Политические учения Германии конца 18 – первой половины 19 века.




1) Основные положения.

2) Историческая школа права.

3) Политико-правовые взгляды Имануила Канта.

4) Политико-правовые взгляды Гегеля.

 

Основные положения.

Развивалась мысль под сильным влиянием французского просвещения. Главным образом это проявилось в проблематике: роль гос-ва в жизни общества – тут они рассматривают проблемы абсолютизма и отчуждения гос-ой власти; проблема гос-ва и личности – проблемы свободы, юр равенства, отчасти проблемы естественных прав и свобод.

На определенном этапе немецкая политико-правовая мысль тоже развивается под флагом просвещения. Ряд мыслителей сохраняют приверженность к разделению властей, правда в более умеренном виде.

+ Тоже характерен методологический плюрализм, т.е. используют много методов. (как во Франции). Для наиболее значимых представителей немецкой характерно особое внимание к методологии государственно-правовых исследований, в отличии от фр-их мыслителей (за исключением Монтескье). А тут особо это явно по творчеству Гегеля.

Но есть и своеобразие немецких мыслителей. Исторический метод наиболее популярен и этот метод породил направление – Историческая школа права. Это направление часто критикуется, но ряд их положений весьма современны и на сегодняшний день.

Что касается программных положений, то …

На содержание положений немецких мыслителей очень отразилась та ситуация, которая на то время была в Германия. Германия тогда была самой консервативной страной, феодальный строй устойчивый, основы сословного общества были прочны, не было столь явно выраженных революционных настроений, больше реформаторские мысли. Существенной чертой был реформизм, постепенный политико-правовые изменения. Устойчивость социально – политических отношений породила некую ностальгию о прошлом, и есть ретроспективные мыслители – считали что надо обратиться к прошлому, главное тут конечно внимание к истории, считали, что весь исторический опыт следует перенести весь исторический опыт на современность и будущее.

Ещё эта специфика ситуации породила Этатизм и супер этатизм, т.е. гос-во рассматривается как основа общества, гос-ву надо покланяться. Гегель вот например говорил, что весь смысл жизни – служить гос-ву.

Большинство отвергает революцию. Но Кант рассматривает проблему революцию, но тоже считает, что лучше реформирование.

 

Историческая школа права.

Это направление присуще прежде всего именно Германии, но также эти идеи получили распространение и в России. Наверно потому что и там, и там присуща патриархальность.

Часто очень критикуется это направление.

Но например благодаря этому направлению возрождается исторический метод. Это направление породило развитие изучения уже именно правовой системы.

Так они считали, что кодификация будет как искусственный элемент, который будет разрушать общественный дух. И это будет подрывать политический строй, т.к. это ещё и воплощение принципа законности, а это не очень логично при абсолютизме и вообще монархии.

 

Эмануил Кант (1724 – 1804гг)

Писал, что его никогда не перестанут волновать звездное небо над головой и его внутренний мир.

Сочинения: «Метафизика нравов», «Идея всеобщей истории во всемирном гражданском плане», «Критика практического разума», «К вечному миру».

Взгляды Канта развивалось в очень тесной связи с фр просвещением, но присутствует и острая полемика с французскими идеологами.

Политико-правовые взгляды находятся под сильным влиянием его этических воззрений. Это главном образом воплощаются в его воззрениях о …императиве. Применительно к роли человека, он гиперболизирует именно нравственную составляющую. Чтобы изменить мир надо изменить человека, у ч/ка есть воля и он может сам определять свои действия. Нужно моральное совершенствование человека, а именно необходимо подчинить волю моральному закону. Категорический Императив – это сущность нравственного закона. Неважно какую цель человек преследует, но он должен пользоваться этим категорическим императивом - поступать нравственно. И эти же взгляды он переносит на право, но он не отождествляет мораль и право. Но Кант утверждает их взаимную связь, они дополняют др друга в выборе человеком конкретного поведения. Правомерным кант называет поступок согласованный и с императивами. Право определяет внешнее поведение, а мораль мотивацию поведения.

Право – это совокупность условий, при к/ых действия каждого могут быть согласованы с действиями всех под общими законами свободы. => отсюда вытекает принцип юридического равенства. + отсюда же видна цель права – обеспечение всеобщей свободы.

Главное отличие права и морали в том, что в области права возможно внешнее принуждение, тогда как мораль – это подчинение ч/ка своей воле, императивам.

Нормативистский подход, потому что он считает что право это некий перечень правил внешне выраженных.

Кант всё же остается приверженцем естественной теории права, естественное право тоже существуют и они тоже составляют объект защиты гос-ва. И сочетание естественной теории и..

Возникает проблема соотношения права и гос-ва с одной стороны право обеспечивается гос-ом. Цель гос-ва единственная это охрана права, потому что охраняя право гос-во охраняет всеобщую свободу. Т.е. гос-во должно быть устроено таким образом, чтобы оно обеспечивало правовой порядок.=> Кант - родоначальник концепции правового гос-ва.

Кант выступает, таким образом, сторонником разделения властей. Только так можно осуществить основную цель гос-ва. Он делит гос-ва на республиканские – там есть разделение властей в духе Монтескье, и деспотические – тут отсутствует признак разделения властей. Рассуждая о соотношении республиканских и деспоти-их гос-в Кант рассматривает проблему революции, говорит, что она бывает в стране с запущенной ситуацией, где правитель не согласен что либо менять.

08.12.2011

Философия права Гегеля.(1770-1831гг)

Он явл-ся одним из наиболее сложных мыслителей, но с др стороны наоборот.

Сочинения: «Философия права» 1821год.

Яркий представитель супер этатисткого подхода. Основное место в доктрине Гегеля занимает методология – поиск способов познания. Содержательная задача не главная.

Гегель – объективный идеалист. Центром его философии явл-ся абсолютная идея –это первичная реальность всего что есть. И она не имеет начала и конца, она вечна. Одновременно она явл-ся источником всего сущег, но при этом она развивается, трансформируется. В своем развитии абсол-ая идея проходит 3 этапа:

1. Процесс раскрытия идеи.

2. Воплощение этой идеи в природе. Тут она уже как раз приобретает некие формы. В природе как раз раскрывается содержание, некое внешнее выражение.

3. ч/з природу абсолютная идея возвращается к себе самой. Постигается её содержание, идет процесс содействия ч/ка и природы, и благодаря формам человеческого сознания, видам деятельности человека идея возвращается сама к себе. Формируется сфера духа. А эта сфера духа уже проявляется в областях познания, в том числе и некох общественных сущностях. Есть субъективный дух – начальное, основное познание (антропология, физиология и т.д.), а сферой внешнего выражения этого духа явл-ся объективный дух- общественно-значимые сущности – право, мораль. Философия объективного духа в основном и есть философия права.

Гегель часто критикует Канта, но в характеристике философии права их взгляды близки. Человек тоже носитель свободной воли, но эта воля не безгранична, в отличие от мнения Канта. Учение об объективном духе есть процесс объективирования свободной воли и право это наличное бытие свободной воли.

Гегель создает новый диалектический метод – диалектическую логику, с помощью которой он предлагает раскрыть закономерности мышления и бытия. Он говорит, что сначала каждое понятие сначала отрицается потом пр…

В основе закон единства и борьбы противоположностей, з/н перехода количества в качество, з/н отрицания отрицания. ….

Право тоже проходит 3 уровня:

ð Абстрактное право (тезис) – индивид явл-ся носителем свободной воли, следовательно он и обладает этим абстрактным правом. Это область частного права. Каждый индивид явл-ся носителем своб-ой воли, отсюда Гегель делает выво

 

 

14.12.2011

Нужна полиция – орган гос-ва, к/ый следит за развитием антогонистов в обществе

Синтез – гос-во (синтез тезиса – семья и антитезиса – гражданское общество).

Супер этатизм. Гос-во Гегель рассматривает как некая высшая нравственность, как внутренний организм и как внешний организм. Элементы органической теории, но это весьма условно. Гос-во это нечто божественное.

Гос-во, выступая синтезом других форм нравственности, подчиняет себе и общество и гос-во.

Гос-во как внутренний организм – то есть то как оно должно быть устроено. Венец развития гос-ва - конституционная монархия. Есть разделение властей, но это разделение противоположно принципу разделения властей по Монтескье, он считает этот принцип порочным, т.к. если их разделить, то у каждой власти начнется борьба за приоритет. По Гегелю власть должна действовать едино как организм, просто разделением полномочий. Единство власти должно воплощаться во власти единоличного монарха.

Ветви власти: Правительственная – выражена будет сословием чиновничества; Законодательная – носит относительно представительный хар-р, 2х палатная структура, именно ч/з эту власть осущ-ся связь м/у гражданским обществом и гос-ом путем того, что в низшей палате есть представители коллегиальных структур общества – принцип делегирования, но нет избирательного права =>консервативная весьма модель.

Гос-во как внешний организм – то есть как гос-во должно взаимодействовать с др гос-ми. По его мнению избежать воин нельзя, более того гос-во может и инициировать войну, чтобы отвлечь общество от внутренних неразрешимых проблем. Удачные войны укрепляют гос-во и предотвращают смуту. Но война нужна только когда это неизбежно. + надо соблюдать определенные правила войны+ он не допускает объединения гос-в на войне ради достижения каких-то агрессивных целей. Гегель принципа колониальности.

Гегель большой вклад внес в развитие методологию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: