ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ




А.Ю. Цветков

Практические занятия

По дисциплине

«Основы менеджмента»

для студентов 2 курса очной формы обучения

Высшей школы экономики, управления и права

 

Архангельск, 2017

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Порядок подготовки к практическим занятиям (Методические рекомендации для студентов)  
Список рекомендуемой литературы  
ТЕМА 1. Основные понятия менеджмента  
ТЕМА 2. Стратегическое планирование деятельности организации  
ТЕМА 3. Организационная деятельность менеджера  
ТЕМА 4. Мотивация персонала  
ТЕМА 5. Управленческий контроль  
ТЕМА 6. Разработка управленческих решений  

Вопросы к зачёту 14

Автор-разработчик:

Александр Юрьевич Цветков,

Доцент кафедры менеджмента,

Кандидат экономических наук


ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(Методические рекомендации для студентов)

 

Подготовка к практическим занятиям выступает важнейшим этапом эффективной работы студентов, обеспечивающим достижение высоких результатов освоения учебной дисциплины.

Практические задания по каждой теме изучаемой дисциплины разделены на три блока: А – контрольные вопросы, В – темы для самостоятельного изучения, С – практическое задание. На первом этапе подготовки необходимо изучить контрольные вопросы (А), используя список рекомендуемой литературы, на втором этапе – разобрать темы для самостоятельного изучения (В), и только после внимательного изучения теоретических основ рассматриваемой темы следует переходить к третьему этапу – выполнению практического задания (С).

Практические задания выполняются на примере конкретной компании. Студенты должны самостоятельно выбрать организацию, которая будет выступать в качестве объекта практических исследований. Ниже приводится примерный список рекомендуемых организаций, которые можно выбрать для выполнения практических заданий. Все практические задания рекомендуется выполнять на примере одной компании, поскольку результаты выполнения предыдущих заданий могут быть использованы при выполнении последующих заданий.

Примеры организаций, которые можно выбрать в качестве объекта исследований на практических занятиях:

- ПАО «Сбербанк России» и другие кредитные организации;

- ПАО «Российские железные дороги» и другие транспортные компании;

- ПАО «Газпром» и другие энергетические компании;

- ПАО «Мегафон» и другие компании, предоставляющие услуги связи;

- ФГАОУВО «Северный арктический федеральный университет имени М.В.Ломоносова»;

- организации, действующие на региональном рынке города Архангельска и Архангельской области в различных сферах (ОАО «Молоко», ТФ «Петровский» и др.);

- другие организации различных сфер деятельности.

По завершению практических занятий для сдачи ЗАЧЁТА по дисциплине «Основы менеджмента» каждому студенту необходимо подготовить и сдать преподавателю индивидуальный отчёт по выполнению практических заданий, состоящий из следующих основных разделов:

1. Краткая характеристика организации, на примере которой выполняются практические задания (полное название, нормативно-правовая основа функционирования, история, сфера деятельности, рынок сбыта, цель и задачи организации).

Далее в ОТЧЁТ включаются результаты выполнения практических заданий по всем изученным темам:

2. «Примеры реализации основных функций менеджмента» (таблица 1).

3. «SWOT-анализ и стратегия развития компании».

4. «Анализ организационной структуры управления».

5. «Теории мотивации».

6. «Содержание контрольных мероприятий» (Таблица 2).

7. «Типовой процесс разработки рационального решения» (Таблица 3).

Индивидуальный отчёт должен включать титульный лист, оформленный по стандарту, и тематический план отчёта (содержание), включающий семь разделов. После выполнения каждого практического задания должен быть сделан вывод, отражающий основные результаты работы. После выполнения всех практических заданий следует сделать общий вывод о проблемах и перспективах развития компании на рынке с позиции менеджера. Кроме того, необходимо указать источники, которые были использованы при выполнении практических заданий, при необходимости в тексте отчёта делать ссылки на них.

Таким образом, индивидуальный отчёт по выполнению практических заданий должен включать следующие структурные элементы:

- Титульный лист.

- Содержание.

- Основная часть, состоящая из семи разделов.

- Выводы.

- Список использованных источников.

Объём отчёта определяется необходимостью полного и качественного выполнения практических заданий и может составлять в среднем от 15 до 20 страниц.

Результаты выполнения практических заданий отражают степень освоения студентом учебной дисциплины и являются основой результирующей отметки.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. – М.: Магистр, Инфра-М, 2014. – 576 с.

2. Гапоненко А.Л, Савельева М.В. Теория управления: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2015. – 338 с.

3. Гапоненко А.Л. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2014. – 400 с.

4. Дафт Р.Л. Менеджмент: учебник МВА. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.

5. Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2009. – 560 с.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2013. – 672 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Адизес И.К. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 264 с.

2. Адизес И.К. Стили менеджмента. Эффективные и неэффективные. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 200 с.

3. Друкер П.Ф. Идеальный руководитель. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 240 с.

4. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 416 с.

5. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. – Спб.: Питер, 2015 – 800 с.

6. Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. – М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014. – 448 с.

7. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 524 с.

8. Прохоров А.П. Русская модель управления. – М.: Студии Артемия Лебедева, 2014. – 496 с.

9. Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. М. Уорнера. – СПб: Питер, 2001. – 1168 с.

 

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ:

 

- Менеджмент в России и за рубежом;

- Российский журнал менеджмента;

- Менеджмент сегодня;

- Проблемы теории и практики управления;

- Секрет фирмы.

 


ТЕМА 1. Основные понятия менеджмента

А – Контрольные вопросы:

1. Определение менеджмента. Различные трактовки термина «менеджмент».

2. Специфика понятий «менеджмент» и «управление». Роль менеджмента в повышении конкурентоспособности компании и развитии экономики.

3. Вертикальное и горизонтальное разделение управленческого труда.

4. Функции менеджмента и их взаимосвязь. Процесс управления.

5. Специальные (дополнительные) функции менеджмента.

6. Ресурсы менеджмента: современные приоритеты.

7. Основные подходы к менеджменту: системный, процессный, ситуационный и др.

8. Менеджмент как наука и как искусство.

9. Менеджер и предприниматель: соотношение понятий.

10. Профессионализация современного менеджмента.

11. Профессия менеджера. Модель компетенций менеджера.

12. Особенности менеджмента в России и его исторические корни.

13. Основные проблемы современного менеджмента и пути их решения.

14. Национальные особенности менеджмента (американская и японская модели менеджмента).

В – Темы для самостоятельного изучения:

1. Цели и задачи современного менеджмента.

2. Управленческие роли менеджера (по Генри Минцбергу).

3. Методы менеджмента.

4. Основные этапы развития менеджмента в XX веке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: