития; процент детей с нарушениями осанки).

· показатели физической подготовленности по тестам (распределение по уровню физической подготовленности).

Анкетирование по программе CINDI или региональным вариантам социально-гигиенических анкет (их содержание имеется на кафедре) позволяет дополнительно выявить:

· мотивацию детей к ведению здорового образа жизни;

· сформированность медико-гигиенических знаний;

· организацию и состояние питания детей;

· отношение к физической культуре;

· распространенность вредных привычек.

Один из вариантов плана работы медицинской службы школы предложен Г.Н. Сердюковской. Приводим его с некоторыми изменениями:

 

Примерный план работы медицинского персонала школы

Наименование мероприятия Срок исполнения Ответственный исполнитель Отметка об исполнении
  Организационные мероприятия      
  Проверка санитарного состояния школы и готовности к приему учащихся. В случае необходимости составить акт и предъявить требования администрации школы с указанием срока выполнения. Август Служба СЭС (Роспотребнадзора), медперсонал школы, директор  
  Подготовить медкабинет, обеспечить его необходимым инвентарем Август-сентябрь Медперсонал школы, директор, поликлиника.  
  Проверить имеющуюся и подготовить новую необходимую мед. документацию Август-сентябрь Медсестра, поликлиника  
  Составить и дополнить папку методических рекомендаций, приказов, инструкций по организации медицинского обеспечения школьников Август Поликлиника, медперсонал школы  
  Составить папку инструктивно-методических материалов по пропаганде здорового образа жизни: примерные тексты бесед и лекций; список научно-популярных и медицинских фильмов; комплекты листовок. Памяток, обращений, буклетов по вопросам охраны здоровья школьников. Август-сентябрь Медперсонал, поликлиника.  
  Составит план работы медперсонала школы на год. Утвердить у главного врача поликлиники и согласовать с директором школы. На основании годового, составить месячные планы Август Медперсонал школы  
  Лечебно-профилактические мероприятия      
  Организовать и провести медосмотр всех учащихся и диспансеризацию «декретированных» классов: - совместно с поликлиникой составить график осмотра и утвердить его у директора - определить мед. группу каждому учащемуся для занятий физкультурой - всем провести антропометрию и определить остроту зрения, данные занести в форму 030-Д/У (026/У) - дать заключения о состоянии здоровья каждого школьника (с учетом заключений врачей-специалистов) и назначить лечебно-оздоровительные мероприятия - организовать контроль за лечением учащихся с отклонениями в состоянии здоровья Сентябрь-декабрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь-декабрь Сентябрь-декабрь В течение года Врач, врачи-специалисты. Директор, врач школы. Врач школы. Медсестра школы Врач школы Медперсонал школы  
  Провести анализ результатов медицинских осмотров, довести до сведения родителей, учителей, занести данные и рекомендации в классные журналы По окончании Медперсонал школы  
  провести работу по профориентации школьников с учетом их здоровья, начиная с 6 класса В течение года Врач и педагоги  
  Организовать и провести санацию полости рта всем учащимся (занести данные в форму 030-Д/У) 1 полугодие Стоматолог, медсестра.  
  Провести профилактику травматизма среди учащихся, организовать учет и анализ всех случаев травм В течение года Медперсонал, педагоги  
  Организовать и провести в школе лечение детей с заболеваниями носоглотки, опорно-двигательного аппарата и др. То же Медперсонал, поликлиника  
  Организовать щадящее питание для детей, страдающих заболеваниями ЖКТ То же Врач, директор  
  Проводить амбулаторный прием в школе В течение года Медперсонал школы  
  Осуществлять контроль за физическим воспитанием учащихся, посещая 1 раз в месяц уроки физкультуры и занятия спортивных секций В течение года Медперсонал школы  
  Санитарно-противоэпидемические мероприятия      
  Составить план профилактических прививок Сентябрь Врач, медсестра  
  Обеспечить осмотр детей перед прививками по плану Врач школы  
  Провести обследование учащихся на гельминты и дегельминтизацию нуждающихся 1 раз в год Медсестра  
  Осуществлять контроль за сан-гиг. условиями обучения и воспитания учащихся Ежедневно Медсестра  
  Проводить контроль за технологией приготовления пищи, мытья посуды, сроками реализации продуктов и готовой пищи Ежедневно Медсестра  
  Организовать учет и изоляцию больных школьников. Проводить осмотры контактирующих В течение года Врач, медсестра  
  Осуществлять контроль за прохождением персоналом школы медицинских профилактических осмотров 1 раз в квартал Медсестра  
  Проводить осмотр персонала пищеблока на наличие гнойничковых и др. Заболеваний, отмечая результаты в специальном журнале. Ежедневно Медсестра  
  Санитарно-просветительные мероприятия      
  Составить план санпросвет мероприятий на год и помесячно, обеспечить их выполнение Сентябрь, ежемесячно Медперсонал  
  Проводить лекции и беседы для школьников (по плану) 1-2 лекции в четверти, 4 беседы в месяц Медперсонал школы  
  Принимать участие в организации вечеров. Посвященных деятелям медицины и актуальным проблемам охраны здоровья. 1 вечер в год Медперсонал, кл. рук.  
  Принимать участие в организации олимпиады здоровья 1 раз в год Зам. директора, медперсонал.  
  Выпускать газету и оформить уголок здоровья Каждую четверть Медперсонал. Общественные организации  
  Организовать работу с санитарным активом школы, учащимися медико-биологических классов В течение года Медсестра  
  Совместно с администрацией проводить работу с родителями: беседы и лекции, выставка по вопросам охраны здоровья школьников 3-4 раза в год Зам. директора. медперсонал, врачи-лекторы  
  Проводить с техническим персоналом школы циклы лекций или отдельные беседы По спец. плану Медсестра  
  Организовать изучение с техническим персоналом инструкций, памяток, брошюр по вопросам гигиены с учетом эпидобстановки 1 раз в четверть Медсестра, СЭС  
  Организовать и проводить методические занятия с учителями школы, в том числе: - консультации по вопросам преподавания основ гигиены - лекции по вопросам гигиены и охраны здоровья школьников - выступления на педсовете по вопросам охраны здоровья и гигиенического воспитания - создание комплектов методических и наглядных пособий По плану В течение года Врач школы, врачи поликлиники библиотекарь, завуч  

 

План утверждается главным врачом детской поликлиники и согласуется с директором школы.

Укрепление здоровья школьников и предупреждение у них острых и хронических заболеваний относится к числу приоритетных направлений деятельности как государственных структур, так и служб системы здравоохранения. Об этом свидетельствуют многочисленные программы Федерального и регионального уровней.

Целью работы является обоснование новой модели медицинского обслуживания детей и учителей в школе по принципу врача общей практики.

Данные официальной статистики и результаты специальных исследований показывают, что популяционное здоровье школьников не улучшается, а имеет тенденцию к ухудшению.

Состояние здоровья детей 1 класса оценивается как неудовлетворительное. К I группе здоровья относятся всего 6,7% детей. Вторая группа определена у 50% детей. У них установлены клинико-функциональные нарушения, требующие комплексных реабилитационных и корригирующих мероприятий. Хронические заболевания в стадии компенсации имеют 41,6% детей и относятся к III группе здоровья, а 1,7% детей - к IV группе здоровья. Следует подчеркнуть, что дети в 1 классе еще не курят и не употребляют алкоголь. Начиная с 5 класса (возраст 11-12 лет), более 30% школьников (особенно мальчиков) начинают курить, а в старших классах - употреблять алкогольные напитки. По результатам анонимного анкетирования 1-3% школьников пробовали наркотики. В целом в связи с воздействием неблагоприятных факторов риска количество больных детей в старших классах увеличивается.

При обследовании состояния здоровья учителей установлено, что подавляющее большинство из них имеют хронические болезни, в том числе множественные (полипатии).

Проведенная работа в рамках педиатрического компонента программы ВОЗ CINDI «Здоровые дети в здоровых семьях» в ряде школ г. Челябинска, позволяет утверждать, что в условиях перехода к рыночной экономике прежняя система оказания медицинской помощи детям и профилактическая работа требуют коренной реорганизации.

В детском возрасте речь идет о профилактике инфекционных заболеваний, заболеваний, передающихся половым путем, СПИДа, наркомании, туберкулеза, хронических заболеваний детского возраста, а также о профилактике в детском возрасте заболеваний, манифестация которых происходит у взрослых (сердечно-сосудистых, онкологических, обмена веществ и др.).

Работа медицинской сестры в медицинском кабинете школы сводится в основном к прививкам и она дает, несомненно, положительный результат в отношении профилактики инфекционных заболеваний. Что касается предупреждения хронических неинфекционных заболеваний, то существующая система педиатрической службы является неэффективной. Она ограничивается проведением дважды в год комплексных осмотров школьников группой специалистов (педиатр, хирург, невролог, офтальмолог, стоматолог и т.д.), которые выявляют отклонения в состоянии здоровья на основании клинического обследования. Большинству школьников не проводят в полном объеме необходимые для ранней доклинической диагностики заболеваний лабораторные и инструментальные обследования (УЗИ и др.).

В связи с объединением педиатрической и подростковой служб возникают новые задачи перед системой здравоохранения. Эта работа может быть реорганизована. За каждой школой должен быть закреплен врач общей практики (семейный врач), подготовленный из числа педиатров. Первый осмотр школьников в 1 классе проводит группа специалистов. Последующее диспансерное наблюдение всех школьников выполняет врач общей практики (семейный врач), который должен работать в школе ежедневно или несколько дней в неделю в зависимости от состава школьного коллектива. Если школа небольшая по числу учеников и учителей, то врач основное время работает в семейном праксисе или поликлинике, выполняя лечебную и профилактическую работы как среди детей, так и учителей.

Основная цель деятельности врача общей практики (семейного врача) заключается в создании «школы укрепления здоровья» совместными усилиями с педагогами и родителями. Проблема заключается в том, что не только дети, но и учителя больны, и никто их не наблюдает надлежащим образом. Перевод школьной медицины на обслуживание всего коллектива в целом по принципу общей врачебной семейной практики выгоден не только с медицинской и социальной, но и с экономической точки зрения.

Таким образом, новая модель школьной медицины, в которой ведущей фигурой становится семейный врач, ориентирована на детей и учителей, а при соответствующих условиях и на родителей. При такой реорганизации семейной медицины ключевое значение придается работе по укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Если такая реорганизация не будет осуществлена в ближайшее время, то процесс деградации молодого поколения может принять необратимый характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: