Формирование правовой среды предпринимательства является обязательным условием, обеспечивающим экономическую свободу, права, гарантии, позволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность субъектов малого предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разных уровней за выполнение в установленные сроки и в полном объеме обязательств.
Правовые условия – это наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными.
Законодательными и нормативными актами формируется система экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку субъектам предпринимательства, в том числе малому, устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся в действие некоторые преграды существованию незаконного предпринимательства, лже предпринимательства.
Одновременно законодательными актами должны устанавливаться меры защиты субъектов предпринимательства от внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти на разных уровнях.
Обосновывая необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, Ф.Котлер указывает три основные причины, в силу которых появились соответствующие законодательные акты:
· необходимость защитить фирмы друг от друга. «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее».
Отсюда принятие законов, предотвращающих проявления «недобросовестной конкуренции»:
· необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики.
· Отсюда направленность законов против тех фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен:
· необходимость защиты интересов общества от разнузданности предпринимателей.
Как осторожно замечает Ф.Котлер,:Ведь предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни». (2, с.168)
В системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного, гражданского, трудового, финансового, налогового и др.
Ведущее место в системе правового обеспечения предпринимательства занимает Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года и представляющая собой юридическую базу всего действующего законодательства. В ней впервые изложены условия и принципы развития законного предпринимательства, установлены права и даны гарантии гражданам, занимающимся предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. В Конституции РФ определена главная экономическая и правовая проблема – проблема собственности и их одинаковая регистрация. Установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений.
Основой предпринимательского права является гражданское законодательство. С 1января 1995 года введена в действие часть первая ГК РФ, который можно назвать экономической конституцией. ГК РФ устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, упорядочивает организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. В части первой ГК РФ изложены в относительно простой форме механизм создания, регистрации и прекращения деятельности коммерческих организаций, защита прав собственности и других прав субъектов гражданского оборота, установлены пределы имущественной ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей.
В части второй ГК РФ дана правовая трактовка всей системы договорных отношений, которые могут осуществлять хозяйствующие субъекты, установлены права, обязанности и ответственность участников договоров при исполнении или ненадлежащем их исполнении.
Большое значение для регулирования деятельности субъектов предпринимательства, в том числе и малого, имеет введение в действие первой и второй частей Налогового кодекса РФ. В части первой НК РФ установлены понятия термины), посредством которых регулируются все налоговые отношения, определены виды федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Установлены обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность за совершение налоговых правонарушений и другие важные положения, реализация которых на практике непосредственно влияет на результаты деятельности субъектов предпринимательства. В части второй НК РФ изложен механизм исчисления и уплаты субъектами предпринимательства основных федеральных налогов: налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, единого социального налога и др. Установлены объекты налогообложения, налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налогов, льготы по уплате налогов и др.
Рассмотрение экономических споров субъектов предпринимательства с хозяйствующими субъектами осуществляют арбитражные суды в соответствии с новым Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 года № 96-ФЗ введенным в действие с 1 сентября 2002 года. В данном кодексе установлено, что правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами путем разрешения экономических споров.
В соответствии со ст. 33 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела:
· о несостоятельности (банкротстве);
· по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
· по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
· по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
· о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
· другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение заявлений об объявлении организаций и индивидуальных предпринимателей банкротами осуществляют арбитражные суды (по месту нахождения организаций и индивидуальных предпринимателей) в соответствии с положениями Федерального закона «О несостоятельности 9банкротстве)» от 26 октября 2002 года №127-ФЗ, а также с нормативными актами Высшего арбитражного суда РФ.
Для развития малого предпринимательства особое значение имеет безусловная реализация Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации » от 18 июня 1995 года №88-ФЗ. В федеральном законе говорится, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности не запрещенной законом. Федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Определенное значение в механизме государственной поддержки малого предпринимательства имели постановления Правительства РФ «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» от 27 июня 1996 года №752, «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 23 апреля 1996 года №528, «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» от 31 декабря 1999 года №1460 и др.
Большое значение для развития предпринимательства вообще в частности имело принятие таких федеральных законов, как «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года №41-Фз, «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ, «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года №129-ФЗ и др.