Формы предупреждения преступности




Формы предупреждения преступности –это деятельность различных субъектов предупредительной работы. Ведущая роль в деле по устранению негативных процессов и явлений, отрицательно влияющих на состояние преступности, а также на формирование личности в нравственном плане принадлежит трудовым коллективам и общественности. Это объясняется тем, что большую часть своего времени человек находится на работе, в коллективе или в общественных организациях. При этом в коллективе устраняются многие конфликтные ситуации, различные отклонения в поведении, могущие привести к правонарушениям. Коллектив и общественные организации имеют возможность проводить более раннюю профилактику – еще до совершения правонарушения, чем, например, правоохранительные органы. Органы государственной власти в деле по предупреждению преступности играют роль координаторов и задают основное направление данной деятельности. Посредством нормотворчества (издание федеральных законов, законов и нормативных актов) устанавливается компетенция других субъектов предупредительной и профилактической работы; принимаются различные программы и планы по предупреждению преступности. Местные органы власти в соответствии с законом обязаны обеспечивать соблюдение законности и надлежащего порядка на своей территории. При этом данная деятельность должна проводиться в рамках, установленных законодательством федерального уровня и уровня субъектов РФ. В этих целях органами власти на местах проводятся комплексные мероприятия, реализуются федеральные программы, планы совместно с подчиненными им и другими органами, находящимися на их территории. Такие планы профилактической работы по предупреждению преступности находятся в соответствии с планами экономического и социального развития данного региона. Одной из форм профилактической деятельности местных органов власти является издание в пределах своей компетенции обязательных решений по вопросам, связанным с устранением причин и условий, влияющих на преступность. Работу по предупреждению преступности местные органы власти координируют через подведомственные учреждения, в том числе отделы внутренних дел, юстиции, образования и здравоохранения. На местные органы власти возлагается координация и руководство работой общественных формирований по охране общественного порядка.

Основной объем работы по предупреждению и пресечению преступлений возлагается на правоохранительные органы. Указанные службы обязаны проводить работу по предупреждению преступлений и других правонарушений строго в рамках закона и в координации между собой. Анализируя состояние преступности (ее уровень, структуру и динамику) и расследуя конкретные преступления, органы внутренних дел выявляют причины и условия (криминогенные факторы), влияющие на преступность, и для их устранения информируют государственные органы. Также ОВД принимают активное участие в разработке и реализации комплексных планов предупреждения преступности на вверенной им территории во взаимодействии с местными органами власти и другими государственными органами и общественными организациями. Деятельность прокуратуры осуществляется в соответствии с Законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно названным законам, на прокуратуру возлагаются функции по осуществлению надзора, который ведется за исполнением законов местными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля. Такие формы предупредительной деятельности, осуществляемой органами прокуратуры как участие прокурора в рассмотрении дел судами; в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, осуществление расследования преступлений; внесение прокурором представлений об устранении нарушений закона. Оно вносится указанным субъектом предупредительной деятельности в орган, общественную или политическую организацию или должностному лицу, уполномоченному устранить нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В срок, установленный соответствующим процессуальным законодательством, должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих. О результатах должно быть сообщено в прокуратуру в письменной форме. При этом прокурор, его заместитель, а также по их поручению помощник прокурора вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами государственного и хозяйственного управления, предприятиями, учреждениями и организациями.

Для внесения представлений прокурором используются: 1) материалы прокурорских проверок; 2) уголовные и гражданские дела; 3) заявления и жалобы граждан о нарушении законности; 4) обобщения о состоянии преступности. Роль суда по предупреждению преступлений заложена в уголовном законе. Наказание представляет собой своеобразную форму общественного порицания совершенного преступления, которая применяется в целях восстановления социальной справедливости. Таким образом, вынесение приговора суда, осудившего преступника, играет предупредительную роль. К форме предупреждения преступности можно отнести обязанность суда, в соответствии с законодательством, по каждому уголовному делу устанавливать причины и условия совершения преступления и принимать меры к их устранению путем вынесения частного определения в адрес конкретных организаций или должностных лиц. Также немаловажную роль играет тот факт, что негативные обстоятельства, влияющие на преступность, выявляются судом при обобщении судебной практики по уголовным и гражданским делам. В данном случае суды имеют возможность обращаться с соответствующей информацией в государственные органы и общественные организации либо в адрес должностных лиц с требованием об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Органы юстиции при осуществлении своей деятельности призваны обеспечивать организацию работы по правовому воспитанию населения. Названная деятельность должна проводиться в непосредственном взаимодействии со всеми правоохранительными органами.

Президиумы коллегий адвокатов, при обобщении имеющихся у них материалов о причинах и условиях совершения преступлений обязаны информировать соответствующие государственные и общественные органы для устранения этих причин. Выявление причин и условий преступности и проведение предупредительной работы в пределах своей компетенции возложены на адвокатуру при осуществлении защиты по уголовным делам и в процессе юридического обслуживания учреждений, предприятий и организаций. Также одной из форм предупреждения преступности является деятельность органов юстиции. Многие отрасли общественных отношений изобилуют различными правонарушениями это: 1) сельское хозяйство; 2) кооперация; 3) торговля; 4) бытовое обслуживание населения. В данном случае именно юрисконсульты обязаны выявлять в этой среде причины и условия, способствующие различным правонарушениям (хищениям, бесхозяйственности, взяточничеству, обману) экономического характера, а также злоупотреблениям должностных лиц и других работников.

Эффективность в деятельности по предупреждению преступности обусловливается именно слаженной работой различных органов и организаций как государственного, так и негосударственного уровня при осуществлении ими возложенных на них задач. Вместе с тем указанными субъектами осуществляются и специальные мероприятия по предупреждению правонарушений и преступлений различного характера при осуществлении ими своей хозяйственной деятельности, обеспечивающие охрану государственной, коллективной и других видов собственности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: