Создание логики действий роли




Создание логики и последовательности действий актера в роли является прямым продолжением работы по оценке и конкретизации сценических событий. Когда смысл события определился (точно) достаточно ясно, перед актером возникает вопрос: что же он должен сделать, как должен действовать на сцене чтобы данное событие произошло?

Создание логики и последовательности физических действий роли К.С. Станиславский сравнивал с прокладкой железнодорожного пути, по которому будет от станции к станции двигаться поезд, приближаясь к конечной цели путешествия. Так и актер должен прочно утверждать тот логический ход, по которому будет развиваться его роль от одного события к другому, по направлению к сверхзадаче.

Если найденные им действия будут препятствовать осуществлению события или отвлекать от его внутренней сути то, как бы они ни были ярки и увлекательны, их следует решительно отвергнуть. Иначе это исказит сквозное действие пьесы, а, следовательно, и ее единое содержание.

(Пример из «учебного спектакля» «Смешные жеманницы» Ж-Б.Мольера)

Поиски логики действия есть в тоже время и процесс тончайшего анализа роли - анализа не рассудочного, холодного, а творческого, в котором участвуют ум, воля, чувство, вся духовная и физическая природа актера.

Прочно зафиксированная, накатанная логика физических действий гарантирует, что во всех случаях актер будет играть верно. Если при этом не всегда явится истина страстей, то будет создана, по крайней мере, правдоподобие чувствований.

Работа над словом.

Наступает момент, когда все внимание следует перевести на словесное взаимодействие.

Оттолкнувшись от авторского текста и пройдя через ряд этапов работы над ролью, актер снова возвращается к слову, которое становится ему все более необходимым.

Процесс постепенного освоения текста роли, превращение авторских слов в свои собственные происходит на всем протяжении работы. Ведь с самого начала мы извлекаем из пьесы факты, события, обстоятельства, действия и, стало быть, отрабатывая логику поведения актера в роли, мы тем самым подготавливаем и почву для произнесения заданных слов.

В какой же момент актер должен перейти от импровизированного к фиксированному тексту?

К.С. Станиславский отвечал так когда слова автора станут ему необходимы для действия и когда он сможет произносить их, не кривя душой, от первого лица, а не от лица воображаемой роли. На этот счет нельзя выработать точного графика; одно дело, когда это стихотворный текст классической пьесы, другое – если это хорошо знакомые близкие слова в современной пьесе. Лишь бы чувство правды не позволяло актеру болтать слова механически, пока они еще не стали своими.

Следовательно, по ходу овладения логикой действия актер будет произносить те слова, которые ему понадобятся для общения с партнерами, вместе с уточнением действий уточняется и ход мыслей персонажа. Продолжая пользоваться своими словами, актер все более приближается к логике мыслей автора. И лишь когда логика действий и мыслей будет достаточно прочно усвоено, когда только К.С. Станиславский предлагает прейти к работе над текстом роли.

 

 

«Зримая песня».

«Зримая песня» - самостоятельное режиссёрско-актёрское упражнение. Режиссёрское - это поиск зрелищного («зримого») воплощения содержания, жанра, стилистики и музыкально-поэтической стихии песни. Актёрское - это исполнительское воплощение режиссёрского замысла и постановочного решения выбранной песни. Это школа профессионального творческого содружества актёра и режиссёра в процессе создания маленького спектакля на основе песни, который длится ровно столько, сколько звучит эта песня. «Зримая песня» может толковаться и как сугубо актёрское упражнение, в котором необходимо достоверно и убедительно человечески-актёрски «прожить» саму песню, возможно, досочинить песенную ситуацию, создать более яркие предлагаемые обстоятельства, при которых исполняется персонажем эта песня, и тогда тоже получится маленький спектакль, или проникновенный монолог-песня.

Самым убедительным и ярким, сильным, прорывным в своё время — это зачинное задание было на режиссёрском курсе Г. А. Товстоногова в ЛГИТМиКе. Неспроста эти «Зримые песни» Товстоноговцы триумфально показывали во Франции в Париже в зале «Олимпия». Пример: песня В. Высоцкого «Я Як-истребитель.». Это была сложная конструкция из натянутых на сцене канатов и строп парашюта, где в центре этих переплетений, как в жёсткой паутине войны, бился пилот. Его таскало, крутило и вертело по всему пространству сцены, пока в финале он не повис безжизненно, пронзённый навылет, казалось, железным переплетением строп, переплетением трасс пуль войны, идущей в небесах. Парашютный шёлк накрывал всю сцену, как огромные облака. По этим облакам шла девушка в белом.

«Зримая песня» формирует пространственно-зрелищное, образное мышление режиссёра и способствует музыкально-пластическому воспитанию драматического актёра.

«Зримое стихотворение».

Зрелища хорошего драматического театра всегда поэтичны, когда сделаны на высоком художественном уровне. Развитие, воспитание поэтического мышления в драматическом спектакле является важной частью профессионального воспитания актёра и режиссёра в театральной школе. Освоение стихотворного текста, умелое владение изощрённой, утончённо-сложной структурой языка поэзии - является важной задачей в формировании драматического аппарата актёра. Это готовит будущего артиста к встрече со стихотворной драматургией и приучает к более глубокому постижению поэтической речи и самого стихотворного жанра. Приучает, и в поэтическом тексте звучать ясно и просто, естественно и свободно, «разговорно».

Пример. «Волшебная скрипка» Н. Гумилёва. Четыре струны, четыре упрямых звучных жилы идут из земли, края их натянуты силой актёров. Мальчик, к которому адресован озвучиваемый актёрами-струнами монолог-предостережение: не трогать эти струны, ибо это связано с гибельной судьбой маэстро, который ради искусства скрипача должен пожертвовать счастливой обывательской жизнью, всё же пытается коснуться этих струн. Струны уворачиваются, вьются, летают, бьются в пространстве сцены, иногда хлёстко ударяя упрямого Мальчика, жёстко обвиваясь вокруг него, желающего их подчинить себе, овладеть искусством Скрипача. В конце концов, видя непреодолимое упрямство и упорство, и желание всё же стать скрипачом, отдать свою жизнь этому искусству, струны покорно ложатся ему на плечи и жестко стремятся прижать Мальчика к земле, но в нём достаточно сил выдерживать это натяжение и стать частью Скрипки. Стать её сердцем, перестав, при этом, быть обыкновенным человеком.

«Зримое стихотворение» - это маленький поэтический спектакль, воплощающий и содержание, и нерв, и форму стиха в зримом пространстве сцены, насыщенном движением и действием, и звучным веским словом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: