Государственное регулирование предпринимательской деятельности




1. Необходимость государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

2. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

3. Государственная поддержка малого бизнеса.

4. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

5. Виды ответственности за нарушение законодательства.

1. Необходимость государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность и экономики страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие актуальные проблемы. Поэтому такие вопросы решает государство.

На государство возлагаются следующие основные функции:

1. Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и др. При помощи правовой системы государство регулирует отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия преступности, мафии, коррупции, взяточничество и др.

3. Стабилизация экономики. Под стабилизацией понимается устойчивое развитие экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели6 объем ВНП и национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для этого государство обязано использовать все имеющиеся рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.

4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный минимум для всех граждан.

5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки производства. Поэтому государство должно стоять на защите конкуренции.

6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т.д. Для этого государство использует все рычаги.

2. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны. Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует экономические (косвенные) и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность.

Административные методы должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. Административные методы целесообразно использовать в следующих областях:

· естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.д.);

· охрана окружающей среды и использование ресурсов;

· социальная политика; прежде всего, имеются в виду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения;

· сертификация, стандартизация, метрология;

· внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квотирование экспорта, государственный контроль над импортом и т.д.).

Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования экономики разнообразны это – налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы.

Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и др. виды политики.

Фискальная политика государства. Под фискальной политикой государства понимается регулирование государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и оживления экономики. Механизм воздействия государства на предпринимательскую деятельность и экономику заключается в следующем.

Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов,) и на реализацию других государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли. Для подъема экономики государство может воздействовать путем сокращения своих доходов, т.е. уменьшая налоги с населения и предприятий.

Государственная система налогообложения влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулирования развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказываемых услуг.

Фискальная политика государства направлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний.

Под финансово-кредитной политикой понимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос.

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие возможности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.

Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.

Научно-техническая политика. Ускорение научно-технического прогресса является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство.

Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее время общепризнанными приоритетными направлениями в развитии науки и техники являются: комплексная автоматизация производства; электронизация народного хозяйства; разработка новых материалов и технологий их производства, биотехнология, атомная электроэнергетика.

Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов.

Для осуществления единой научно-технической политики государство использует целый ряд средств, основными из которых являются: достаточное финансирование сферы образования и академической науки; осуществление прогрессивной амортизационной политики, защита конкуренции, создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового.

Амортизационная политика. Она является составной частью общей политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.

При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

1. переоценка основных фондов, особенно в условиях инфляции, должна осуществляться своевременно;

2. нормы амортизации должны быть достаточными для простого и расширенного основных фондов;

3. амортизационные отчисления на предприятиях должны использоваться только исходя из функционального назначения4

4. нормы амортизации должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их морального и физического износа;

5. предприятия должны иметь возможность применять ускоренную амортизацию.

Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП.

Инвестиционная политика. Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой политики; предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции в производство; амортизационной политики и др.

Государственное предпринимательство. Одной из важнейших форм прямого вторжения государства в экономику является государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.

Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но их развитие определяет общие условия воспроизводства.

3. Государственная поддержка малого бизнеса. Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ.

Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему различных исследований.

Особый интерес государство проявляет к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную научно-производственную деятельность. Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью:

· создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;

· реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;

· реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;

· оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;

· применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;

· упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности;

· снижение расходов по социальному страхованию.

В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка малого предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной поддержки:

· законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;

· включение малого бизнеса частью в государственные экономические и социальные программы.

Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:

· создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;

· использование рациональных механизмов контроля над расходованием выделенных средств;

· обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;

· создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей государственные органы власти; неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры: фонды, кредитные, страховые, технологические парки и т.д.;

· осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства; размещения государственных заказов;

· разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;

· оказание консультационной помощи предпринимателям, организациям системы подготовки и переподготовки предпринимателей;

· представление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.

Основные требования к государственным программам поддержки малого предпринимательства изложены в ст.7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Законом установлен ряд важных требований к государственным программам поддержки малого предпринимательства. Таковые должны содержать:

· меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на соответствующем программе уровне;

· приоритетные виды и перспективные направления деятельности малого предпринимательства;

· предложения по изменению действующих установлению новых налоговых льгот малым предприятиям, а также по выделению средств соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

· меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства незавершенных строительством объектов; мощностей нерентабельных и убыточных предприятий;

· меры по массовому вовлечению людей в предпринимательскую деятельность, в том числе, с особым акцентом на расширение указанных возможностей для социально-незащищенных слоев населения и многое другое.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: