Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине 19 века.




1. Общие положения.

2. Либеральная политико-правовая мысль. Взгляды Б. Констана и И. Бентан.

3. Политическая идеология социализма. Сен-Симон, Фурье, Оуен.

4. Политическое учение Огюста Конта.

Общие положения.

Промышленность бурно развивается, формируется новый класс – пролетариат.

Именно в этот период всё ещё были сильны ностальгические мысли в политико-правовых идеях, поэтому одним из направлений был консерватизм – идеи тех, кто желал вернуть прошлое. Одним из ярких представителей консерваторов был фр-ий мыслитель Жозеф де Местр.

Пролетаризация обусловила новый этап развития социалистической мысли. Новый буржуазный порядок критикуется и новым направлением философии – философия позитивизма (отец- О. Конт).

Доминирующим направлением всё же явл-ся либерализм. У него были сторонники почти во всех слоях населения, очень широкая аудитория. С одной стороны это хорошо, но с др стороны плохо, - т.к. это слишком пестрая аудитория и из-за этого не сложилось единого направления.

Развитие либерализма было предопределено Великой Фр-ой Революцией. Лозунги свободы, равенства и братства. На базе этих лозунгов и формируются сторонники либеральных идей. Но к сожалению к середине 19 века от этих лозунгов остался лишь призыв к свободе. Основу либерализма составляют 2 тезиса: личная свобода, но в это время неотъемлемой частью личной свободы явл-ся частная собственность; реализация этих ценностей обеспечивает не только личное благополучие, но и обеспечивает в конечном счете расцвет всего общества, т.е. личные ценности приобретают социальную ценность.

Либерализм в некотором роде представляет собой этап концепции естественных прав человека.

Поддерживается принцип разделения властей. Снижен правда интерес к вопросу народного суверенитета. Поднимаются проблемы мся. Либеральная мысль 19 века развивается под знаменем АНТИЭТАТИЗМА, гуманизм тут преобладает. Возвышая свободу индивида, личные права и свободы мыслители сводят к минимуму роль гос-ва. Гос-во не должно вмешивать в частную собственность например. В этот период формируется концепция «гос-ва – ночного сторожа».

Как раз либерализм представлен рядом интересных доктрин, но нет однородности. Наибольшее значение конечно получил фран-ий либерализм, например:

Б.Констан

Работы «Курс конституционной политики».

Строит свои работы на критике просветителей, особенно критикует Руссо, с его деей народного суверенитета и т.д. Констан считает, что не имеет значения кто носитель власти, а важно кому она принадлежит. Главное, чтоб власть была организована таким образом, чтоб она не могла посягать на свободы индивида. Отсюда, по мнению мыслителя, заключается вне зависимости индивида отгос-ой власти, потому что это обусловлено историей развития прав и свобод индивида. Надо отличать свободу прежних и новых порядков, фр Р! Это переломный момент. Свобода древних народов была в основном свободой политической и она была им необходима, т.е. древние народы стремились быть сувереном в решении общих дел и оставались рабами в решении частных дел. Но в новых условиях появляются новые ценности свободы – теперь это личная, гражданская свобода, она как раз позволяет индивиду быть сувереном в частных делах, но ограничивает, в политических. Но и в новых условиях гос-во способно к произволу. Нужны средства ограничения гос власти:

1. Сила общественного мнения - выразителем общественного мнения происходит ч/з парламент, т.е это не организация народного представительства. Констан отстаивает цензовое формирование парламента, при чем главный ценз – имущество. + депутаты не должны получать вознаграждение+ 2х палатный парламент;

2. Принцип разделения властей Констан высоко оценивает заслугу Монтескье. Но король над всеми. В классическую систему мыслитель предлагает внести ещё одну ветвь – муниципальную, вот она должна быть на демократических принципах и должна быть независимой от др ветвей власти.

 

15.12.2011

И.(Джереми) Бентан

Работы: «Принципы законодательства».

Более умеренный по сравнению с Констаном.

Бентана рассматривают как мыслителя стоящего на истоках утилитаризм. Именно он сформулировал в качестве основных тезисов принципы утилитаризма. Центральное место занимает принцип пользы. Всё развитие политической идеологии основано на данном принципе, к/ый проявляется в том, что человек видит в кач-ве основы своего поведения, поступка. Человек в своей деятельности, по мнению Бентана, всегда руководствуется принципом пользы. Человек действует ради «удовольствия» и стараясь избежать «страданий». Все побуждения человека сводятся к одному – к личному счастью, личному интересу, пользе, т.е. Ч/к стремится в течении жизни старается получить как можно больше количество счастья. Отсюда роль законодателя заключается в том, чтобы так урегулировать отношения, чтобы польза была максимальной, обременения минимальны. Следовательно, законодатель должен выделять максимально общую пользу, пользу для большинства людей, т.е. основной принцип законотворчества – наибольшее счастье для наибольшего числа людей. Вообще-то, законодатель должен помнить, что издание любого закона уже есть зло, т.к. всякий закон стесняет свободу индивида, т.е. все эти стеснения, обременения необходимы, но должны быть нацелены на счастье большинства. => Гос-во должно ограничиваться охраной личности и собственности. Исключительным злом явл-ся всякая регламентация хоз-ой деятельности, должна быть свобода конкуренции – это основной двигатель прогресса общества.

Проблема собственности. Рассматривает собственность как часть человеческой природы, и именно она определяет основу человеческой жизни. «Без собственности люди испытывали бы отвращение к труду». Без собственности не было бы патриотизма Обобществление имущества останавливает прогресс. По мнению мыслителя, собственность появляется в результате укрепления связей м/у людьми, изначально людям была присуще бедность. Но потом человек вырастает вместе с собственностью, и она становится неотъемлемой частью человека. Бентан говорит, что всегда тоже будут бедные, это те кто выпал из устойчивых общественных связей. Само появление закона сопровождает процесс становления собственности, они растут, вырастают и гибнут вместе.

Проблема уголовного права и уг-правовой политики. Много внимания уделяет этим вопросам. Принцип соразмерности преступления и наказания, принципы судопроизводства (пр.: гласность, профессионализм). Проблемы уголовного права и политики тоже рассматриваются в соответствии с принципом пользы, т.е. при соотношении наказания не должно превышать страдание. + говорит, что проблема превенции – это задача гос-ва. Но есть противоречия в его теории, например, он говорит, что гос-во не должно отказываться от преследования религиозных нарушений. Бентан не приветствует смертную казнь, как и все либералисты, однако есть политический подтекст – если будет восстание, то его руководители достойны только смертной казни. Мыслитель категорически против конфискации имущества как меры уголовного наказания, потому что это наказание не преступника, а его близких, его потомков.

Утилитарные концепции проецируются на самые различные правовые вопросы. Позиция утилитаризма Бентана носит пацифистский хар-р, т.е. война – зло, и возможна только в оборонительных целях. В отношениях м/у гос-ми тоже должен присутствовать принцип наибольшего счастья для большинства. + Бентан предлагал устойчивые формы взаимоотношений м/у гос-ми в целях сохранения мира. Обращается к необходимости кодификации международного права, и там тоже должен лежать в основе принцип утилитаризма.

 

 

Было ещё направление позитивизма и..

Яркий представитель О. Конт. (1798-1857гг)

Он был ученик Сен-Симона, и поэтому в начале во многом соглашался.

Работы: «Курс позитивистской философии», «Система позитивной политики».

Основатель Позитивной философии – синтез материализма и идеализма. В кач-ве основного тезиса приводит положение о том, что люди не могут постичь сущность, познание ограничивается опытом, описанием явлением, изучением существующих форм, институтов и установлением связей м/у ними. В конечном счете всё что связано с познанием имеет значение поскольку связано с действительностью.

Базовый метод - социологический метод. Вся история человечества, по мнению мыслителя, делится на 3 стадии и они соответствуют как раз особенностям познаниям:

1. Теологическое (фиктивное) – опыта было мало и всё подменялось, охватывалось богословской оболочкой, т.к опытно люди не могли многое объяснить, объясняли как воля сверхъестественного существа.

2. Метафизическая – тут уже возникает опыт, многочисленные факты, знание реальной действительности, идет выработка обобщенных понятий.

3. Позитивная (научная) стадия – в ней уже нет недостатка фактов, тут наука должна проверять факты, выявлять связь явлений, вырабатывать принципы.

Система науки строится на принципе возрастающей сложности и убывания общности. Самой первой в этой системе явл-ся математика. А на вершине стоит наука социология, она изучает все сложные связи, но потом Конт поставил над социологией поставил ещё нравственность. Именно социология лежит в основе вопроса переустройства общества. В будущем должна быть социократия. Вообще социология делится на 2 части:

· социальная статика (порядок) и

· социальная динамика (прогресс).

Порядок в обществе предполагает возможность прогресса. Общество неизбежно делится на классы, но принципом отношений м/у классами явл-ся не антагонизм, а солидарность. Солидарность – это то, что каждый человек, будучи частью какой-то группы, выполняет какую-то определенную общественную функцию. Если какого-то класса не будет, то нарушается порядок => солидарность покоится на материальной и духовной (нравственной) основе. Именно укрепление этой основы и должно лежать в переустройстве общества в социократию. Так есть классы – пролетариат (он должен значительно превышать патрицат, в свою очередь патрицат – собственники – отражают материальную основу, но чтоб не было классовой борьбы должна быть 3ья сила – духовная часть – это философы, жрецы, (вся интеллигенция), на них всё и держится. Они вырабатывают правила взаимоотношений.

Чтобы не было антагонизма, надо пересмотреть концепцию прав человека. Вообще понятие «право» вообще авторитарное понятие, оно доолжно быть изгнано из правильного политического языка. Т.к. это понятие частично теологическое, отсюда появились и понятия прав ч/ка, все эти понятия выполнили разрушительную роль. Там заложен разрушительный принцип – принцип индивидуализма. В социократии не будет понятия «право», т.к. никаких прав нет, кроме права выполнять свою социальную роль. Вместо прав и обязанностей будут социальные функции и социальные роли. Ч/к, осознав свою роль, будет поддерживать как раз прогресс и порядок.

В основном идеи Конта были восприняты странами Латинской Америки, и наименьшее распространение получили в Европе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: