Принципы административно-территориального устройства.




Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах:

– единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

– сочетания общегосударственных интересов и интересов граждан;

– сочетания единой государственной власти Республики Беларусь с местным самоуправлением;

– равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц;

– планирования развития административно-территориальных единиц на основе комплексного учета складывающихся социальных, экономических, экологических, градостроительных и иных условий;

– включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

– многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

– гласности и учета мнения граждан и местных Советов депутатов при решении вопросов административно-территориального устройства.

 

Тема 19. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Выборы представляют одну из форм непосредственной, подлинной демократии, выражающейся в формировании избирателями государственных органов или наделения полномочиями должностного лица. Вопросы организации и проведения выборов закреплены в Конституции Республики Беларусь (глава 1), Избирательном кодексе Республики Беларусь и других законодательных актах. В указанных нормативных правовых актах, прежде всего, закрепляется система основных принципов выборов депутатов и должностных лиц, к числу которых относятся: всеобщие, равные, прямые (косвенные) выборы, тайное голосование.

Избирательная система (в широком смысле) представляет установленный Конституцией, Избирательным кодексом, иными нормативными правовыми актами государственных органов, а также общественными (корпоративными) организациями, обычаями порядок предоставления гражданам участвовать в выборах, а также способ избрания (формирования) органов публичной власти (Президента, депутатов и других государственных органов).

Избирательная система употребляется также в узком смысле как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Выделяют мажоритарную и пропорциональную систему. При мажоритарной системе избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. При этом различают абсолютное, квалифицированное и относительное большинство. При пропорциональной системе голосования мандаты между партиями распределяются в соответствии с общим числом голосов, полученных каждой партией (по партийным спискам).

Подготовка и проведение выборов осуществляется в соответствии с урегулированным нормами права порядком. Эта деятельность включает определенные, расположенные в установленной последовательности элементы-стадии:

1. Назначение выборов. В Республике Беларусь выборы Президента назначает Парламент (Палата представителей), выборы Парламента, местных Советов депутатов – Президент Республики Беларусь.

2. Установление избирательных округов – территориальных образований (единицы) для избрания депутатов в Парламент и местные Советы депутатов. Количество образуемых округов соответствует числу депутатов, которое необходимо избрать (в Палату представителей – 110, в областной, Минский городской Совет депутатов – от 40 до 60, в районный Совет депутатов – от 25 до 40 и т.д.).

3. Для проведения голосования и подсчета голосов по выборам Президента, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов, по референдуму, отзыву депутатов территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования. Участки для голосования образуются с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей, участников референдума.

4. Списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании составляются по каждому участку для голосования и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии. В список граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, включаются все граждане Республики Беларусь, достигшие ко дню или в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного участка для голосования и имеющие право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве, представляются избирателям, участникам референдума для ознакомления за 15 дней до выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, а на участках для голосования, образованных в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях – за два дня до выборов, референдума, голосования об отзыве депутата.

5. Подготовку и проведение выборов Президента, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов, референдума обеспечивают: Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия), а также соответственно избирательные комиссии по выборам Президента (территориальные, участковые); избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей (окружные, областные (Минская) территориальные избирательные комиссии, участковые); избирательные комиссии по выборам депутатов местных Советов депутатов – территориальные избирательные комиссии (областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного и районного подчинения, поселковые и сельские); окружные избирательные комиссии по выборам в областные Советы и территориальные избирательные комиссии, осуществляющие в районах города Минска полномочия окружных избирательных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов (в каждом районе города Минска образуется по одной комиссии); участковые избирательные комиссии.

Подготовку и проведение отзыва депутата Палаты представителей, депутата местного Совета депутатов обеспечивают Центральная комиссия и комиссии по проведению голосования об отзыве депутата (окружные, территориальные, участковые).

6. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, члены Совета Республики.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за 6 месяцев до назначения выборов, трудовыми коллективами, а также гражданами путем сбора подписей.

Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов депутатов базового уровня и соответствующим исполнительным комитетам – районным, городским (городов областного подчинения), а в городе Минске – президиумам Минского городского Совета депутатов и Минскому городскому исполнительному комитету.

Регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь, члены Совета Республики осуществляется Центральной комиссией, а кандидатов в депутаты – соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией.

7. Предвыборная агитация. Государство обеспечивает гражданам, политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам, доверенным лицам кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты и другим субъектам проведение предвыборной агитации, свободное и всестороннее обсуждение предвыборных программ кандидатов в Президенты, в депутаты, их политических, деловых и личных качеств, проведение агитации за или против кандидата. Предвыборная агитация может осуществляться на собраниях, митингах, в средствах массовой информации, а также во время встреч с избирателями.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы, граждане, выдвинувшие кандидатов, со времени регистрации кандидатов на равных правах пользуются государственными средствами массовой информации.

8. Голосование при выборах Президента, депутатов местных Советов депутатов, проведении референдума, голосовании об отзыве депутатов проводится в один из выходных дней с 8 до 20 часов. Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования. Голосование проводится лично, голосование за других лиц не допускается.

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов. Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках. Подсчет производится гласно и начинается немедленно по окончании голосования. Сначала устанавливается при выборах депутатов общее число голосов, поданных по каждому избирательному участку, округу, а при выборах Президента – по району, городу, району в городе. Результаты голосования передаются в вышестоящие избирательные комиссии.

Избирательные комиссии при подсчете голосов избирателей устанавливают: общее число избирателей, принявших участие в голосовании; число избирателей, получивших бюллетени; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за каждого из кандидатов; число голосов, поданных против всех кандидатов; число бюллетеней, признанных недействительными.

Первостепенное значение имеет определение легитимности проведенных выборов. При выборах Президента, депутатов Палаты представителей Национального собрания выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины граждан, включенных в списки избирателей.

Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

Избранным считается кандидат в депутаты Палаты представителей, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При проведении голосования по одной кандидатуре кандидат считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Кандидат в депутаты местного Совета депутатов считается избранным, если он получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При выборах в депутаты Палаты представителей, местных Советов депутатов нет необходимости проводить ни второй тур голосования, ни повторные выборы, если выборы признаются состоявшимися.

Второй тур голосования, повторные выборы могут проводиться при выборах Президента Республики Беларусь.

Если ни один из кандидатов в Президенты не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению соответственно Центральной комиссии, окружной проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей.

Выборы Президента во втором туре голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в список граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Повторные выборы Президента проводятся, если в первом туре выборов баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не набрал необходимого количества голосов избирателей, а также по другим установленным в Избирательном кодексе обстоятельствам, не позволившим (выборы признаны несостоявшимися или недействительными) определить избранного Президента, депутата Палаты представителей.

Что касается выборов в депутаты Палаты представителей, областная, Минская городская территориальная избирательная комиссия на основании протоколов окружных избирательных комиссий устанавливает результаты выборов депутатов Палаты представителей на территории области, города Минска и принимает соответствующее решение. Решение областной, Минской городской территориальной избирательной комиссии вместе с протоколами окружных избирательных комиссий и документами не позднее чем на шестой день после выборов лично председателем, или заместителем председателя, или секретарем комиссии передается в Центральную комиссию.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковых и окружной избирательных комиссий, а также иных нарушений, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, областная, Минская городская территориальная избирательная комиссия по своей инициативе или по заявлению кандидата в депутаты вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей окружной избирательной комиссией. Заявление кандидата в депутаты о повторном подсчете голосов подается в областную, Минскую городскую территориальную избирательную комиссию не позднее чем на третий день после выборов. Повторный подсчет голосов избирателей проводится окружной избирательной комиссией в присутствии члена (членов) областной, Минской городской территориальной избирательной комиссии, а при необходимости – и участковых избирательных комиссий.

Областная, Минская городская территориальная избирательная комиссия может признать выборы недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов либо при определении результатов выборов были допущены нарушения требований Избирательного кодекса, повлиявшие на итоги выборов. Решение областной, Минской городской территориальной избирательной комиссии может быть обжаловано кандидатом в депутаты в Центральную комиссию в трехдневный срок со дня его принятия.

Если по избирательному округу выборы были признаны несостоявшимися или недействительными либо баллотировался один кандидат в депутаты Палаты представителей, который не набрал необходимого количества голосов избирателей, а также в случае выбытия всех кандидатов в депутаты Центральная комиссия поручает соответственно областной, Минской городской и окружной избирательной комиссии провести в избирательном округе повторные выборы. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов территориальной, окружной и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. В этом случае образование избирательных комиссий проводится в порядке, установленном настоящим Кодексом. Голосование проводится на тех же участках для голосования по спискам, составленным для проведения основных выборов и уточненным накануне повторных выборов.

Повторные выборы назначаются Центральной комиссией не позднее чем за три месяца до их проведения и организуются с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Повторные выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Избранным считается кандидат в депутаты Палаты представителей, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При проведении голосования по одной кандидатуре кандидат считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Сообщение об итогах выборов Президента Республики Беларусь передается Центральной комиссией средствам массовой информации для обнародования (опубликования) не позднее чем через три дня с момента подписания протокола об итогах выборов.

Центральная комиссия не позднее чем в трехдневный срок со дня установления итогов выборов направляет в печать для опубликования сообщение об итогах выборов депутатов Палаты представителей по Республике Беларусь и список депутатов, избранных по каждому избирательному округу, с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, должности (занятия), места работы и места жительства, партийности депутата.

Областные, Минская городская, районные, городские, поселковые, сельские территориальные избирательные комиссии не позднее чем на пятый день после выборов направляют в печать для опубликования сообщение об итогах выборов и список депутатов соответствующих областных, Минского городского, районных, городских, поселковых, сельских Советов депутатов, избранных по каждому избирательному округу, с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, должности (занятия), места работы и места жительства, партийности депутата или другим способом информируют об этом избирателей. В сообщении указывается общее число избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, число избирателей, принявших участие в голосовании, число голосов, поданных за каждого кандидата, и число голосов, поданных против всех кандидатов (если голосование проводилось по одной кандидатуре, - число голосов, поданных против кандидата), число недействительных бюллетеней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: