Естественные вершины памяти




Google, iPad, iPhone… В современном мире существует так много «запоминалок», что мы все становимся немного ленивыми. Память слабеет, поскольку мы больше не используем ее полностью, полагаясь на механические и электронные устройства. И, несмотря на это, тело физически связано с памятью, и эта связь – в эмоциях.
Воспоминания вызывают разные эмоции. Некоторые моменты остаются в памяти навсегда, другие вмиг забываются. Адреналин играет огромную роль в этом процессе.
Доктор Джеймс МакГоу, прежде чем углубиться в изучение Сверхъестественной Автобиографической Памяти, занимался исследованием влияния адреналина на процесс запоминания информации. В экспериментах на лабораторных крысах доктор МакГоу показал, что между адреналином и памятью существует взаимосвязь.
Он начал свои исследования с того, что помещал крысу в большой бассейн с водой. В центре бассейна располагалась платформа, скрытая тонким слоем воды. Крыса плавала в бассейне и, добравшись до платформы, могла отдохнуть. Крысу помещали в бассейн близко к бортику, и она начинала плавать кругами, пока не находила спрятанную платформу. Это упражнение повторяли ежедневно, и каждый день крыса находила платформу немного быстрее, чем накануне. Во второй части эксперимента крысе ввели адреналин сразу после того, как она нашла платформу. Когда на следующий день ее снова поместили в бассейн, она прямиком направилась к платформе – намного быстрее, чем крыса, которой не вводили адреналин.

Чем больше вы узнаете и помните, тем вероятнее, что новая информация прочно угнездится в вашей голове.

У людей то же самое – адреналин стимулирует память. События, которые затрагивают эмоции, глубоко врезаются в память. Например, большинство людей могут сказать совершенно точно, что они делали, когда рухнули башни-близнецы в четверг, 11 сентября 2001 года, потому что это событие вызвало выброс адреналина у всех. По той же самой причине вы помните дни, которые много значат в вашей жизни и заставляют бурлить вашу кровь. Не важно, с каким знаком было событие – с плюсом или с минусом, был ли это день рождения ребенка, свадьба или смерть любимого человека.
Память связана с эмоциональными впечатлениями. Для любой матери несложно запомнить множество мелочей, которые касаются ее ребенка, поскольку она настроена на него и его потребности. Мать имеет такую глубокую эмоциональную связь с ребенком, что она без труда вспомнит и опишет вам день, когда ее ребенок начал ползать, потом пошел, заговорил, упал или поранился.

События, которые затрагивают эмоции, глубоко врезаются в память. Не важно, с каким знаком было событие – с плюсом или с минусом.

Мы помним массу этих, казалось бы, незначительных моментов, потому что большинство из них вызвали у нас выброс адреналина. Не важно, какие эмоции – положительные или отрицательные – сопровождали событие; оно живет в нашей памяти.
Как бы то ни было, мы часто рассказываем другим людям о важных для нас событиях. Но память такова: если время от времени не вспоминать о чем-то, подробности забудутся. В этом заключается уникальная особенность родителей, особенно матерей – способность помнить незначительные события из жизни детей, потому что для них эти события не являются незначительными. Они таковые для всех остальных, но не для родителей.
Другой пример ярких жизненных воспоминаний связан с романтическими отношениями. Первая любовь, волнение в ожидании первого свидания, развитие отношений от страстного увлечения к любви, разрыв, страдания – все, что люди испытывают по отношению друг к другу.

Один из способов развития памяти – органайзер или календарь, заполненный событиями повседневной жизни, датами, встречами, предписаниями.

Большинство женщин спустя месяцы и годы будут помнить подробности своего первого свидания: как они встретились, что делали и куда ходили; во что она была одета, его одеколон, его слова и т. д. Мужчины обычно помнят сексуальные стороны: ее тело, впервые обнаженное, что он чувствовал, когда касался ее и когда она прикасалась к нему, как прекрасна она была. Женщины часто хранят маленькие сувениры, которые связаны с первым свиданием. Они хранят письма, лепестки роз и всякие другие мелочи, и все это помогает сохранить воспоминания.
Мы все помним первый раз, и нет нужды спрашивать: «Первый раз что?» Почему мы так хорошо помним об этом? Может быть, существует множество «первых разов», которые естественным образом становятся краеугольным камнем воспоминаний, воротами в прошлое? Первый раз вы пошли в школу, поехали на школьном автобусе, пошли в кино без родителей – это все события, которые занимают первый ряд в аудитории вашей памяти.
Первые водительские права, первый поцелуй, первая работа – это важные события в жизни любого человека, и они оставляют глубокое впечатление в его памяти. Одна из причин, по которой нам кажется, что возраст от десяти до двадцати лет запомнился гораздо лучше, чем от тридцати до сорока, заключается в том. что в первом случае многое происходило впервые, это был очень важный период жизни. Вы стали тем, кем являетесь сейчас, именно в то время. Тогда вы перестали быть подростком и вступили в пору юности. Для того чтобы повзрослеть, человек нуждается в автобиографической памяти, тогда приобретенный опыт может послужить прочной основой будущих поступков.
Как и мышцы, память нужно тренировать и разогревать, прежде чем пользоваться ею. Проникнуть в воспоминания нелегко, это мастерство, которое требует ежедневных упражнений. Один из способов развития памяти – органайзер или календарь, заполненный событиями повседневной жизни, датами, встречами, предписаниями.
В следующей главе мы поговорим о технике ведения подобных записей и использовании их наилучшим образом. Это несколько «канцелярское» умение поможет вам развить мышцы мозга и выработать полезную привычку организовывать свое время.
Когда вы научитесь приоткрывать свою память, то захотите обращаться к ней снова и снова, улучшая процесс воспоминаний подобно тому, как тренированный спортсмен совершенствует свое мастерство. Один из первых шагов в процессе Капитального ремонта памяти – подготовка себя к воспоминаниям. Как актер готовится к роли, вы тоже должны приготовиться к путешествию внутрь себя.


Глава 3
Изучите свои чувства


Вы не можете выдумать чувства или воспользоваться чужими. Чувства всегда исходят от вас. Так что вы всегда будете играть самих себя, «но это будет бесконечное разнообразие комбинаций, которые выплавляются в очаге вашей эмоциональной памяти». Вы сможете хорошо играть роль, только если испытываете подходящие чувства.
Константин Станиславский

Я получаю такое удовольствие, используя и развивая свою необычную память, в том числе и потому, что я – актриса. Превосходная автобиографическая память – большое преимущество для актера, потому что позволяет ему воскрешать в памяти пережитые эмоции и события, которые могут вдохнуть жизнь в роль.
Актер учится фиксировать свои чувства и переживания, чтобы создать обширную библиотеку эмоций, из которой он будет черпать характеры своих персонажей. Очень важно всегда иметь под рукой эту библиотеку, потому что тогда можно найти любой характер внутри себя. Это особенно важно, если характеры актера и его персонажа очень разные.
Более глубокие эмоциональные ресурсы тем не менее требуют постройки моста между актером и ролью. Если актер играет так, как он представляет роль, то он не сыграет хорошо. Хорошая игра начинается, когда актер находит персонажа внутри себя.
Мы не всегда способны вести себя так или иначе (упаси бог!); однако каждый может представить, что является причиной тех или иных поступков. Другими словами, вы не должны убивать, чтобы сыграть убийцу; вы должны представить достаточно жестокие, шокирующие обстоятельства в своей собственной жизни, которые могли бы привести к убийству. Задача состоит в том, чтобы стать своим персонажем, а не играть его «похоже».
Например, играя роль пьяного, больного или нервного персонажа, будет ошибкой изображать только эти, ярко выраженные качества, потому что обычно больные люди стараются выздороветь, пьяницы стремятся к трезвости, а нервные люди хотят расслабиться. Их цель состоит в прямой противоположности тому, что они собой представляют.

Чтобы изобразить персонажа, который переживает глубокие эмоции, нужно покопаться в хранилище памяти и набрать печальных воспоминаний из собственной памяти.

Сэр Альберт Финни

4 ноября 1988 года, в пятницу, состоялось мое первое выступление в «Познании плоти», пьесе Жюля Файффера, по которой потом был снят фильм, номинированный на «Оскар». Я играла Бобби Темплтон, депрессивную, склонную к суициду натуру (в фильме эту роль играла Энн-Маргрет).
Мне тяжело давалась эта роль, несмотря на то что внешне я была похожа на своего персонажа. Но никогда, ни разу в жизни, я не испытывала желания покончить жизнь самоубийством.
Я знала, что существует прием, который поможет мне войти в роль. Актеры называют его «работа сенсорной памяти», прием, который помогает достигать необходимого эмоционального состояния каждый вечер. Поэтому я наполнила свою уборную музыкой, которая напоминала об ужасных переживаниях, когда меня бросали партнеры; я взяла одно письмо матери, написанное ее собственной рукой (мама умерла за десять лет до этого); кроме того, я приобрела флакон туалетной воды, которая ассоциировалась у меня с неразделенной любовью.
Вечер за вечером я делала все, чтобы вызвать глубокие, рвущие душу воспоминания из своего прошлого. Это упражнение на взаимосвязь чувств и памяти, которой я научилась много лет назад в школе актерского мастерства, было единственным способом подготовиться к роли, которую я играла каждый день.
Я начала с того, что отмечала, «записывала» свои чувства и ощущения в качестве стратегии поведения, но потом я поняла, что это ограничивает процесс запоминания. Если я могла вспомнить эмоциональную окраску чего-либо, то оно сохраняло в моей памяти мельчайшие детали. Такой способ весьма полезен для понимания поступков, образа действия другого человека, и даже своих собственных действий, причин тех или иных решений.
Чем богаче ваши чувства, тем лучше вы понимаете себя и других людей. Собственно, это тема нашей книги – познание себя через собственные воспоминания. Это является самым мощным инструментом, который вы должны использовать для изменения своей жизни к лучшему. Это способ сохранить и применить собственный жизненный опыт и пересмотреть события, которые вы считали забытыми. Для познания себя жизненно важно понимать и использовать механизмы чувственной и эмоциональной памяти, даже если вам это неинтересно.
Хотя чувственная память особенно необходима артистам, любой человек может пользоваться ею в повседневной жизни – учитель, которому нужно уметь сопереживать ученикам; начальник, которому нужно уметь мотивировать подчиненных. И даже родителям нужно помнить, что они переживали в своем детстве, чтобы находить с детьми общий язык.
Рецепторы наших органов чувств – это связь с окружающим миром. Они, словно ворота нашего мозга, открывают дорогу чувствам и эмоциям. И прошлому. Пруст имел в виду именно это, когда писал о маделейнах [14 - Маделейны – небольшие кексы, традиционная французская выпечка. Марсель Пруст использует маделейны в качестве примера произвольной (эксплицитной) памяти.] в цикле книг «В поисках утраченного времени». Аристотель знал об этом более чем две тысячи лет назад: «Ум оценивает только то, что воспринимается чувствами».

 

Память и пять чувств


Прошлое – это пять чувств… и память.
Луи Бурго

Какое из пяти чувств развито у вас лучше всего? Какое из чувств оказывает наибольшее влияние на ваши поступки и побуждения? Может быть, вы, просыпаясь, танцуете под мелодию своего будильника? Или ваше настроение поднимается, когда вы видите утреннее солнце, ярко раскрасившее пейзаж за окном? Ваши губы сами собой складываются в улыбку, когда вы чувствуете запах свежесваренного утреннего кофе?
Некоторых людей побуждают слова – это писатели, поэты, сценаристы. Другие люди чувствуют внутреннюю связь с числами – математики, торговцы и бухгалтеры. Точно так же люди различаются по степени сродства к тому или иному чувству.
Не всегда легко определить, какое чувство лучше всего выражено у вас, но вы легко сможете понять, какой эмоцией руководствуется ваш друг. Бывало ли так, что на вечеринке у друзей, дом которых безупречно и изыскано обставлен, угощение совершенно незапоминающееся? (Или еще хуже, памятное, потому что ужасное?) В этом случае вы можете догадаться, что хозяева дома руководствуются зрением в большей степени, чем вкусом и обонянием. Или ваш друг прокатил вас на своей машине, являющейся просто подставкой для шикарной стереосистемы? Возможно, этот ваш друг очень тонко воспринимает звуки, тогда как другие чувства выражены у него не столь ярко.
Стимуляция любого из ваших чувств может открыть дорогу целому потоку воспоминаний. Особенно если стимулируется ваше основное чувство, которое также может многое рассказать о том, кто вы на самом деле. Многие рассматривают такую стимуляцию как способ определить персональный тип, подобно тому, как определяют характеристику знака зодиака. Зная свое преобладающее чувство, вы легко поймете, что для вас является важным и какие именно события или предметы запомнятся вам лучше.

Упражнение № 5
КАКОЕ ВАШЕ ВЕДУЩЕЕ ЧУВСТВО?
Вот тест, который очень нравится посетителям сайта marilu.com. Он поможет определить, какое из пяти чувств является у вас доминантным, и выяснить, к какому «чувственному» типу вы относитесь. Практически все, кто прошел этот тест, согласились с результатом.
Отвечайте быстро, не раздумывайте долго над вопросами. Не следует тратить на тест больше нескольких минут.
1. Что для вас более привлекательно?
а) кукуруза;
б) лилия;
в) цветок каллы;
г) кактус;
д) манго.

2. Что вам больше всего нравится делать в выходной день?
а) ходить в кино;
б) валяться на пляже;
в) посещать музеи;
г) заниматься спортом;
д) обедать в любимом ресторане.

3. Какие из этих предметов вы бы коллекционировали?
а) кассеты или диски с записями;
б) антикварные книги;
в) книги по искусству и дизайну;
г) книги о путешествиях и природе;
д) кулинарные книги.

4. Что вам больше всего нравится на свадьбе?
а) танцы;
б) бар;
в) сама церемония;
г) гости и общение с друзьями;
д) угощение.

5. Какое ваше самое приятное воспоминание о школе?
а) общение с друзьями;
б) ощущение множества возможностей впереди;
в) получение новой информации;
г) покупка новых ручек и тетрадей;
д) буфет.

6. Чего вы боитесь больше всего?
а) насилия;
б) огня;
в) одиночества;
г) наводнения;
д) голода.

7. Какой цвет нравится вам больше всего?
а) черный;
б) оранжевый;
в) красный;
г) цвет ржавчины;
д) желтый.

8. Что руководит вами чаще всего?
а) высшая сила;
б) страсть;
в) логика;
г) советы других;
д) инстинкт.

9. Что, на ваш взгляд, самое важное в романтическом вечере?
а) подходящая музыка;
б) любовные игры;
в) то, как партнер смотрит на вас;
г) прикосновения рук;
д) ужин вдвоем.

10. Какой ваш любимый праздник?
а) День независимости;
б) Рождество;
в) Хеллоуин;
г) День святого Валентина;
д) День благодарения.

Теперь сосчитайте количество букв, обозначающих ваши ответы. Буква, которая встречается чаще всего, и обозначает ваше ведущее чувство.
а) слух (звуки);
б) обоняние (запахи);
в) зрение (взгляды);
г) ощущение;
д) вкус.

Запишите ваши ответы так, как показано в примере ниже.
Порядок расположения чувств, моих и Лорина, показывает порядок их преобладания.

Мои чувства
4 б – обоняние;
3 а – слух;
1 в – зрение;
1 г – ощущения;
1 д – вкус.

Чувства Лорина
4 в – зрение;
2 а – слух;
2 г – ощущения;
1 б – обоняние;
1 д – вкус.


Слух

Если чувство слуха является у вас преобладающим, вы часто посещаете концерты, слушаете музыку дома, а на прогулке нередко закрываете глаза, чтобы погрузиться в звуки, которые вас окружают. Вам больше нравится слушать музыку через наушники, потому что так легче сосредоточиться и различить нюансы музыкальной композиции.
Когда дождь барабанит по подоконнику, вы открываете окно, чтобы услышать звук каждой капли. Как аудиал, вы часто задумываетесь и мечтаете.
Вы спокойно проводите время наедине с собой, но в то же время привязаны к друзьям и стараетесь заводить дружеские отношения везде, где только возможно. Неудивительно, ведь вы умеете хорошо слушать и воспринимать интонацию, чем привлекаете к себе людей.
Такие люди, как вы, часто внимательны к деталям. Они ничего не делают наспех и лучше воспринимают вербальные инструкции, чем визуальную информацию.
Слух является тем чувством, которое наполняет тело ритмом и биением. Вы так быстро и так эмоционально откликаетесь на музыку, поэзию и ораторское искусство, что можете не заметить, как много полезного для настоящего есть в вашем прошлом. Звучание старых песен лучше всего пробуждает воспоминания; песни воскрешают глубинные чувства и открывают дорогу в прошлое.

 

Обоняние

Если вы – человек с преобладающим обонянием, вы часто покупаете ароматические свечи или разнообразные пены или соли для ванны. Для вас каждый праздник ассоциируется с определенным запахом. Больше всего вам нравится, как пахнет в доме, когда на кухне готовится угощение.
Вы никогда не купите искусственную новогоднюю елку, и не потому, что она не похожа на настоящую: она не пахнет свежей смолой.
Нюхачи могут узнать любого человека по его запаху. В жизни они обычно выбирают нескольких близких друзей среди множества приятелей, которые приходят и уходят. В интимных отношениях нюхачей больше всего заводит запах партнера. И если не происходит мощной химической реакции, то отношения заканчиваются (знаю по собственному опыту!).

Чем богаче ваши чувства, тем лучше вы понимаете себя и других людей.

Как и люди с преобладающим чувством вкуса (дегустаторы), вы любите готовить, причем используете максимально возможное количество специй. Но, в отличие от дегустаторов, которые лучше управляются с приготовлением пищи и видоизменяют блюда в соответствии со своим вкусом, нюхачи любят периодически отправляться в рестораны, чтобы «держать нос по ветру» и ловить новые веяния.
Люди с преобладающим обонянием, как правило, обладают лучшей памятью, чем аудиалы или визуалы. Обонятельная кора головного мозга расположена в непосредственной близости от центра памяти (гиппокампа) и эмоционального центра (амигдалы). Поэтому запах может поджечь фитиль воспоминаний быстрее и напомнить больше подробностей, чем фотография или песня.

Зная свое преобладающее чувство, вы легко поймете, что для вас является важным и какие именно события или предметы запомнятся вам лучше.

Доказано, что студенты лучше запоминают материал, если он ассоциируется с сильным запахом.
Сила нашего обоняния поистине потрясающая – мы можем ощущать запах нескольких частичек пыли, летающих в воздухе! Люди не используют свой нос как должно, закрывают его и распыляют в воздухе ароматические «освежители». А запах может точно подсказать, где порча и скверна.
Запах, запомнившийся с детства, может мгновенно перенести в прошлое. Способность вспоминать различные запахи напрямую связана с подсознанием и, следовательно, с самыми глубинными воспоминаниями.

 

Зрение

Если у вас зрение – доминантное чувство, то ваш выбор обычно зависит от того, насколько та или иная вещь привлекательна для вас внешне. Не важно, о чем идет речь: о путешествии, искусстве, месте жительства или архитектуре. Нередко вы выбираете комнату в отеле, основываясь на виде из окна, и счастливейшим времяпрепровождением считаете путешествие в поезде – сидеть и смотреть на проносящиеся пейзажи, потягивая вино из хрустального бокала.
Вам часто говорят, что вы слишком много думаете. Визуалы часто обладают аналитическим умом и сосредоточены на себе.
Зрение обычно считают королем чувств. Когда мы видим что-то прекрасное, другие чувства отступают. Но глаз – самый уязвимый орган чувств, и боязнь ослепнуть посещает многих. Люди, для которых зрение – ведущее чувство, все воспринимают глазами. Они «не поверят, пока не увидят»; они «ходят с открытыми глазами».
Большинство из нас воспринимают воспоминания визуально, но вы только подумайте, как причудливо мы устроены: мы способны мысленно вообразить все, что наши глаза могут увидеть в окружающем мире. Что дает нам такую силу? Кому нужны телевизоры? Наша способность видеть мечты или воспоминания является доказательством силы разума и его неиспользованных возможностей.

 

Осязание

Если ваше восприятие ощущений очень высоко, то вы выбираете постельное белье, исходя из качества материала, а не из его цвета, рисунка или цены. Вас привлекает теплый ливень, и вы не просто любуетесь им из окна дома. Вам нравится танцевать под дождем без всяких зонтиков, а-ля Джин Келли [15 - Джин Келли – американский актер. В 1952 году снялся в фильме «Поющие под дождем».].
Вам очень трудно удержаться, когда говорят: «Не трогай!» Кинестетики хорошо ладят с людьми и очень глубоко переживают, когда их предают. Они, возможно, самые великодушные из всех пяти типов. Кинестетики прекрасные целители, любовники и, конечно, массажисты.
Самое первое чувство, которое развивается у человека, – осязание, оно многомерно и никогда не покидает нас так, как могут покинуть другие чувства.
Можно ли найти осязание в мечтах или воспоминаниях? Или же осязание внезапно пробуждает вас от воспоминаний или мечтаний? Могу сказать, что я воображала прикосновения, хотя это ощущение было в моих мечтах не столь сильным, как картины или звуки.
Помним ли мы, как воспринимается прикосновение? Будет ли это воспоминание более смутным, нежели воспоминание о закате солнца или улыбке? Все мы обладаем определенным потенциалом и можем развивать в себе способность воспринимать ощущения и помнить о них.

