Используйте Путь, чтобы вернуться в прошлое




У всех есть один общий Путь – это школа. Даже если она никогда не была вашей страстью, она была в вашей жизни. Школа – наш общий знаменатель, и на своих курсах улучшения памяти я часто использую разные примеры, связанные со школой.
Я задаю своим ученикам те же вопросы, что и себе, когда хочу вспомнить что-то из детства. Я вспоминаю каждый школьный год так: «Что я делала в это же время в прошлом году? Что я делала в первый день первого класса? Второго? Что я делала на первой неделе учебного года, когда произошло то-то или то-то? Что я делала в этот день пять или десять лет назад?»
Школу естественно использовать в качестве Пути, потому что школьное время организовано по годам и семестрам, то есть уже достаточно структурировано.
Недавно я читала лекцию трем сотням слушателей. Я их спросила: «Поднимите руки, кто может вспомнить расписание первого года средней школы?» Никто не поднял руки. Тогда я изменила вопрос: «Подумайте внимательно и постарайтесь вспомнить, урок за уроком. Запишите в свои блокноты. Вспомните первый урок, потом последний. Какой урок был перед обедом? Куда вы ходили обедать, когда звенел звонок, что вы изучали, своих учителей. Как выглядел класс, экзамены и оценки, лучших друзей, врагов, отличников, очкариков. В общем, все, что связано со школой и что может подстегнуть вашу память. В конце концов, кусочек за кусочком, вы вспомните расписание. Когда закончите, еще раз взгляните на свои записи и поднимите руку, чтобы я увидела, сколько времени это заняло у вас. Не старайтесь закончить как можно быстрее. Возможно, награду получит именно закончивший последним».
Как только я закончила объяснять задание, одна рука поднялась вверх. Это была девушка лет пятнадцати. Чтобы ее подразнить, я сказала: «Нечестно! Должно быть, вы только что закончили первый год в средней школе». Но тут я увидела, что руки поднимаются одна за другой по всей аудитории. Через пять минут я остановила их, потому что больше половины слушателей выполнили задание. Могу сказать, что большинство людей были приятно удивлены тем, что они смогли собрать вместе разрозненные кусочки памяти спустя так много лет.
Это упражнение прекрасно демонстрирует взаимосвязь воспоминаний. Они сплетаются в узор, который и есть собственно сознание, разум. Не имеет значения, каким способом вы получаете доступ к воспоминаниям (горизонтальным, вертикальным, грибособирательным или спорадическим). В любом случае работают ассоциации.
Рассмотрим этот процесс на примере моего брата Лорина. Я попросила его написать расписание для всех четырех лет средней школы, начиная с первого. Сначала он нашел задание невыполнимым. Он сказал: «Застрели меня, но я не могу вспомнить точно!» Он был настроен скептически, но согласился попробовать.
Он сразу же вспомнил, что занятия по обработке дерева были первым уроком, который начинался в восемь утра. Этот урок запомнился Лорину, потому что он часто опаздывал и учитель наказывал его. Также Лорин был уверен, что в первый год последним уроком была биология, потому что учитель попался строгий. Лорин помнил, как он с нетерпением ждал, чтобы стрелка часов остановилась на 14:32 и прозвенел звонок. Когда Лорин определил время уроков (ежедневный маркер школьного пути), это подстегнуло его память, и он написал время начала и окончания уроков. Он знал, что первый урок начинался в 8:00, каждый продолжался сорок минут и перемены между уроками длились четыре минуты:

1-й урок: 8:00–8:40
2-й урок: 8:44–9:24
3-й урок: 9:28–10:08
4-й урок: 10:12–10:52
5-й урок: 10:56–11:36
6-й урок: 11:40–12:20
7-й урок: 12:24–13:04
8-й урок: 13:08–13:48
9-й урок: 13:52–14:32

Как только он написал время уроков, предметы сами стали всплывать в его памяти. Сначала у него оставались пробелы, но потом он заполнил и их: какой предмет был до, какие учебники были у него и так далее. Через пять минут расписание было готово:

1-й урок: 8:00–8:40 (обработка дерева)
2-й урок: 8:44–9:24 (обработка дерева)
3-й урок: 9:28–10:08 (бассейн/физкультура)
4-й урок: 10:12–10:52 (черчение)
5-й урок: 10:56–11:36 (алгебра)
6-й урок: 11:40–12:20 (завтрак/домашние задания)
7-й урок: 12:24–13:04 (английский)
8-й урок: 13:08–13:48 (биология)
9-й урок: 13:52–14:32 (биология, лабораторная работа)

Лорин был потрясен, он не вспоминал это расписание тридцать пять лет. Он просто обалдел, как быстро и точно оно было восстановлено! Вооружившись этой стратегией, он за несколько минут восстановил расписание остальных трех лет.
Однако на его более ранних школьных воспоминаниях стоял замок. Поэтому Лорин зашел на сайт школы, где он учился, чтобы найти ключ. Когда он увидел фотографию аудитории, он вспомнил, что в этой аудитории урок был после завтрака. Поэтому Лорин частенько спал на одной из деревянных скамей, которые были на фотографии. (Полагаю, что самые яркие школьные воспоминания Лорина связаны с его опозданиями и послеобеденным сном.)

Никакие воспоминания не пропадают бесследно; они ждут, чтобы их извлекли на свет.

Такая ассоциация, как у Лорина, с аудиторией и сайтом школы, встречается часто. Представьте, сколько ресурсов теперь есть в Интернете и сколько возможностей подстегнуть память. Никакие воспоминания не пропадают бесследно; они ждут, чтобы их извлекли на свет. Искать связи и ассоциации – веселое занятие.

Упражнение № 14
ВЕРНИТЕСЬ В ПРОШЛОЕ ПО «ШКОЛЬНОМУ ПУТИ»
Школа останется с вами навсегда, сознаете вы это или нет. Так что давайте использовать школьный путь для восстановления некоторых событий вашего прошлого. Прямо сейчас мы поиграем, без всяких записей, просто потренируем память и разум. Что-то вы забудете, но усилия не пропадут напрасно. Считайте это упражнение физкультурой для памяти.
● Какой школьный год запомнился вам лучше всего? Туда-то мы и отправимся, возьмем его за отправную точку. Если вам сложно выделить какой-то определенный год, начните с первого года после младшей школы. Он обычно самый памятный, потому что наполнен новыми впечатлениями: новый класс, много учителей, вместо одного или двоих, много предметов, новые лица.
● Подумайте, какое было расписание уроков в тот год.
● Как вы добирались в школу – пешком или на транспорте?
● Во сколько начинался первый урок и что это был за урок?
● Какой учитель вел первый урок? Помните ли вы класс? Учебник?
● С кем вы тогда дружили? Кто был вашим врагом? Кто над вами издевался?
● Помните ли вы какое-нибудь особенное задание или яркое событие?

● Теперь вспомните второй год и задайте себе те же вопросы.


Проделайте все то же самое с остальными школьными годами. Попытайтесь целиком восстановить расписание первого года.

Найдите один Путь, и остальные найдутся сами. Вы восстановите историю своей жизни и воспоминания гораздо быстрее, чем предполагали.

Например, попытайтесь вспомнить всех учителей девятого класса. Можете кого-нибудь вспомнить? Как их звали? Какие предметы они вели? Можете ли вы написать список предметов? Если вы начнете с учителей («учительский путь»), возможно, вам удастся воссоздать все расписание. Вместе с расписанием всплывут в памяти многие другие вещи: имена друзей, любимые телепрограммы, ваше восприятие себя и окружающих.
Возвращение этих воспоминаний научит вас (в который раз) хранить свое прошлое, все его уроки, которые вы привыкли игнорировать. Другими словами, найдите один Путь, и остальные найдутся сами. Вы восстановите историю своей жизни и воспоминания гораздо быстрее, чем предполагали.

Мэрилу говорит: «Все взаимосвязано», и я ощущаю это в себе. Не существует изолированных проводящих путей в том отделе головного мозга, который отвечает за воспоминания. У вас есть масса способов изменить свой взгляд на вещи, настроение или образ мыслей. Такое ощущение, что чем больше вы используете понятие Пути, тем сильнее он становится, и вы можете создавать новые связи между воспоминаниями (используя новые проводящие пути). В конце концов вы найдете другие воспоминания и сделаете более яркими старые.
Элис Стенли, блогер сайта Marilu.com

Теперь вы знаете, как эффективно можно использовать Путь для того, чтобы восстановить большой кусок вашего прошлого. Настало время воссоздать хронологию вашей жизни!


Глава 6
Настройка и разметка вашей памяти


Дом, где прошло мое детство, был небольшим. Восемь человек, четыре спальни, одна ванная комната. Я делила комнату со старшей сестрой, Джо Энн; комната располагалась прямо за кухней. Двери у нас не было, из кухни можно было видеть, что мы делаем у себя в комнате. Я жила словно на сцене. Можете себе представить: большая семья, маленький дом, где всегда некоторый беспорядок. Так что я решила быть единственным ребенком, кто поддерживает порядок в комнате. В конце концов, моя комната была постоянно на виду.
Думаю, что моя любовь к шоу-бизнесу выросла из расположения моей комнаты и ощущения, что на меня постоянно смотрят. Моя организованность определенно возникла из-за того, что мое личное пространство было всегда на виду.
В маленьком мирке моей комнаты каждая вещь должна была иметь свое место. Поскольку я делила с сестрой платяной шкаф и комод, то моя организованность поддерживала в них порядок. Мне нравилось развешивать одежду в абсолютном порядке, по цвету и вообще «подобное к подобному», раскладывать все так, чтобы было легко достать.
В то время моим любимым занятием было приводить в порядок разбросанные и перемешанные вещи моих родственников (конечно, когда они просили меня об этом). Я с одинаковым удовольствием разбирала мамину шкатулку с драгоценностями, где цепочки и ожерелья сплелись в один клубок, или распутывала нитки в корзинке для шитья. Даже ящики кухонного стола, вечно забитые барахлом. Я раскладывала вещи по надлежащим местам, находя для каждой из них свое положение!
Теперь становится понятным, почему моя любовь к воспоминаниям может быть организована по образу и подобию «золотого стандарта» упорядоченности – календаря. Подумайте об этом. Что будет лучшим хранилищем для ваших воспоминаний? То, что является наглядным напоминанием. Я узнала, что могу организовать воспоминания по схеме календаря – и сознательно, и бессознательно. И я это сделала. Было очень приятно иметь прекрасное хранилище для того, что нужно в школе, – все, что могло бы пригодиться, что не требовалось покупать заново каждый год; оно хранилось… в моей голове!
Память в очень большой степени зависит от организации, порядка. Память только кажется плохой, и это обычно происходит из-за беспорядка в вашей голове. Словно пазл, о котором я говорила в прошлой главе: его кусочки раскиданы по всему дому. Все детали есть, нужна система, чтобы собрать картину. И вашу автобиографическую память тоже нужно организовать.

 

От Пути к хронологии

Вы уже знаете свой главный Путь и, возможно, несколько второстепенных. Так что вы уже собрали несколько больших фрагментов своего прошлого. Теперь пришло время упорядочить информацию и сделать из нее хронологию.
Рассматривайте ее как гигантский календарь событий вашей жизни. Расположите эти события в хронологическом порядке. Личный календарь можно время от времени использовать, чтобы проанализировать свои поступки и привычки или просто еще раз пережить положительные эмоции от испытанного удовольствия.
Но изменить жизнь вам поможет не только анализ хронологии. Чем больше вы изучаете и анализируете свою хронологию, тем больше будете доверять своей памяти. Тогда-то автобиографическая память и принесет наибольшую пользу. Хронология вашей жизни – это «план острова сокровищ» для вашего Капитального ремонта памяти!
Давайте вернемся к путям, используя моего ученика номер один, Лорина (если он еще не заснул). Он всегда утверждал, что его память дырявая (несмотря на восстановленное за каких-то двадцать минут школьное расписание). Я решила обратиться к его главному Пути, к путешествиям!
Я озадачила Лорина, попросив его использовать путь путешествий и восстановить хронологию своей жизни. Он не открывал альбом с фотографиями, не заглядывал в дневник и не перебирал использованные билеты. Тем не менее у него получилось следующее.

1981 год. 29.06.81: два месяца – Восточная и Западная Европа, Россия, Египет и Израиль; с 06.12.81 по 12.12.81 – Нассау, Багамские острова.
1982 – 02.09.82. Трехнедельная поездка по Америке, от Чикаго до Лос-Анджелеса, Калифорния.
1983 – июль. Трехнедельное путешествие на поезде по Перу.
1984 – июль. Трехнедельное путешествие на поезде по Японии.
1985 – никаких путешествий в этом году.
1986 – 02.04.86. Двухмесячное путешествие по Австралии, Новой Зеландии и Гавайям.
1987 – июль. Трехнедельное путешествие по Франции, Голландии, Италии и Швейцарии.
1988 – январь. Две недели в Лас-Вегасе, Солт-Лейк-Сити и Финиксе.
1989 – без путешествий.
1990 – июнь. Франция, Италия, Греция, Турция и Англия.
1991 – август. Поездка через всю Америку из Чикаго в Лос-Анджелес по шоссе № 90 на машине.
1992 – июнь. Поездка из Лос-Анджелеса в Чикаго на машине по шоссе № 40 и 10.
1993
1994
1995 – апрель. Поездка из Лос-Анджелеса в Чикаго по федеральной автостраде № 10 через Новый Орлеан.
1996 – лето. Мехико, Теотихуакан и Пуэбла.
1997 – август. Франция, Польша, Беларусь, Чешская Республика и Словакия.
1998
1999
2000 – август. Китай, Бейджин, Ксиан, Шанхай, круиз по реке Янцзы.
2001 – сентябрь. Париж и Рим.
2002 – 07.05.02. Ирландия.
2003
2004 – 10.07.04. Япония и Китай.
2005
2006 – 06.08.06. Украина, Венгрия, Румыния и Италия.
2007 – 31.08.07. Южная Африка, Ботсвана, Замбия, Малави, Танзания и Кения.
2008 – 08.06.08. Вьетнам, Камбоджа, Таиланд.
2009
2010 – поездка через всю Америку из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк.
2011
2012

Это хронология Лорина, составленная за пятнадцать минут. Затем он продолжил заполнять пропуски, пока не вспомнил все путешествия в каждом году до настоящего момента, 2012 года.
Когда он записал все путешествия, я попросила его добавить больше деталей. Он начал с путешествия по Европе в 1981 году [20 - Речь идет о традиционном путешествии, которое совершает молодой человек, достигший совершеннолетия.].

Летнее двухмесячное путешествие по Европе
29.06.81 – Путешествие через океан из Нью-Йорка в Гатвик и Лондон.
03.07.81 – Арнхейм, Голландия.
06.07.81 – Берлин, Восточная Германия.
09.07.81 – Варшава, Польша.
12.07.81 – Москва, СССР.
15.07.81 – Ленинград, СССР.
17.07.81 – Хельсинки, Финляндия.
19.07.81 – Стокгольм, Швеция.
21.07.81 – Гамбург, Восточная Германия.
23.07.81 – Цермат, Швейцария.
26.07.81 – Венеция, Италия.
29.07.81 – Афины, Греция.
31.07.81 – Иерусалим, Израиль.
03.08.81 – Каир, Египет.
08.08.81 – Луксор, Египет.
11.08.81 – Асуан, Египет.
12.08.81 – Рим, Италия.
15.08.81 – Пиза, Италия.
16.08.81 – Ницца, Франция.
22.08.81 – Барселона, Испания.
26.08.81 – Париж, Франция.
30.08.81 – Лондон, Англия.
31.08.81 – самолет до Нью-Йорка.

Столь точное восстановление путешествия тридцатилетней давности удивило Лорина гораздо больше, чем составление школьного расписания. В отличие от последнего, путешествие было записано без посторонней помощи. Он не заглядывал в фотоальбом, не перебирал старые билеты и газетные вырезки. Он не заходил в Интернет и не звонил друзьям. Кроме того, он радовался всплывавшим в памяти воспоминаниям. Лорин даже напялил французский берет и изобразил несколько движений греческого танца. Его скептицизм был повержен. Я объяснила, что он вспомнил путешествие так точно, потому что это – его главный Путь.
Лорин утверждает, что сверхъестественной автобиографической памяти у него нет. Когда его спрашивают, обладает ли он такой памятью, как у меня, он шутит: «Нет, вместо этого у меня рентгеновское зрение». У Лорина множество талантов, но САП среди них нет. Тем не менее он смог вспомнить, чем он занимался каждый день в двухмесячной поездке тридцать лет назад! Теперь-то он понял, что он может таким образом вспомнить любое свое путешествие. Еще он может вспомнить, как готовился к поездкам в течение недель или месяцев. И вся эта информация создает предпосылку для того, чтобы помнить вообще все.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: