Слепая, бессознательная, лишённая цели, как бы материя могла разнообразить себя, как бы могла она развиться во вселенском масштабе, необъятные черты коего вырисовываются всякому внимательному наблюдателю? Как бы могла она согласовать частицы свои, свои молекулы друг с другом таким образом, чтобы те составили все чудеса Природы, начиная от миров, населяющих бесконечное пространство, и кончая органами человеческого тела: мозгом, глазом, слуховым аппаратом; кончая насекомым, птицей, цветком?
Успехи геологии и предъисторической антропологии пролили новый свет на историю первоначального мира; но надеждам материалистов найти себе точку опоры, поддержку своим теориям в законе эволюции существ не суждено было оправдаться. Из исследований этих проступает идея самая главная, и это ─ уверенность в том, что слепая сила нигде не господствует безусловным образом. Напротив того, именно ум, воля, разум повсюду торжествуют и царствуют. Одной только грубой силы не хватило бы для того, чтоб обеспечить сохраненье и развитие видов. И среди живых существ обладателем Земли и покорителем природы стал не самый сильный, не самый физически вооружённый, но наиболее одарённый в умственном отношении.
Мир, с самого своего возникновения, ступает ко всё более высокому состоянью вещей. Закон прогресса проступает чрез все эпохи, как в последовательных преобразованьях Земли, так и в этапах развития человечества. Некая цель угадывается во вселенной, цель, к коей всё движется, всё развивается, как живые существа, так и неодушевлённые предметы; и цель эта есть Благо, Добро. История Земли наиболее красноречивое тому свидетельство.
Нам, без сомненья, возразят, что за всем стоят борьба, страданье и смерть. На это мы ответим, что усилие и борьба являются самими условиями прогресса. Что же касается смерти, то она не есть небытие, как мы докажем в дальнейшем, но вступление живого существа в новую фазу развития. Из изучения природы и анналов истории рельефно выступает тот основательный факт, что есть единая Причина всему сущему, и, чтоб познать эту причину, нужно подняться выше материи, вплоть до разумной сути, до этого живого и сознательного закона, объясняющего нам строй Вселенной, как опыты современной психологии объясняют нам проблему жизни.*
|
* Всякий раз, как мыслитель-материалист говорит о существовании у жизни, жизни в смысле самом общем и отвлечённом, цели, и тем более, разумной цели, он тем самым контрабандой и под вымышленным именем протаскивает в свою систему идею о Боге, ибо у неразумной и никем не управляемой материи не может быть ни цели, ни разумности. (Й.Р.)
X
О философском учении судят прежде всего по его нравственным выводам, по тому влиянью, коие оно оказывает на общественную жизнь. И с этой точки зрения, теории материалистические, основанные на фатализме, не способны служить побуждающей силой к нравственной жизни, освященьем законов совести. Чисто механическое понятье, которое оне дают о мире и жизни, уничтожает идею свободы и, следственно, ответственности. Из борьбы за существованье оне делают непреклонный закон, согласно коему слабые должны пасть под ударами сильных ─ закон, навсегда изгоняющий из жизни царство мира, общности интересов и братства людей. Проникая в умы, теории эти могут вызвать у счастливых лишь безразличие и эгоизм, у обездоленных ─ отчаянье и жестокость, и безнравственность ─ у всех.*
|
* Материализм опирается на неверие, предлагает человеку небытие как смысл его жизненного движения и эгоизм как утешение; помимо того, он ничего не объясняет и ничего не способен доказать. (Й.Р.)
Несомненно, есть честные и порядочные материалисты и добродетельные атеисты, но всё это отнюдь не из-за строгого следованья своим учениям. Если они таковы, то лишь вопреки своим мнениям, а не благодаря им; причиной тому тайное побужденье их природы, а также то, что совесть их сумела устоять перед всевозможными софизмами такой философии. Из всего этого неизбежно следует, что материализм, отрицая свободу воли, делая из интеллектуальных способностей и моральных качеств лишь следствие свойств химических комбинаций, секреции серого вещества мозга, рассматривая гениальность как невроз, тем самым унижает человеческое достоинство, отнимает у жизни её высокий смысл и возвышенный характер.*
* «Быть материалистом ─ значит считать, будто тело и есть сам человек, и сводить человека единственно к телу. Тому, кто придерживается такого взгляда, не избежать и соблазна смешать человека с содержимым его кишечника, что многие и делают. Воистину ассенизаторская философия! Каких только скотств и преступлений ни ожидать от неё! Позор вам, материалисты!» Свами Анантананда. / Примеч.Й.Р. /
XI
Проникшись убежденьем, что за пределами текущей жизни нет ничего, что нет справедливости иной, кроме справедливости людей, каждый может сказать самому себе: «Зачем бороться и страдать? Для чего жалость, смелость, прямота? Чего ради сдерживать себя и обуздывать свои аппетиты, свои желанья? Если человечество предоставлено самому себе, если нигде и ни в чём нет разумной, беспристрастной власти, коия судит его, направляет, поддерживает, то какой помощи может ожидать оно? Чья поддержка облегчит ему тяжесть испытаний?»
|
Если во Вселенной нет ни разума, ни справедливости, ни любви, ничего, кроме слепой силы, давящей и сжимающей живые существа и миры в тисках бессмысленной, бездушной, бессознательной судьбы, то идеалы, благо, нравственная красота суть всего лишь иллюзии и ложь. И тогда уже не в них, но в скотской действительности, не в долге, но в наслаждении должно человеку видеть цель жизни, и чтоб достичь её, он должен пройти поверх всякой пустой чувствительности.
Если мы приходим из небытия, чтобы вернуться в небытие, если та же участь, то же забвенье ожидает преступника и мудреца, эгоиста и любящего, если, по прихоти случая, одним на долю выпадают исключительно страданья, а другим достаются радости и почести, тогда позволительно провозгласить надежду химерой и оставить страждущих без утешенья, а жертв судьбы без справедливости. Человечество вращается, влекомое движеньем земного шара, без цели, без ясности, без нравственного закона, постоянно обновляясь рожденьем и смертью, двумя крайностями, между коими человек мечется и исчезает, оставив после себя след не больший, чем искра в ночи.
Под влиянием таких учений, совести остаётся только умолкнуть и уступить место грубому инстинкту; дух расчёта должен заместить энтузиазм, а любовь к наслаждению ─ благородные устремленья души. И тогда каждый будет думать лишь о самом себе. Несчастных будут осаждать отвращенье к жизни и мысль о самоубийстве. У обездоленных не будет ничего, кроме ненависти к имущим, и в своей ярости они разнесут в куски эту грубую и материальную цивилизацию.
Но нет, мысль, разум с трепетом и дрожью восстают и протестуют против этих учений одиночества и отчаянья. Человек, говорят они нам, борется, трудится, страдает не для того, чтоб исчезнуть в небытии; материя ─ это ещё не всё; есть также законы, стоящие выше её, законы порядка, строя и гармонии, и вся Вселенная не есть всего лишь бездушный и лишённый сознанья механизм.*
* Материализм ─ это ограничение, ограничение зрения зрителя и ума мыслителя, но воспринимаемое им не как собственный недостаток, а как реальная граница внешнего. Это ─ очки, о которых он забыл и забыл, что они сидят у него на носу, но думает, будто они ─ оболочка внешнего мира, на который он смотрит. Как только материалист снимет эти очки, устранит это ограничение, т.е. перестанет отрицать реальность мира духовного и действительность вещей духовного порядка, материализм сразу исчезнет, а все достижения его науки органически вольются в то цельное знание, от которого их искусственно отделили. Противопоставлять Демокрита Платону, или наоборот, значит не понимать ни Платона, ни Демокрита. В морали они совершенно тождественны, а в остальном ─ Платон занимается изучением мира идей, а Демокрит ─ мира материи. Ни одно, ни другое не исключают друг друга, но лишь дополняют, ибо стоят они на разных иерархических уровнях. (Й.Р.)
XII
Как бы слепая материя могла управлять собой по умным и мудрым законам? Как бы лишённая разума, чувства, смогла она произвесть существ, наделённых разумом и чувством, способных отличать добро от зла, справедливое от несправедливого? Как! душа человеческая, способная любить вплоть до самопожертвованья, душа, в коей запечатлено чувство прекрасного и доброго, и она вышла из стихии, не наделённой этими качествами ни в коей мере? Мы чувствуем, любим, страдаем, и мы происходим от причины, коия глуха, бесчувственна и нема? Мы, стало быть, совершеннее и лучше, нежели она сама?
Рассуждать таким образом, значит оскорблять логику. Невозможно предположить, чтоб часть была больше целого, чтобы рассудок мог произойти от причины, начисто лишённой рассудка, чтобы мёртвое порождало живое и чтобы Природа, лишённая всякой цели, могла породить существ, способных преследовать какую-либо цель.
Напротив того, здравый смысл говорит нам, что если рассудок, любовь к добру и красоте есть в нас, то лишь потому, что они происходят от первопричины, обладающей ими в большей степени. И если во всём проявляется порядок, если некий план угадывается во всём мироздании, то это значит, что их разработала некая мысль, что их задумал некий разум.
XIII
Но если идея небытия подчиняет нас себе, если мы верим в то, что у жизни нет завтрашнего дня и что со смертью кончается всё, то тогда, чтобы быть логичными, мы должны признать, что надо всеми прочими чувствами должны главенствовать заботы материального существования и личная выгода. И что нам в таком разе за дело до будущего, коего нам не суждено знать?! Как можно тогда говорить нам о прогрессе, реформах, о жертвах, коих от нас ожидают? Если существованье наше всего лишь короткое мгновенье, то нам остаётся только пользоваться наличествующей минутой, вкушать её радости и оставить в стороне страданья и обязанности. Таковы выводы, к коим неизбежно приводят материалистические теории, выводы, которые мы постоянно слышим вокруг себя и коих примененье мы видим ежедневно.
Каких только злодейств и опустошений ни следует ожидать от эдаких доктрин, распространившихся на лоне богатой цивилизации, уже и теперь очень развитой в смысле роскоши и физических наслаждений?
XIV
Ещё выше, нежели проблемы жизни и судьбы, проступает вопрос о Боге.
Если мы изучаем законы Природы, если мы ищем идеальную красоту, коей вдохновляются все искусства, то повсюду и всегда, надо всем и по ту сторону всего, мы встречаем идею о высшем, необходимом и совершенном Существе, извечном источнике добра, красоты и истины, с коим отождествляются закон, справедливость, высший разум.
Мир, физический и нравственный, управляется законами, и законы эти, установленные по некоему плану, позволяют обнаружить глубокий ум в вещах, ими управляемых. Законы эти не исходят из какой-то слепой причины, лишённой сознанья и цели: хаос и случай не смогли бы произвесть порядка, строя и гармонии. Законы эти не исходят от людей: существа мимолётные, ограниченные во времени и пространстве, не в состоянье создать постоянные и вселенские законы. Чтоб логично объяснить их, нужно подняться ввысь, вплоть до Высшего Существа, создателя всех и вся. Мы б не смогли помыслить и понять разум, не олицетворив его в некоем существе, но существо это не является ещё одним среди прочих ему подобных существ. Оно есть Отец всех остальных, самый источник жизни.* Личность не должна пониматься здесь в смысле некоего существа, наделённого формой, но скорее как совокупность способностей, составляющих сознательное целое. Личность, в самом высоком значении этого слова, это сознание, это совесть, и именно в этом смысле Бог является лицом, или, вернее, абсолютной личностью, но не существом, имеющим форму и поставленные ему пределы. Бог бесконечен и не может быть индивидуализирован, то есть быть отделён от мира или существовать обособленно.**
* В Бога верить нельзя, так же как нельзя верить в существование души и её бессмертие. Верить можно только во что-то нелепое, но бытие Бога, существование души и бессмертие её ─ это не нелепость, поскольку принципы эти доказываются строгой логикой мысли, а стало быть, они и не предмет веры, а предмет знания. Напротив, само по себе допущение о самостоятельности материи, о её способности порождать сознание, допущение о порождении живого неживым и тому подобное ─ является логической нелепостью, и поскольку это абсурд, то это допущение и требует веры. (Й.Р.)
** Бог ─ это душа, воля, информация и музыка Вселенной. Но это не определение, это всего лишь попытка к пониманию: Бога нельзя определить: Он безграничен. (Й.Р.)
Касательно же того, чтоб не интересоваться изученьем первопричины, считая, как выражаются позитивисты, изученье это бесполезным, а первопричину непознаваемой, давайте зададимся вопросом, в самом ли деле позволительно уму серьёзному довольствоваться незнанием законов, кои управляют условиями его существования? И необходимость Богопознания возникнет перед нами сама собой. Богопознание есть не что иное, как изученье Великой Души, первоосновы жизни, одушевляющей Вселенную и отражающейся в каждом из нас. Всё становится второстепенным, когда речь заходит о первооснове вещей. Мысль о Боге неотделима от идеи закона, и в особенности нравственного закона, и ни одно общество не может ни жить, ни развиваться без знания нравственного закона. Вера в некий высший идеал справедливости укрепляет совесть и поддерживает человека в его испытаниях. Она есть утешенье, надежда страждущих, надёжнейшее прибежище угнетённых, покинутых и одиноких. Подобно утренней заре освещает она ласковыми лучами души несчастных.
Без сомненья, существованье Бога нельзя доказать прямыми и осязаемыми доводами, поскольку Бог не подпадает под восприятие наших органов чувств.* Божество сокрылось под таинственным покровом, быть может, для того, чтоб заставить нас искать Себя, в чём заключается самое благородное и самое благодатное упражненье для нашей мысли, а также для того, чтоб заслуга отыскания его целиком досталась нам. Но в нас есть некая сила, некий верный инстинкт, влекущий нас к Богу и подтверждающий нам его существованье убедительней всех доказательств и всевозможных анализов.**
* «То, что постоянно делает ощущение возможным, никогда не может быть обнаружено органами чувств, ибо органы эти суть лишь открытые двери для наших ощущений». Свами Абхедананда. / Примеч. Й.Р. /)
** И теист, и атеист ─ оба верующие. Разница между ними та только, что один верит в существование высших сил, а другой верит в их несуществование, но ни тот, ни этот тезис своей доказать не может. Это под силу лишь тому, кто знает, а не верует; но тот, кто знает, никогда не стоит по ту или иную сторону болтливой баррикады. (Й.Р.)
XV
Быть может, нам возразят, указав на то, как зловеще религия пользовалась идеей о Боге. Но какое значенье имеют различные формы, коими люди наделяли Божество? Ныне боги эти для нас лишь иллюзия, порождённая немощным разумом в пору общественного детства, поскольку формы эти ─ поэтичные, прекрасные или безобразные ─ соответствовали вполне тому сознанию, которое их помыслило. Более зрелая мысль человеческая отдалилась от этих устаревших понятий; она позабыла этих призраков и совершённые во имя их злоупотребления, чтобы в более стремительном порыве унестись к Вечному Разуму, к Богу, Мировой Душе, вселенскому очагу Жизни и Любви, в коем мы ощущаем себя живущими подобно тому, как птица живёт в воздухе, как рыба живёт в океане, и чрез коий мы связаны со всем, что есть, что было и что будет.
XVI
Повсеместно, плодовитость, не знающая границ, вершит сотворенье новых существ. Природа пребывает в постоянных родах. Точно так же, как будущий колос таится в зерне настоящего, дуб ─ в жёлуде и роза ─ в бутоне, так и созиданье грядущих миров непрестанно свершается во глубине звёздных небес. Повсюду жизнь порождает жизнь. Со ступени на ступень, от вида к виду, путём непрерывной связи и развития, она поднимается от простейших, самых рудиментарных организмов вплоть до мыслящего и наделённого сознаньем существа, одним словом, до человека.
Некое мощное единство правит миром. Одна единая субстанция ─ эфир или мировой флюид ─ образует в своих бесконечных преобразованиях бесчисленное разнообразье тел. Элемент этот вибрирует под действием космических сил. Соответственно быстроте и числу своих вибраций он производит теплоту, свет, электричество и магнетический флюид. Стоит этим вибрациям сгуститься, как сразу же образуются физические тела.
И в извечных обменах все формы эти увязываются друг с другом, все силы эти уравновешивают одна другую, сочетаются друг с другом в некоторую тесную общность. Очистка, утончение материи, восхождение силы и мысли совершаются в гармоническом ритме от минерала к растению, от растения к животному и человеку. Верховный закон управляет по единообразному плану проявлениями жизни, тогда как невидимая связь соединяет в одно целое все миры и все души.
Из трудов существ и вещей проступает некое единое стремленье ─ стремленье к бесконечности, к совершенству. Все действия, кажущиеся расходящимися, в действительности сходятся в одном центре, все цели совпадают друг с другом, составляют единое целое и развиваются к единой великой цели ─ к Богу! Богу, коий есть средоточие всякой деятельности, конечная цель всякой мысли и всякой любви.
Изученье природы повсеместно обнаруживает пред нами действие некой скрытой воли. Повсюду материя повинуется некой силе, которая над ней господствует, организует её и направляет. Все космические силы сводятся к движенью, и движенье ─ это Бытие, это Жизнь. Материализм объясняет сотворенье мира слепым танцем атомов и их случайным сближеньем. Но разве кто-нибудь когда видел, чтоб буквы алфавита, брошенные наугад, сами выстроились в поэму? И в какую поэму! в такую как вселенская жизнь! Видел ли когда кто-нибудь, чтоб скопленье строительных материалов само по себе построило зданье внушительных размеров или же сложную машину со множеством деталей? Предоставленная самой себе, материя не может ничего. Лишённые сознанья и слепые, атомы не смогли б устремиться ни к какой цели. И гармония мира может быть объяснена лишь вмешательством некоей воли. И воля эта проявляется в строе Вселенной именно посредством действия на материю сил, посредством существованья мудрых и глубоких законов.
XVII
На это часто возражают тем, что не всё гармонично в Природе. Говорят, что если она и творит чудеса, то она же порождает и чудовищ, производит уродов. Добро повсюду бок о бок соприкасается со злом. Если медленная эволюция вещей, повидимому, и подготовляет мир к тому, чтоб он стал театром жизни, то не следует всё же упускать из виду напрасную трату жизней и ожесточённую борьбу существ между собой. Не следует забывать, что землетрясения, изверженья вулканов временами опустошают нашу планету и в несколько мгновений разрушают труды многих поколений.
Да, бесспорно, и в творчестве природы есть пробелы ─ несчастные случаи, но пробелы эти никоим образом не исключают идеи порядка, конечной цели; напротив того, они приходят на помощь нашим положениям, ибо мы можем спросить, почему тогда всё не есть пробел, всё не есть несчастный случай?
Связь причин и следствий, приспособленье средств к цели, согласованность работы органов тела, их адаптация к среде, к условиям жизни ─ очевидны и явны. Деятельность Природы, во многом сходная с деятельностью человека, но в то же время бесконечно превосходящая её, доказывает существованье некоего плана, по коему всё развивается, а примененье средств, которые способствуют его осуществлению, недвусмысленно указует на некую оккультную причину, беспредельно мудрую и всесильную. Что касается возраженья о врождённых уродствах, то оно вызвано просто недостатком наблюдательности. Уроды суть не более как ростки, сбившиеся с истинного пути. Если человек, упав, сломал себе ногу, то позволительно ли ответственность за это возлагать на Природу и Бога? Точно так же, вследствие каких-то несчастных случаев, потрясений и нарушений, происшедших в пору вынашивания, с зародышами могут произойти какие-то отклонения от нормы ещё в утробе матери. Мы привыкли отсчитывать жизнь с мига рожденья, то есть появленья человека на свет, но в действительности жизнь имеет свою точку отсчёта много раньше того.
Довод, выведенный из существованья жизненных бедствий, основан на ложном истолковании смысла жизни. Последняя отнюдь не предназначена для того, чтоб доставлять нам одни только приятности: полезно, просто необходимо, чтоб она выдвигала пред нами также и трудности. Все мы рождены для того, чтоб умереть, и всё же мы удивляемся, что некоторые умирают из-за несчастных случаев! Существа мимолётные в этом мире, из коего мы не уносим ничего с собой в мир иной, мы сетуем об утрате благ, кои потерялись бы сами собой в силу природных законов! И все эти ужасные события, эти катастрофы, эти бедствия несут в себе некий урок. Они напоминают нам о том, что не столько приятностей следует ожидать нам от Природы, сколько в основном вещей полезных для нашего духовного роста и продвиженья; о том, что мы пришли в этот мир не за тем, чтоб наслаждаться и дремать в праздности и покое, но для того, чтоб бороться, трудиться, биться за прогресс миров и людей. Они говорят нам, что человек не создан единственно для Земли, но что ему следует смотреть выше, привязываться к вещам материальным лишь в должную меру и понимать то, что жизнь его не будет разрушена смертью.*
* «Человеку ничто не достаётся без труда в этой жизни, и что бы мы ни приобрели, какими бы трудами ни приобретали, всё приходится оставлять здесь. Так как же может он лениться потрудиться ради мудрости, этой величайшей драгоценности, добрые плоды которой последуют за ним и в будущую жизнь?!» Эразм Роттердамский. / Примеч.Й.Р. /
XVIII
Ученье об эволюции не исключает ученья о первичных и конечных причинах. Самая возвышенная идея, какую только можно помыслить о Творце, это предположить Его создавшим такой мир, коий способен развиваться своими собственными силами, а не с помощью непрестанных вмешательств и нескончаемых чудес.
Наука по мере своего продвиженья в познании Природы смогла отодвинуть Бога на задний план, но Бог, отодвинувшись, стал только ещё величественней. Вечное Существо, с точки зренья теории эволюции, стало по-иному великим, нежели фантастический Бог «Библии». Что наука навсегда уничтожила, так это понятье о человекоподобном Боге, созданном по образу и подобию человека и внешнем по отношению к физическому миру. Понятье более высокое, нежели это, пришло на смену ему: и это понятие об имманентном, т.е. пребывающем в самом себе Боге, постоянно присутствующем внутри вещей. Идея о Боге сегодня не выражает для нас более идею какого-то неопределённого существа, но Существа, коие содержит в себе все остальные существа. Вселенная больше не есть сотворение, о котором говорят религии, не произведенье, извлечённое Создателем из небытия. Вселенная ─ это безмерно-огромный организм, одушевлённый вечной жизнью. Так же как наше с вами тело управляется некоей центральной волей, коия руководит его движеньями и действиями; так же как каждый из нас чрез все измененья, происходящие в его теле, ощущает себя живущим в некоторой постоянной целостности, коию мы называем «душою», «сознанием», «личным Я», так и Вселенная, сквозь все изменчивые, бесконечно разнообразные, бесчисленные формы, познаёт себя, отражает себя, обладает собой в некой живой целостности, в неком разуме и сознании, коий и есть Бог. Высшее Существо находится не вовне этого мира; оно есть неотъемлемая, важнейшая часть его, и потому Оно внутри его. Оно есть центральная целостность, к коей приводят все отношения и в которой они гармонизируются; Оно ─ основа общности и любви, чрез коию все существа суть братья. Оно есть очаг, из коего исходят и распространяются в бесконечность все нравственные силы: Мудрость, Справедливость, Доброта!
Нет, стало быть, самопроизвольного, чудесного сотворения; сотворение постоянно, без начала и конца. Вселенная существовала всегда; она обладает в себе самой принципом силы и движения; она в себе самой несёт цель свою. Мир неустанно обновляется в своих частях; в своей же целостности он вечен. Всё преобразуется и развивается в постоянной смене жизни и смерти, но ничто не погибает. Тогда как в небесах меркнут и угасают солнца, тогда как старые миры распадаются и исчезают, в других местах пространства в то же самое время создаются новые солнечные системы, зажигаются звёзды, нарождаются на свет миры. Бок о бок с дряхлостью и смертью, новые человечества расцветают в вечном обновлении.
Великое дело продолжается в бездне пространств и времён трудом всех существ, объединённых общностью интересов на благо каждого из них. Вселенная являет собою захватывающее зрелище непрестанной эволюции, в коей участвуют все. Незыблемый закон правит этим великим свершеньем, и это ─ вселенское единство, божественное единство, коие обнимает, связует, направляет все индивидуальности, все отдельно взятые деятельности, устремляя их к общей цели, которая есть совершенство в полноте существования.