 

Вкус

Если вкус – ваше главное чувство, вы часто приглашаете друзей на обед, потому что дегустаторы почти всегда хорошо готовят! Эта способность часто делает их очень общительными. Они прекрасно умеют описывать вкусы и различают в блюдах мельчайшие оттенки, которые все остальные просто запьют бокалом вина: спаржа, мускатный орех, сладкий перец, артишок, зеленый лук, бисквит, почва, сено, керосин, инжир и мокрая шерсть.
Дегустаторы – близкие родственники нюхачей. И тех и других раздражают неприятные запахи или скверный вкус.
Дегустаторы часто становятся центром внимания. Из всех типов людей они, возможно, самые общительные и проживают каждый день сполна. Они проедают жизнь! Все остальные люди способны воспринимать только сладкое, кислое, соленое и горькое; этих четырех вкусов достаточно для того, чтобы понять, какую воду можно пить, какой фрукт спелый, какая пища испортилась или какое вино прокисло.
Чувство вкуса – прекрасный показатель здоровья, и оно совершенно необходимо для выживания. Это очень сильное чувство, и оно помогает сохранить воспоминания. Как и об ощущениях, о вкусе остается лишь смутная память, но она все же остается.


Включите свои чувства

Теперь, когда вы лучше понимаете значение всех пяти чувств, давайте найдем объект для каждого из них, чтобы «поиграть» с ними. Мы разберем каждое чувство тем способом, который я когда-то изучала на уроках актерского мастерства. Каждую неделю мы разбирали какое-то одно чувство, и это было чрезвычайно полезно.
Попробуйте проделать это с реальными предметами. Если вам неудобно искать объект по всему дому, возьмите то, что находится под рукой. Например, если вы читаете эту книгу в самолете или в поезде, используйте арахис для изучения вкуса и запаха, iPod для получения звуков и обивку кресла, которую можно пощупать. (Будьте осторожны, не хватайте за руку пассажира, который сидит рядом, или стюардессу. Поберегите эти объекты для изучения зрения!)
Чтобы вызвать глубокое, основательное воспоминание, выполняйте это упражнение с предметами, которые вам небезразличны. Однако вы увидите, что это хорошо работает и с такими прозаическими вещами, как салфетка. Начнем.

Упражнение № 6
КОГДА ПАХНЕТ…
Начнем с чувства номер один – обоняния.
● Найдите духи, которые помогут вам вспомнить что-то особенное – туалетную воду бывшей девушки, одеколон друга, лосьон после бритья, которым пользовался ваш отец, сдобные булочки с корицей, сливочный попкорн, стакан пива, жареный тост, ваниль, шампунь, лак для волос, дезодорант, кедровую полку, миску с собачьей едой, кожаный пиджак или антикварную книгу. Даже резиновая лента пойдет в дело.
● Теперь, когда вы выбрали объект, закройте глаза и поднесите объект к своему носу. Сделайте медленный, глубокий, ровный вдох. Возможно, вам понадобится сначала поскрести, потереть или потрясти предмет, чтобы больше молекул попало в воздух и запах усилился. Можно даже открыть рот, чтобы вдохнуть побольше воздуха. Вкусовые рецепторы, расположенные в ротовой полости, связаны с запаховыми рецепторами, они тоже будут воспринимать аромат.
● Понюхав объект, подумайте о том, когда вы в первый раз ощутили этот запах. Это тот самый момент, который вы предполагали вспомнить?
● Напоминает ли вам этот запах о каком-то определенном человеке, месте или предмете?
● Делает ли этот запах вас счастливым, сердитым, сексуальным, сонным или каким-то другим?
● Какие образы приходят к вам вместе с этим запахом?
● Можете ли вы углубиться в этот образ и связать его с чем-нибудь еще?
● Вы не должны на этом останавливаться. Позвольте воображению унести вас, куда вы хотите и готовы пойти. Не спешите. Получайте удовольствие от путешествия. Обратите внимание на силу, с которой один простой аромат воздействует на ваше воображение, психику и память.


Когда вы будете удовлетворены уроком, который получили от аромата своего объекта, перейдите к следующему чувству и следующему предмету. Выберите какую-нибудь мелодию или просто звук, которые будут воздействовать на ваш слух. Музыкальный фрагмент, речь, детский смех или плач, свисток паровоза, голос музыкального инструмента или даже звук консервного ножа. В Интернете можно найти что угодно, любой звук, который когда-либо раздавался на планете: от песни кита до последнего диска Бьорк.
Слушая выбранные звуки, делайте то же самое, что и с объектом для обоняния, – вспоминайте, каким образом этот звук стал близок вам. Кто, где, когда, почему и т. д.

Рецепторы наших органов чувств – это связь с окружающим миром. Они, словно ворота нашего мозга, открывают дорогу чувствам и эмоциям.

После прослушивания повторите все то же самое с чувством осязания. Объектом может быть кашемировый свитер, шелковый галстук, крем для рук, пемза или массаж, который вы делаете партнеру или который он делает вам. Но не говорите ему, почему вы это делаете. То, чем вы занимаетесь, – хорошее дело, почти подвиг. Вашему партнеру будет приятно, что вы уделяете ему внимание сверх графика. О том, что это упражнение, должны знать только вы.
Чтобы поработать с чувством вкуса, предлагаю взять что-то, что вы давно не пробовали, возможно, что-то из детства – яблочные чипсы, сладкий арбуз, попкорн (тот, который продают в кинотеатрах). Эти продукты вызовут сильные чувства из прошлого. Забавно попробовать что-то давно забытое. Что-то знакомое, но вы удивитесь своим ощущениям, особенно если ваше нёбо стало более чувствительным.
Затем проработайте зрение. И для этого точно подойдет что угодно – любой предмет в вашем доме. Однако для начала я рекомендую использовать фотографию.
Любая фотография даст вам намного больше, чем объект, лишенный изображения. Но не берите сразу целый альбом: возьмите одну, важную для вас фотографию, на которой вы на самом деле сможете сконцентрироваться и разглядеть все подробности. Вы удивитесь, какое количество воспоминаний нахлынет на вас при взгляде на эту фотографию. Только нужно хорошенько сосредоточиться.
Когда вы закончите со всеми пятью чувствами, остановитесь и подумайте над тем, что вы только что пережили. Какое из пяти чувств было самым сильным и вызвало больше всего воспоминаний? Какое у вас развито слабее всего? Мое самое сильное чувство – это обоняние, а слух – на втором месте, но очень близко к первому. Мой муж довольно слабо различает запахи, но он очень сильный визуал.
Зная свое сильное чувство, вы можете пользоваться им как надежным ключом для отмыкания воспоминаний. Другим способом проникнуть в них может быть весьма сложно. А вот со слабым чувством дело обстоит иначе. Я предлагаю его развивать, тренировать. Научитесь его использовать и сделайте сильным.
И наконец, подумайте о том, какой мощный механизм эти ваши чувства и как тесно они связаны с памятью. Продолжайте думать об этом в течение дня и постарайтесь напомнить себе об этом завтра. В конце концов вы выработаете привычку помнить о своих чувствах и получите ключ ко всем необходимым воспоминаниям о своем жизненном опыте. Сделайте каждый свой день памятным.

 

Чувственная память

Теперь, когда мы раскрыли силу и мощь пяти чувств, и прежде, чем мы перейдем к собственно чувственной памяти, я коротко объясню, почему ваши пять чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и вкус) являются собирателями информации.
Мозг – это командный центр и хранилище, а чувства – снабженцы, поставщики. Каждый рецептор каждого органа чувств устроен таким образом, что воспринимает определенный стимул, преобразовывает в электрический сигнал (язык, на котором «разговаривает» нервная система) и передает в головной мозг, где этот сигнал распознается и обрабатывается.
Орган зрения преобразует свет, который собирается на сетчатке. Запах и вкус воспринимаются химическими рецепторами олфакторной (обонятельной) системы и группами вкусовых рецепторов (вкусовыми сосочками), расположенными на языке. Восприятие звука основано на вибрации барабанной перепонки. А различные ощущения (сомато-сенсорная система) воспринимаются терморецепторами (температура), ноцирецепторами (боль) и механорецепторами (давление и растяжение).
Чувства так сильно связаны с памятью потому, что световые, звуковые, химические, температурные и двигательные сигналы записываются рецепторами органов чувств.

Используйте сильное чувство как надежный ключ для отмыкания воспоминаний. Слабое чувство необходимо развивать, тренировать.

Когда мы воспринимаем сенсорное раздражение, то, естественно, возвращаемся к ощущениям, записанным ранее. Например, перед вами лежит свежеочищенное манго. Его запах представляет собой химическое вещество, которое воспринимается обонятельной системой и сравнивается с уже записанным запахом. То есть сравнивается с запахом другого манго, которое вы когда-то нюхали.
Таким образом, вы возвращаетесь в памяти к одному или нескольким манго, которые встречали в прошлом. То же самое происходит, когда вы слышите песню, которая что-то значит для вас или связана с определенным событием вашего прошлого.
Благодаря этой удивительной системе, простой запах может перенести вас в дни экзотического отпуска, в родительский дом, на осенний шашлык, к детской влюбленности, на рыбалку с дедушкой, в начало захватывающего романа, в палатку летнего лагеря, на затхлый чердак или в подвал с кедровыми полками. И это при помощи только одного из пяти чувств!
Электронные устройства записывают только два типа сенсорной информации – то, что мы видим, и то, что слышим. Когда вы воспроизводите запись, то можете оживить свои переживания. Представьте, как было бы здорово записывать аромат, фактуру и вкус вместе со звуком и изображением. Вот уж было бы достижение бытовой электроники! Очевидно, что вы не можете записать поминутно всю свою жизнь, но если полностью использовать свои чувства, то это можно сделать.
Назначение чувственной памяти – инициировать этот процесс при помощи объекта, изображения, звука, запаха, аромата или текстуры предмета. Объекты запускают чувства и вызывают определенный эмоциональный ответ.
Например, когда я работала над ролью Бобби для пьесы «Познание плоти», то трогательное мамино письмо помогло мне настроиться на нужный эмоциональный лад. Даже сейчас, когда я думаю об этом, слезы наворачиваются на мои глаза.
Мама редко писала письма, а это письмо такое внимательное и сердечное. Мне становится грустно, даже когда я просто вижу ее почерк, и боль потери просто обрушивается на меня. Это как раз то, что нужно для Бобби, потому что она – угнетенная, потерянная душа.
Действие пьесы происходит в начале шестидесятых, то есть именно во времена моей матери. Когда я о ней думаю, то непроизвольно переношусь в те годы. Очевидно, что и вы можете использовать свои чувства, чтобы вспомнить о лучших моментах жизни. Вы сейчас как раз изучаете способ получения воспоминаний при помощи определенных чувственных стимулов.

Упражнение № 7
ЧУВСТВЕННАЯ ПАМЯТЬ
Изучение чувственных воспоминаний – сильный психологический прием. Задания на тренировку чувственной памяти всегда были моими любимыми на уроках актерского мастерства. Механизм действия чувственной памяти таков, что он дает вам правильный настрой для переживания определенных чувств или эмоций.
Это упражнение я предлагаю вам для того, чтобы пробудить воспоминания и использовать их в своей нынешней жизни. Любое сильное впечатление пробуждает память.
● Выберите объект, который побудит вас вспомнить что-то давно забытое. Смысл в том, чтобы «провести время» с этим объектом чувственной памяти, думая о нем, рассматривая, слушая, нюхая, прикасаясь или пробуя.
● Затем внимательно прислушайтесь к себе: что происходит с вашими эмоциями и психологическим состоянием.

Если вас окружает множество объектов и вы не можете выбрать какой-то один, не волнуйтесь. Не важно, что вы выберете сначала; другие придут сами.
Чувственная память охватывает каждый день совершенно незаметно для вас. Предмет, который вы используете для этого упражнения, не одноразовый. Он помогает вам осознать, что все в жизни пронизано воспоминаниями и эти воспоминания можно оживить в любой момент. Они помогут вам прийти в нужное настроение.
Вы можете представить себе воспоминания как что-то вещественное, вроде Википедии. Это вовсе не случайные картинки, которые всплывают в памяти под влиянием окружающей обстановки.


Чем больше вы тренируете чувственную память, тем лучше развивается ваша способность сравнивать различные ситуации и быстро разбираться в том, какое влияние они могут оказать на вас и вашу жизнь.
Я говорю о памяти органов чувств на своих семинарах и онлайновых занятиях, и не только для того, чтобы помочь людям обуздать аппетит и другие вредные привычки, вроде курения и пьянства. Чувственная память помогает людям вспомнить другие примеры деструктивного поведения.

Чувственная память поможет вам понять свои вредные привычки и их последствия; она научит, как преодолеть их.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: