Николай Первый 1825-1855. А) усиление цензуры в ответ на востание декабристов 1826-1828 годы




Том 4

 

 

Николай Первый 1825-1855

Тематический План правления Николая Первого

 

Внутренняя политика

1. Движение Декабристов

2. Организация (структура) Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.

3. Издание Свода Законов Российской Империи.

4. Сословная реформа.

5. Финансовая реформа (Реформа Конкрина).

6. Идеология.

А) усиление цензуры в ответ на востание декабристов 1826-1828 годы

Б)идеологический кризис 1826-1833 года и Польское востание

В) обновлениение государственной идеологии

Г) Государственная идеолгия в действии

Новый Гимн

Дела Писателей (Дубельт).

Бакунин и А. И. Герцен –враги Отечества.

 

7. Реформа образования

А) Светское гражданское образование

Б) Духовное Образование

В) Военное Образование

Г) Техническое образование и прикладное образование

8.Конфессиональная Политика Алексанлра I и Николая I (наиболее важные моменты).

9.Подготовка Юридической базы для отмены крепостного права (Реформа П.Д. Киселева).

10. Экономическое развитие Российской Империи в 1825-1855 годах.

11.Кавказский Вопрос

 

Движение декабристов: организации, программы, итоги

 

План:

 

1. Предварительные замечания.

2. Первые тайные организации декабристов (1816;1821).

а) Союз спасения (1816;1818).

б) Союз благоденствия (1818;1821).

3. Южное и Северное общества декабристов (1821;1825) и их программы.

4. Восстание декабристов, его ход и итоги.

5. Следствие и суд над декабристами.

6. Историография движения декабристов.

 

Предварительные замечания

 

В советской исторической науке изучение движения декабристов всегда начиналось с обязательного реверанса в адрес хорошо известных ленинских работ «Из прошлого рабочей печати», «Памяти Герцена» и других, посвященных истории освободительного (революционного) движения в России.

 

В них вождь мирового пролетариата неоднократно утверждал, что настоящее революционное движение возникает в эпоху перехода от феодализма к капитализму, когда классовая борьба поднимается на уровень сознательного политического движения. Поэтому он начинал историю освободительного движения в России с движения декабристов, которых считал первыми русскими революционерами.

 

Как известно, сам В.И. Ленин подразделял освободительное движение в России на три основных этапа: дворянский (1825;1861), разночинский (1861;1895) и пролетарский (1895;1917). В основу именно такой периодизации он положил излюбленный им социально-классовый подход, поскольку считал, что преобладание определенного класса или сословия «налагало свою печать на все движение» и определяло характер и особенности разных этапов освободительного движения.

 

В настоящее время, когда все ленинские оценки утратили свою былую сакральность, лишь немногие историки (Н. Троицкий) продолжают исповедовать их. Большинство современных ученых либо вернулось к старой концепции академика М.Н. Покровского, который датировал начало освободительного движения в России концом XVIII века (И. Пантин Е. Плимак, В. Хорос), либо, справедливо указав на ограниченность сугубо классового подхода, предлагает в качестве альтернативы идеологический подход (В. Федоров, Л. Ляшенко).

 

С учетом вышесказанного мы хотим предложить собственную периодизацию освободительного движения в Российской империи до прихода к власти большевиков.

1 период (1814;1840) освободительного движения базировался исключительно на либеральных идеях эпохи Просвещения, в частности, хорошо известных западных теориях «естественного права», «общественного договора», «разделения властей» и других.

 

2 период (1840;1883) был связан с зарождением и развитием самобытной либеральной и социалистической идеологий. Следует отметить тот факт, что довольно скоро на смену западноевропейским моделям «утопического социализма» приходит доморощенная теория «крестьянского социализма» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.

3 период (1883;1917) освободительного движения первоначально базировался на идеях западноевропейского марксизма, а затем на его российской разновидности — большевизме или ленинизме.

 

Еще одной дискуссионной проблемой является вопрос об истоках декабристской идеологии.

В советской исторической науке «с легкой руки» академика М.В. Нечкиной, которая долгое время являлась непререкаемым авторитетом по истории декабризма, утвердилось устойчивое представление о том, что движение декабристов было национальным явлением и на него не оказали решающего влияния ни европейские философские доктрины, ни европейские революции 1820;1821 гг.

 

В настоящее время многие ученые (И. Пантин, Е. Плимак), вслед за профессором В.И. Семевским и другими представителями дореволюционной историографии, ставят под сомнение определяющее влияние русской действительности на зарождение и развитие декабризма и говорят о гораздо большем значении внешнего, европейского фактора.

 

Более того, ряд историков патриотического толка (О. Платонов, В. Брачев) прямо указывает на непосредственную связь «русских» декабристов с европейскими масонскими ложами, которые стали стремительно сбрасывать свой «филантропический колпак» и активно влиять на многие политические процессы, в том числе организацию разного рода «революций» и дворцовых переворотов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: