Показатели рентабельности формируются на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменений размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); собственный капитал. Например:
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств [20, с. 124].
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по следующим факторным зависимостям:
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и фондоотдачей (показателей оборота производственных фондов). Экономическая связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.
Также показатели рентабельности формируются на базе расчета уровня рентабельности, где вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала.
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов [20, с. 125].
При анализе путей повышения рентабельности важно разделение внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи [1, с. 134].
Для того чтобы узнать минимальный размер выручки от реализации предоставляемых услуг, ниже которого предприятие будет убыточным, необходимо рассчитать точку безубыточности или порог рентабельности.
Расчет порога рентабельности производится на основе данных о прибылях и убытках предприятия.
Для этого также необходимо рассчитать следующие показатели:
Маржинальный доход
Маржинальный доход = постоянные затраты + прибыль
К постоянным затратам можно отнести затраты, сумма которых не меняется при изменении объема производства продукции, работ, услуг. К этой группе можно отнести: затраты на рекламу, управленческие расходы, аренда, электроэнергия, банковские услуги. Эти затраты анализируются по абсолютной сумме.
Доля маржинального дохода к выручке
Доля маржинального дохода в выручке = маржинальный доход / выручка х 100%
Порог рентабельности
Порог рентабельности = постоянные затраты / доля маржинального дохода в выручке
Точку безубыточности или объем критической выручки можно также отразить и графическим способом (рис. 1.4.):
Рис. 1.5. Точка безубыточности
Для того чтобы оценить влияние различных факторов на рентабельность деятельности предприятия, используется факторный анализ. Он позволяет сделать обоснованные выводы о динамике рентабельности и, в конечном счете, дать конкретные предложения о направлениях изменения структуры услуг в целях повышения эффективности деятельности предприятия.
В финансовом анализе могут быть использованы различные методы:
- индексный метод;
- метод интегральной оценки;
- метод цепных постановок.
Более подробно разберем метод цепных подстановок, с помощью которого и будут рассмотрены показатели рентабельности в данной дипломной работе.
Метод цепных подстановок применяется, когда зависимость между изучаемыми явлениями или процессами носит строго функциональный характер, то есть представляется в виде прямой или обратной пропорциональной зависимости. При этом рассматриваемая модель может быть любого вида: мультипликативной, аддитивной, кратной или комбинированной. При методе цепных подстановок последовательно заменяются рассматриваемые показатели-факторы от базовой величины к фактической, в каждом расчете меняется только один показатель, все остальные остаются на предыдущем уровне.
Модифицируя формулу рентабельности:
R = Прибыль / Затраты
Для определения факторов, которые влияют на изменение рентабельности, получим:
R = (выручка от реализации – затраты на производство (себестоимость)
–
- коммерческие расходы – управленческие расходы) / затраты на производство
Эта факторная модель показывает, что рентабельность услуг по прибыли от реализации влияют такие факторы как выручка от реализации, себестоимость продукции, коммерческие и управленческие расходы.
Алгоритм расчета:
Ведем некоторые сокращения
ВР – выручка от реализации продукции;
З – затраты на производство (себестоимость);
КР – коммерческие расходы;
ПР – прибыль.
1. Изменение рентабельности продукции (по прибыли от реализации) за счет изменения выручки от реализации:
R0 = (ВР0 - З0 - КР0 - УР0) / З0
Rвр = (ВР1 – З0 – КР0 – УР0) / З0
∆Rвр = (ВР1 – З0 – КР0 – УР0) / З0 – (ВР0 - З0 - КР0 - УР0) / З0
2. Изменение рентабельности продукции за счет изменения себестоимости:
Rсс = (ВР1 – З1 – КР0 – УР0) / З1
∆Rсс = (ВР1 – З1 – КР0 – УР0) / З1 – (ВР1 - З0 - КР0 - УР0) / З0
3. Изменение рентабельности продукции за счет изменения коммерческих расходов:
Rкр = (ВР1 – З1 – КР1 – УР0) / З1
∆Rкр = (ВР1 – З1 – КР1 – УР0) / З1 – (ВР1 - З1 - КР0 - УР0) / З1
4. Изменение рентабельности продукции за счет изменения управленческих расходов:
Rур = (ВР1 – З1 – КР1 – УР1) / З1
∆Rур = (ВР1 – З1 – КР1 – УР1) / З1 – (ВР1 - З1 - КР1 - УР0) / З1
5. Проверка правильности расчетов:
∆R = R1 – R0 = ∆Rвр + ∆Rcc + ∆Rкр + ∆Rур
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и так далее. Они наиболее полно, чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования [16, с. 521].