XIX
Если б человек обладал уменьем сосредоточиться и изучить себя, если б он отдалял от души своей всякую тень, коию накопляют в ней страсти; если б, прорвав толстый покров, коим окутали его предрассудки, невежество и софизмы, он спустился во глубь своей совести и своего разума, то он нашёл бы там внутреннее жизненное начало, противостоящее жизненному началу внешнему. Внутренняя жизнь эта позволила б ему вступить в отношенья со всей природой, со вселенной и Богом и дала б ему вкусить от той жизни, что уготована ему загробным будущим и высшими мирами. Там же есть таинственная книга, в коей все деянья его, добрые и злые, записываются невидимой рукою, в коей все факты жизни его запечатлеваются в неизгладимых буквах, чтоб возникнуть пред ним с ослепительной ясностью в час смерти.
Порою некий могучий и властный голос, какое-то строгое и серьёзное пенье исходит из этих глубин существа, раздаётся посреди легкомысленных занятий и забот нашей жизни, чтоб напомнить нам о долге. И горе тогда тому, кто откажется ему внять! Настанет день, когда угрызенья совести научат его тому, что нельзя безнаказанно пренебрегать её предупрежденьями.
В каждом из нас есть сокрытые источники, из коих могут брызнуть воды жизни и любви, добродетели, силы, коим несть числа. И именно там, в этом внутреннем святилище следует искать Бога. Бог внутри нас, или, по крайней мере, внутри нас есть отраженье Его. А то, чего нет, не смогло б отразиться. Души отражают Бога подобно каплям утренней росы, отражающим солнечный свет, каждая согласно степени своей чистоты.
Именно чрез это внутреннее восприятие, а не чрез опыт органов чувств, гениальные люди, великие миссионеры, пророки познали Бога и законы Его и поведали их народам земли.
XX
Можно ли ещё далее, чем мы сделали, продолжать определенье Бога? Определить значит ограничить. Пред лицом сей великой проблемы слабость человеческая проступает со всей явностью. Бог является нашему уму, но ускользает от всякого анализа. Существо, наполняющее время и пространство, никогда не может быть обмерено существами, ограниченными временем и пространством. Желать определить Бога ─ это значило бы желать Его ограничить и тем самым ─ почти что отрицать Его.
Вторичные причины вселенской жизни объясняются, но первопричина остаётся неуловимой в своей необъятности. Постичь её нам удастся лишь после того, как мы многократно пересечём порог смерти.
Всё, что мы можем сказать, подводя итог, это то, что Бог есть Жизнь, Разум, Сознание, Совесть во всей их полноте. Он вечно действующая сила всего сущего, вселенская общность, в коей каждое существо черпает своё существование, для того чтоб впоследствии, по мере возрастающих своих способностей и своего возвышенья, содействовать гармонии Целого.
Вот мы уже и далеко от Бога всех религий. Бога «сильного и ревнивого», окружающего себя громами и молниями, требующего кровавых жертв и наказующего до скончания вечности. Человекоподобные боги отжили свой век. Ещё говорят о некоем боге, коего наделяют человеческими слабостями и страстями, но царство этого бога уменьшается день ото дня.
До сих пор человек видел Бога лишь сквозь своё собственное существо, и идея, которую он себе о Нём составлял, изменялась в зависимости от того, какою из способностей своих он Его созерцал. Рассматриваемый сквозь призму чувств, Бог множествен; все силы природы суть боги; так родился политеизм. Видимый рассудком, Бог двойствен: дух и материя, отсюда дуализм. Чистому разуму Он представляется тройственным: душа, дух и тело. Такое понимание дало рожденье тройственным религиям Индии и христианству. Но постигнутый волей, воспринятый извнутренним постиженьем ─ качество это, как и все духовные способности, приобретается лишь медленно и постепенно ─ Бог Един и Абсолютен. В Нём три основополагающих начала Вселенной соединяются, чтоб составить живую целостность.