СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРЕНТАБЕЛЬНОСТИ.........................
1.1. Понятие туристского рынка.............................................................................
1.2. Показатели рентабельности...............................................................................
1.3. Основные источники резервов повышения рентабельности.........................
ГЛАВА II. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОО «Артемида».............
2.1. Краткая характеристика деятельности ТОО «Артемида».............................
2.2. Анализ рентабельности ТОО «Артемида»......................................................
ГЛАВА III. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ....................................
3.1. Резервы повышения рентабельности...........................................................
3.2. Рекомендации по повышению рентабельности..............................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Каждое предприятие, занимающееся коммерческой деятельностью, обязательно прибегает к таким показателям как рентабельность.
Рентабельность – это показатель, с помощью которого можно узнать об эффективности производства, также эти показатели отражают, насколько результативно использует свои средства в целях получения прибыли данное предприятие.
В научной литературе раскрывается много вариантов нахождения показателей рентабельности, в зависимости от сферы деятельности предприятия, его специализации. Показатели рентабельности для туристских предприятий не особенно освещены, так как туристское предприятие относится к социально-культурной сфере, а, следовательно, до начала 90-х годов 20 века практически не рассматривались в отечественной литературе.
Туристский продукт сам по себе уникален. Он не может храниться, а, следовательно, необходимо его сразу реализовывать, но предварительно необходимо провести большую исследовательскую работу о надобности именно этого туристского продукта. В свою очередь нужно обязательно рассчитать и показатели рентабельности, чтобы узнать насколько эффективно используются ресурсы предприятия.
В данной работе рассматривается туристское предприятие ТОО «Артемида», функционирующее на внутреннем рынке Казахстана.
Цель данной работы – показать пути повышения рентабельности на данном предприятии.
В соответствии с заданной целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность рентабельности (уделить внимание нахождению показателей рентабельности);
- определить показатели рентабельности ТОО «Артемида»;
- дать рекомендации по определению путей повышения данных показателей с учетом предыдущей работы ТОО «Артемида».
Конкретные предложения по усовершенствованию работы туристского предприятия ТОО «Артемида» впоследствии могут быть использованы на данном предприятии, а, следовательно, на других похожих предприятиях в аналогичной ситуации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, сформулирована цель, поставлены задачи, указана структура работа.
В первой главе (теоретической) раскрываются теоретические основы туристского рынка, показателей рентабельности, а также основные источники повышения рентабельности.
Во второй главе дается краткая характеристика деятельности ТОО «Артемида» и анализ рентабельности данного предприятия.
В третьей главе рассматриваются рекомендации по повышению рентабельности на основе метода цепных подстановок.
В заключении, как и в конце каждой главы, сделаны выводы, вытекающие из проделанной работы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Понятие туристского рынка
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами [14, с. 3].
Значение туризма в мире постоянно увеличивается из-за возросшего влияния туризма на экономику отдельных стран. Помимо явной прибыльности туризм является мощным фактором усиления престижа страны, кроме того, велик фактор повышения образовательного уровня людей. Туристская отрасль оказывает существенное влияние и на международные связи, стабилизируя отношения между странами и регионами [7, с. 8].
Туристский рынок является проявлением экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта, и является сферой реализации туристского продукта продавцами (турагентствами и туроператорами) покупателям (туристам) [2, с. 62].
Сущность туристского рынка выражается в его функциях, которые отражают форму проявления туристской деятельности и ее назначение в обществе.
Туристский рынок включает следующие функции:
- реализацию стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте;
- организацию процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста)
- экономическое обеспечение материальных стимулов к труду [2, с. 63].
Туристский рынок состоит из множества сегментов. Под сегментированием рынка принято понимать разграничение рынков на основе пространственного и временного аспекта. Однако единого метода сегментирования рынка не существует.
При выборе сегмента необходимо обращать внимание на следующие факторы:
1. цели поездки: отдых, обучение, бизнес;
2. географические факторы: отдых на море, интерес к культурным ценностям, развлечения;
3. возрастные группы;
4. экономические потребности и престиж: экономия времени и усилий при достижении комфорта, стремление принадлежность к определенной социальной группе [14, с. 32].
Сегментирование туристского спроса имеет тенденцию к бесконечности, что обуславливают такие факторы, как усложнение структуры потребностей человека, а так же растущее значение отдыха и туризма в жизни общества [17, с. 29].
В большинстве случаев туристский продукт – это результат усилий многих предприятий. По сути, туристский продукт – это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны [9, с. 52].
Туристскому продукту присущи четыре характеристики, отличающие услугу от товара в материальной форме:
- неосязаемость;
- неразрывность производства и потребления;
- изменчивость качества;
- неспособность к хранению [12, с. 11-12].
Под емкостью туристского рынка понимается возможный объем реализации туристского продукта при существующих ценах и предложениях. Эта величина зависит от объема платежеспособного спроса населения и размеров туристского предложения. Емкость туристского рынка нельзя рассматривать в отрыве от уровня цен, которые влияют на объем спроса: при повышении цен он снижается, а при снижении – увеличивается.
На туристском рынке сталкивается спрос на туристский продукт, предъявляемый туристом и предложение туристского продукта, предлагаемое туристской фирмой [2, с. 63].
Спрос на туристский продукт составляет собой форму проявления потребности населения в туристском продукте, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.
Предложение на туристском рынке – это масса предназначенных для продажи туров, услуг туризма и товаров туристского – сувенирного назначения.
При обмене спроса на предложение на туристском рынке создаются условия для расширенного воспроизводства. Данный процесс зависит от цены на туристский продукт. На рынке ценой всегда заправляет спрос:
- если спрос превышает предложение – цены поднимаются;
- если предложение превышает спрос – цены снижаются [2, с. 64].
Эту зависимость можно представить графически (рис. 1.1.).
Рис. 1.1. Зависимость цены от спроса
Цена – одна из составляющих привлекательности продукта.
На уровень и динамику цен, а также на методику их формирования, влияют следующие факторы:
- уровень и динамика конкурирующих цен;
- издержки производства и планируемая прибыль;
- соотношение спроса и предложения;
- качественные оценки услуг [8, с. 84].
Обычно многие фирмы используют комбинированно два метода расчета цен: затратный, ориентированный на затраты и плановую прибыль, и конкурентный, ориентированный на цены основных конкурентов, так как это дает наилучший эффект с точки зрения как рентабельности, так и конкурентоспособности.
Можно выделить следующие основные факторы, определяющие окончательную цену туристской поездки, с которой туристское агентство выходит к потребителю: себестоимость, нормативную прибыль, уровень конкурирующих цен, соотношение предложения и спроса на рынке.
Кроме того, цены должны ориентироваться также и на сезонный спрос, то есть отражать колебания его в различные периоды года. Цены падают в мертвый сезон и восстанавливаются в пиковый сезон.