Политические учения в западной Европе 16 века.




1. Общие вопросы.

2. Политическое учение Ж. Бодена.

3. Политическое учение Н. Макиавелли.

4. Политическая идеология раннего социализма. Т. Мор. Т. Компанелла.

Общие вопросы.

16 век получил название эпохи возрождения. Пристальное внимание к прошлому, особенно к античности, обращение к достижениям политико-правовой мысли античности.

Творчество античных мыслителей имеет методологическое значение!!! т. е. те идеи являются базой.

Доминирующим признаком политико-правовой мысли эпохи просвещения явл-ся ГУМАНИЗМ. Эпоха гуманизма, т.к. центральное место занимает человек и если сравнить с предшествующими мыслями, то человек становится на место Бога. Особо ценится разум человека.

Как и на предшествующем этапе остается та же центральная проблема – проблема соотношения гос-ва и церкви, соотношения светской и церковной власти. Основной чертой содержания политико-правовых доктрин присущ этатизм (государству отводится главная особенная роль). К тому времени в мире был политический хаос, и важное место занимает теоретическое обоснование абсолютизма, это необходимо было для того чтобы государственность вновь возродилась. На данном этапе идеи абсолютизма явл-ся прогрессивными. Одним из теоретиков абсолютизма был Жан Боден. Мыслители рассматривают абсолютизм как усиление, укрепление государственности.

16 век это важный период для становления и упроченья светской политико-правовой идеологии. И до сих пор она господствует. Но мыслители тут ещё не так конкретно выступают с критикой религиозной политико-правовой мысли. Не уделялось внимания большого идеологической борьбе, опора шла именно на новое обращение к мыслям античности.

Именно в 16 веке возникает, а в дальнейшем получает развитие идеология социализма. Утопический социализм называют, в связи с книгой Т. Мора «Утопия». Корни социализма тоже нашлись в античности - культ свободы, равенства, положения Платона, но кроме этого источником послужили идеи раннего христианства.

 

Жан Боден (1530-1590гг)

По образованию был юристом, занимался юридической практикой. Специфика его методологии – светское мировоззрение, исторический подход. Даже критикует религиозные идеи. История – это его методологическая основа изучения права, политики.

Боден сторонник естественного становления государственности _ «гос-во это продукт истории. Оно возникает под воздействием естественной среды» - природно-географическая концепция возникновения гос-в. Большое значение уделяет раскрытию природы ч/ка в конкретной природно географической среды.

У него «6 книг о государстве», там он и излагает свои взгляды. У Бодена есть и патриархальный элемент концепции, потому что вслед за Аристотелем считает, что начало гос-ву дала семья, и его роль семьи более значима. Семья - это социальная организационная основа возникновения гос-ва. Возвышение роли семьи в возникновении и существовании гос-ва. От прочности семьи, от её устойчивости зависит прочность гос-ва. Он приводит Др. Рим что пренебрежение семьей приводит к деградации гос-ва. Даже Боден считал что надо запретить развод, а если это необходимо, то виновному надо запретить вновь вступать в брак.

Гос-во - это правовое управление множеством семей и тем, что у них общее на основе суверенной власти для обеспечения внутреннего мира, стабильности и защиты от внешних врагов. Носителями политического статуса, т. е. граждан гос-ва, следует рассматривать только глав семей. Отличительной чертой гос-во по сравнению с др-ми формами общины явл-ся его правовой хар-р, т.е. гос-во основано на праве. Закон представляет собой основу гос-ой власти, гос-во функционирует на определенных правовых принципах.

Боден впервые обращается к проблеме гос-го суверенитете!!! Он является главным признаком гос-ва. Суверенитет – это особая хар-ка гос-ой власти.

Что отличает власть суверена?

1 ) Постоянство, т. е. если власть суверенная, то она не должна носить срочного хар-ра. Носитель временных полномочий не может быть сувереном, даже если они очень обширны.

2) Абсолютность гос-ой власти. Направлена и против притязаний церкви на власти. Суверен не связан ни чьими законами, даже своими. Он стоит Над любой волей. И даже волей других гос-в. В последующем Боден идеализировал абсолютизм.

3) Единство и неделимость. Он абсолютно не приемлет смешенную форму правления. Должен быть только один носитель гос власти. Иначе будет угроза целостности и единству гос-ва.

Главной формой воплощения суверенитета явл-ся закон, т. е. суверенитет главным образом характеризуется способностью принимать и изменять закон. Закон – это инструмент власти суверена. Кроме этого суверен назначает всех должностных лиц, решение вопросов войны и мира, правосудие в последней инстанции, определение налогов и подати, чеканка монеты.

По мнению Бодена заслуживают внимания только 3 формы правления, отличаются тем, кто является носителем суверенитета:

Ø Демократия. Все или большинство обладают полнотой власти.

Ø Аристократия. Небольшая часть осуществляет власть

Ø Монархия. Носителем верховной власти явл-ся один человек.

Форма правления зависит от природных условий, так для жителей юга характерна монархия, для севера – демократия, т. к. люди всегда собраны, всегда в борьбе.

Для прочности гос-ва у Бодена имеет значение внимание гос-ва к социальной среде. Особенно к имущественной составляющей. Он усматривает разрушительное действие борьбы богатых и бедных => прочность гос-ва обусловлена слой людей среднего достатка, он должен быть самым многочисленным. Гос-во должно регулировать институт собственности для регулирования уровня бедности и достатка. Боден предлагает даже какие законы надо принимать, например он предлагает запретить ростовщичество. Боден впервые очень внимательно обращается к вопросу наследственных отношений, необходимо правильно их регулировать, он был за наследование по закону, за сохранение в любом случае доли наследникам по закону, детям например.

Прочность гос-ва зависит ещё от одного идеологического аспекта. Политические пристрастия правителя гос-ва. Нельзя вмешивать религию. Суверен не должен высказывать свои пристрастия на религиозной почве.

Лучшая форма правления это по его мнению монархия – наследственная и абсолютная. Демократия и аристократия это лишь этапы к монархии, так как там заложены противоречия.

ð «Монарх также естественно как Бог управляет своими подданными». Правовой порядок явл-ся основой монархии, а не закон. Боден говорит, что монарх всегда действует правомерно.

Боден прогрессивный мыслитель своего времени, он увидел как можно преодолеть распад государственности.

Заслуга Бодена в разработке концепции государственного суверенитета.

Никола Макиавелли (1469-1527)

Одной из важных заслуг его явл-ся то, что он по сути впервые пытается определить понятие государства, определяя его след-им образом:

Гос-во – это независимая от конкретных форм характеристика политического состояния общества его определенная политическая организация.

Основные сочинения: «Государь», «Рассуждения по поводу первой декады (первых 10 книг) Тита Ливия». Рассуждения и Государь сам Макиавелли рассматривал как дилогию и что их нельзя рассматривать отдельно. Рассуждения наиболее фундаментальный труд.

Макиавелли имел опыт политической деятельности. Он одним из первых заложил основы теории политического режима.

Макиавелли радикально светский мыслитель. Его методологической основой явл-ся гуманистический метод (человек в центре всего). Гуманистический метод доминирует в проблеме возникновения гос-ва, в проблеме выбора оптимальной политической формы. Большое место в занимает также в его трудах исторический метод.

Сам исторический процесс обусловлен борьбой социальных классов и групп. Движущей силой вообще явл-ся социальная борьба и вот результат е отражается на выборе формы правления, на содержании законов общества. Собственность –основа этой борьбы. Форма правления, средства и способы осуществления власти и издаваемые законы в конечном счете отражает результат борьбы соперничающих партий, соц групп.

Макиавелли рассматривает гос-во, его природу глазами ч/ка, исходя из природы ч/ка, из места которое занимает ч/к. Мир – это не гармоничный порядок, созданный любя щим творцом, а хаос сил, причем все они враждебны человеку. Но Ч/к находится в состоянии борьбы с человеком. У ч/ка и окр среды один источник – природа. Разум – это главное что получил человек от природы. Но помимо разума природа дала человеку низменные страсти - тщеславие и алчность и др. Т.О. в человеке тоже постоянно борьба между разумом и страстями. В борьбе разума и страстей в конечном счете в мире в целом побеждает разум (это в обществе целиком, а не в каждом отдельно взятом человеке). Из борьбы ч/ка с окр миром рождаются разумные соц-ые институты. Вот именно так проявляется тут метод гуманистический. Борьба породила, мораль, религию, ГОС-ВО.

Гос-во по сути проявление разума человека. Гос-во продукт выживания. Именно это стремление разумно использовать качества, к/ми наделила его природа и побудило искать человека лучшие формы правления.

Вообще исторический процесс это процесс социальной борьбы. Вслед за античными мыслители Макиавелли отмечает, что 2 направления противостояния: 1)борьба народа 2) и аристократии. Одним из достижений этой борьбы явл-ся свобода.Народ стремится к тому, чтобы его не поробащали, чтобы умерить власть аристократии, а аристократия стремится поработить народ, расширить свою власть, ограничить свободу. Может быть 3 варианта исхода:

· Тирания

· Анархия

· Торжество свободы.

Гос-во обеспечивает благо свободы. А главным воплощением свободы явл-ся свобода пользоваться своей собственностью, свобода безопасности. В обществе борьба м/у народом и аристократией никогда не прекращается => ч/к свободен только в республике. Республика Макиавелли – это символ умеренной республики, это не демократия в духе античности. Демократическая форма не особо хороша.

Умеренная Республика это смешенная форма правления. Стремление достичь политического равновесия (политический мир достичь невозможно) нужна такая организация, система органов, институтов где бут умерены аристократических аппетитов. В республике соединены 3 элемента:

ü Монархический элемент. Монарх выполняет функцию центра политической власти, символа единства страны и народа.

ü Демократический элемент. Должен быть представительный орган от народа. Задача формирования аппарата исполнительной власти, т.к. народ редко ошибается в своих политических пристрастий.

ü Аристократический элемент. Должен быть представительствующий орган от знати, этот орган должен иметь законодательные функции.

 

Сочетание этих элементов обеспечит республику Макиавелли, идеальную форму правления.

Макиавелли за бессословное общество!!!

Макиавелли рассматривает проблему выбора полит формы правления в конкретном случае. Это прикладной аспект его теории. Он считает что есть препятствия в реальной политико-правовой ситуации.

В его современности он выделял что на пути к республике есть 3 основных препятствия:

1) Дворяне. Это сословие всем только вредит, в рамках этого сословия разум побежден алчностью и тщеславием.

2) Католическая церковь. Церковь – это бедствие страны. Тут он говорит о системе церкви, а не о религии. Он высоко ценит роль религии общества, она тоже порождение победы разума, хотя он и явл-ся светским мыслителем. Он считает предпочтительнее всего язычество, потому что там Бог и человек на равных.

3) Раздробленность страны и её слабость. Переход к республике в условиях современной ему Италии возможен только через диктатуру. Необходим переходный период для централизации страны, это вынужденный период. Период диктатуры нужен для торжества Республики, чтоб е в принципе стало возможно создать. Этот вывод и был положен в основу его работы «Государь». Правитель в этот период должен создать национальную армию, возглавить её, разгромить всех феодалов, всех дворян, объединить все земли в единое гос-во и уже в рамках этого единого гос-ва утвердить гражданское равенство и утвердить республиканский строй. Методы реализации могут быть различны, в том числе и чрезвычайные. Макиавелли т.о. учитывая опыт рекомендует правителю придерживаться принципа твердой власти, использовать любые способы упроченья гос_ва. Мерилом выбора тех или иных средств должно быть стремление государя, чтоб его любили. Самое страшное в политике это средний путь. Нормы политики и нормы морали имеют различные сферы применения: мораль это сфера общения ч/ка с ч/ом, а нормы политики определяют отношения власти и подчинения и они свободны от морали. => Политика и политическая наука должна развиваться ан основе опыта, на основе анализа реальных общественных отношений, политику надо освободить от теологии. Политике оценка действий конкретного правителя, оценка политических средств должна производиться на основе того насколько это способствовало укреплению гос-ва.

 

27.10.2011

Джон Локк (пропущена первая лекция)

Цель гос-ва – это защита человека. Появление гос-ва не исключает из комплекса естественных прав и свобод человека ничего, кроме того, что ч/к передает свое право обеспечивать свою безопасность гос-ву, но оно получает новое значение! Оно становиться обязанностью гос-ва.

Признаки гос-ва:

1. Законность. «Гос-во отличается наличием общеустановленного закона».

2. Гос -во отличается наличием судебных учреждений. Они выполняют охранительную функцию.

3. Наличие спец учреждений, к/ы призваны исполнять судебные решения. Это например, Пенитенциарная система.

Остаются ли в гос-ве кач-ва свободы и равенства? Локк считает, что да. Свобода –это не анархия, «не право личности на произвол, а гарантия от произвола других». Т.О. в гос-ве свобода получает определенное обеспечение, путем закона, суд-ой системы.

Проблема политического отчуждения. Гуманистический подход. Локк видит опасность отчуждения гос-ва от общества и человека, т.е. гос-во при определенных условиях на определенном этапе может представлять опасность для людей, потому что у него слишком много силы. Т.е. гос-во угрожает свободе человека. Т.О. люди создав гос-во – охранника своей свободы одновременно создали себе угрозу.

Локк считал что необходимо выработать средства от посягательств гос власти:

Ø Законом должен быть определен перечень естественных прав и свобод, на которое гос-во посягать не может. Это будет неким пределом государственного законотворчества. Как и все др представители естественно правовой доктрины включает в этот перечень право собственности. Традиционно право собственности рассм-ся как часть природы человека, а Локк считает, что право собственности есть производное от труда. А вот потребность трудиться это как раз природная потребность человека. Могут быть объекты общей собственности, точнее ничьей – где никто ничего не делает. В отличие от большинства представителей естественно правовой доктрины он допускает вмешательство гос-ва в дела веры. Он считает, что надо запретить католицизм, атеизм и магометанство мусульманство Локк считает что эта религия агрессивна по своей природе).

Ø Реализация принципа законности. Это по сути гарантия для человека. По его мнению, принцип законности выражается во-первых в четкой регламентации всех сторон гос-ой деятельности. Он первым проводит разницу между законом и актами исполнительной власти. Именно на закон надо опираться, он д.б. основой осуществления гос власти. А во-вторых пр-п законности предполагает обязательность для всех, в том числе для носителей гос-ой власти.

Ø Принцип согласия на подданство. Этот пр-п непосредственно связан с договорной концепцией происхождения гос-ва. Он реализоваться должен так, по мнению Д. Локка: каждый гражданин при достижении совершеннолетия он должен выразить свое отношение к существующему гос-му строю, т.е. должен дать согласие на подданство или отказаться от него. Это может различно выражаться, он считает что всё это должно зависеть от конкретной страны. И если гос-во внимательно будет к этом подходить и грамотно реагировать на недовольство и тогда все будет хорошо. Идеал формы гос-ва Локк не приводит, он считает возможными различные абсолютно форм гос-ва, единственное, что он не рассматривает вообще – это абсолютная монархия, потому что в то время это символ деспотизма. Локк считает, что смена форм правления нормальное явление, но причиной смены должна быть воля сообществ. Тут же Локк рассматривает право народа на революцию, явл-ся ли это естественным правом? Он считает, что у народа есть право на восстание, ан революцию, но это не индивидуальное право, а именно право большинства, коллективное право выступающее чрезвычайной гарантией свободы (использовать можно только в чрезвыч-ой ситуации. Локк мыслитель – реформатор, лучше хоть какая-то неудачная реформа, чем революция.

Ø Принцип разделения властей. Локка называют первым теоретиком разделения властей. Вообще это идея была обозначена ещё и до Локка. До локка это формулировка была использованы в программе партии левеллеров. Но Локк действительно первый ТЕОРЕТИК. Он дает теор-ое обоснование, с использованием гуманистического подхода. В современности гуманистическая ценность практически исчезла. В 17 же века этот принцип позволял оградить чел-ка от политического отчуждения, чтобы правители не обратили наличие власти в свою личную выгоду. Разделение властей необходимо для того чтобы сохранить права и свободы человека, этот принцип можно реализовать в любой форме правления, кроме абсолютизма. Этот принцип прежде всего служи человеку и обществу, а не гос-ву. Локк впервые предложил его реализацию, но его предложение уж больно консервативно… Он различает 3 вида власти: законодательная власть – основа гос-ва как политической системы, эта власть должна осуществляться выборным органом, но в соответствии с традиционными правилами конкретной страны, он не ставит англию как идеал; исполнительная власть (внутренняя исполнительная) – эта власть не подчиняется законодательной власти, а подчиняется закону, здесь всё же английский образец Локку оч нравится, обязательно должен быть единоличный глава исполнительной власти, к/ый должен обладать правом вето, и при опред-ых условиях право роспуска (не упразднения!!!) парламента. Тут проявились консервативные воззрения Локка. В систему исполнительной власти входят и суденая власть!; федеративная (внешнеисполнительная) власть - как раз в это время начало формироваться м/унар-ое право.

Бенидикт Спиноза (1632-1677)

Работы: «Этика доказанная геометрическим способом», «Богословскополитический трактат», незавершенная работа «Политический трактат». Вообще при его жизни и долгое время после смерти имя Спиноза носило нарицательный хар-р негативного оттенка. Представитель естественно правовой доктрины.

Он относился к метафизическому материализму. Природа занимает основное значение в формировании его мировоззренческих взглядов. Мир - вечная субстанция, природа не создана Богом, природа сама и есть бог. Спиноза приходит к полному и безграничному пантеизму – природа-это всё бог. Основным принципом природы явл-ся строгий детерминизм – в природе всё совершается по необходимости, нет ничего случайного, есть череда причин иследствий. Всё определено природой, в том числе действия человека, всё совершается в силу определенных причин. И свобода мыслима в пределах необходимости. Свобода возможна только когда ч/к руководствуется разумом

К изучению общества и человека надо использовать те же методы что и для изучения плоскостей, тел. Геометрический (математический метод. Возникновение гос-ва он тоже объясняет принципом необходимости. В результате общественного теория.

 

03.11.2011

Спиноза отмечает, что цель общественного договора, как источника гос-ва, заключалась в установлении господства разума, и закон значит должен олицетворять торжество разума. Для того, чтобы закон был разумен, он должен приниматься большинством граждан «глупостей много, а разум один». => в любом гос-ве законодательная власть должна быть организована демократически. Спиноза сторонник демократии, как идеальной формы гос-го устройства. Но мыслитель обосновывает демократию с позиции теории естественного права, естественно научное обоснование. + в демократическом гос-ве все люди остаются равными, что соответствует природному равенству. + Люди остаются свободными, подчинены только разумному закону.

Из тех, кто принимает участие в законодательстве, должны быть исключены женщины и слуги, потому что они зависимы + тех, кто совершил недостойные поступки (этический аспект). Т.О. Спинозу называют первым, кто дал теоретическое обоснование демократии. Но ещё он не исключал возможность 2х политических форм: аристократия (как федерация городов, т.е. в городах должна быть демократия, а в целом аристократия), ограниченная монархия (праобраз президентской республики. Есть принципы демократической организации гос-ой власти: монарх должен быть выборным лицом. Не обладает правом вето, лишь может выбрать, когда несколько проектов. Но у Спинозы нет социально-экономической опоры монарха – нет дворянства, его поддерживающего, земля, войска тоже нет, есть только всенародное ополчение). Не приемлет абсолютную монархию.

Предпочтение Спиноза отдает непосредственной демократии, а не представительной.

Наибольшее влияние идеи Спинозы оказали на французского ученого Жан Жака Руссо. Особенно в содержательном плане.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: