Из книги «ТЕОРИЯ ДУХОВЕДЕНИЯ» 7 глава




У каждого из нас есть свой гений-опекун, коий вдохновляет нас в трудные часы и направляет по прямому пути. Здесь источник поэтической христианской легенды об ангеле-хранителе. Нет мысли более утешительной и сладостной. Знать о том, что некий верный друг всегда готов прийти нам на помощь, сблизи как и издали, влиять на нас через большие расстояния так же как и быть рядом с нами в испытаньи, давая нам советы через интуицию, согревая нас своей любовью, ─ всё это бесценный источник нравственной силы. Мысль о том, что свидетели, доброжелательные и невидимые, присутствуют при всех наших действиях, огорчаются или радуются им, хороша ещё и тем, что внушает нам больше мудрости и осмотрительности в делах наших. Именно чрез эту оккультную поддержку укрепляются узы солидарности (сопричастности), соединяющие мир небесный с земным, дух освобождённый с человеком, духом заточённым в теле. Чрез это постоянное содействие создаются взаимные глубокие симпатии, завязывается прочная и бескорыстная дружба. Любовь, одушевляющая возвышенного духа, постепенно распространяется на все существа, непрестанно возносясь к Богу, отцу душ, источнику всех эмоциональных сил.

 

LXVII

 

 

Дух чистый несёт в себе свой свет и своё счастье; они всюду с ним; они суть составная часть его существа. Точно так же дух преступный влачит с собой свою ночь, свою кару, свой позор. Страданья порочных душ, не будучи материальными, от того не делаются менее мучительными. Ад ─ всего лишь химера, плод воображения, пугало, необходимое, быть может, для того, чтоб устрашать им народы, переживающие пору детства, но коие, во всяком случае, не имеет в себе ничего действительного. Совсем иное дело ученье духов о муках грядущей жизни: гипотезам, предположениям, мифам нет в нём места.

И действительно, страданья эти описываются нам теми, кто сами претерпевают их, подобно тому, как другие обрисовывают нам свои восторги. Они не налагаются произвольной волей. Не выносится никакого приговора. Дух подвергается естественным последствиям своих действий, кои по закону бумеранга возвращаются к нему, неся с собой награду или кару в зависимости от природы их. Существо страдает в загробной жизни не только от совершённого им зла, но и от своего бездействия и своей слабости. Одним словом, жизнь эта ─ его собственное творенье; она такова, какою он изваял её своими собственными руками. Страданье внутренне присуще состоянью несовершенства; оно ослабевает по мере развития и исчезает, когда дух победил материю.

Наказанье дурного духа продолжается не только в духовной жизни, но и в последующих воплощениях, кои увлекают его в низшие миры, где существованье непрочно и ненадёжно и где самодержно царствует боль. Именно эти миры можно было бы отнесть к разряду адов. Земля, со многих точек зрения, должна быть включена в их число. Вокруг этих миров, каторг вращающихся в пространстве Космоса, парят мрачные сонмы несовершенных духов в ожиданьи часа перевоплощенья.

Мы видели, насколько фаза высвобожденья из тела мучительна, растянута, полна смятенья и отчаянья для духа, отдавшегося страстям. Иллюзии земной жизни живут в нём и не ослабевают с годами. Будучи неспособен осознать своё состоянье и разорвать связывающие его путы, никогда не пытавшись возвысить и вывести за пределы узкого круга своего существованья свой ум и своё сердце, он продолжает жить, как жил до смерти, порабощённый своими привычками, своими склонностями, возмущаясь тем, что близкие его делают вид, будто не видят и не слышат его, блуждая печально, бесцельно, безнадёжно по хорошо знакомым ему местам. Именно это и есть те «страждущие души», присутствие коих давно подозревали в некоторых домах, и реальность которых каждый день подтверждается в многочисленных и шумных проявлениях.

Положенье духа после смерти вытекает единственно из стремлений и вкусов, кои он в себе развил. Это всё тот же непреклонный закон посева и жатвы.* Тот, кто поместил все радости свои, всё своё счастье в вещи этого мира, в земные блага, жестоко страдает, как только он оказывается лишённым их. Всякая страсть несёт в себе самой наказанье своё. Дух, не сумевший освободиться от грубых вожделений и скотских желаний, становится их игрушкой, их рабом. И пытка его состоит в том, чтобы мучиться ими, не имея возможности удовлетворить их.

 

* «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление; а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную. Делая добро, да не унываем: ибо в своё время пожнём, если не ослабеем». Апостол Павел. / Примеч.Й.Р. /)

 

LXVIII

 

 

Безудержно отчаянье скупца, видящего, как рассеиваются золото и богатства, собранные его заботами. Он остаётся привязанным к ним, несмотря ни на что, предаётся ужасающей тоске, отдаёт себя во власть страстям невыразимого исступления.

Также достойно жалости положенье могущественных гордецов, всех тех, кто злоупотребил своей фортуной и своими званьями, не помышляя ни о чём, кроме славы и благополучья, презирая людей низшего положения, угнетая слабых. У них больше нет ни раболепных придворных, ни расторопных слуг, ни дворцов, ни пышных одежд. Лишённые всего, что составляло их земное величье, они оказываются наедине с самими собой, и в пространстве их ждут одиночество и нужда.

Ещё более ужасно положенье духов жестоких и «хищных», злодеев всех мастей, всех тех, кто проливал или заставлял проливать кровь, тех, кто попирал ногами справедливость. Стоны, проклятья их жертв звучат у них в ушах в теченье времени, представляющегося им вечностью. Насмешливые и угрожающие тени окружают их, неотступно преследуют. При этом у них нет достаточно глубокого, достаточно скрытого убежища, и тщетно ищут они покоя и забвения. Вступленье в безвестную жизнь, нищета, униженность, рабство ─ лишь одни они могут смягчить их страдания.

Ничто не может сравняться со стыдом, страхом души, видящей, как пред ней непрестанно встают её преступные существованья, сцены убийства и грабежа; она чувствует себя как бы раздетой догола, насквозь пронизываемой светом, коий выводит наружу самые затаённые её воспоминания и помышления. Воспоминанье, это жгучее жало, обжигает её и разрывает. Когда мы познаём это страдание, мы понимаем и благословляем божественную прозорливость, уберегающую нас от него во время земной жизни и дающую нам таким образом б о льшую свободу действия для того, чтобы работать над нашим совершенствованием.

Эгоисты, себялюбцы, люди, озабоченные исключительно своими удовольствиями и корыстью, также готовят себе мучительное будущее. Любившие лишь самих себя, никому не помогавшие, никого не утешившие, не облегчившие ничьих страданий, они, в свою очередь, не находят ни сочувствия, ни помощи в этой новой жизни. Изолированные, покинутые, они видят, как однообразно и медленно течёт время. Их душит тоска, а томительная скука сжимает их. Сожаленье об утраченном времени, о попусту прожитой жизни, ненависть к жалким интересам, поглощавшим их во время жизни, всё это гложет, снедает их. Они страдают, скитаются, покуда их не осенит какая-нибудь благочестивая мысль и не забрезжит в их ночи словно луч надежды, покуда они, по советам доброжелательного и просвещённого духа, не разорвут волей своей сжимающую их флюидическую сеть и не решатся встать на лучший путь.

 

LXIX

 

 

Положенье самоубийц во многом сходно с положеньем злодеев; но иногда оно бывает и того хуже. Самоубийство ─ это некая трусость, некое преступленье, и последствия его ужасны.

По выраженью одного духа, самоубийца «бежит от страдания лишь за тем, чтобы обресть пытку». У каждого из нас есть свои обязанности, своё назначенье, которое он должен исполнить на земле, определённые испытанья, чрез кои он должен пройти для своего собственного блага и возвышенья. Пытаться уклониться от всего этого, освободить себя от земных бед и зол до назначенного срока, значит нарушить естественный закон, а каждое нарушенье этого закона приводит, для преступника, к мучительному и бурному противодействию. Самоубийца не освобождает себя от физических страданий. Дух остаётся прикованным к своему физическому телу, коие он надеялся разрушить, он медленно претерпевает в нём все фазы разложения, и болезненные ощущения его приумножаются, вместо того чтобы сократиться. Заместо того, чтобы сократить свои испытания, он продлевает их до бесконечности; недомогание, тревога не покидают его ещё долго и после разрушенья материальной оболочки. Ему придётся снова встретиться с испытаниями, коих он надеялся избегнуть с помощью смерти и которые и прежде уже были порождены его виновным прошлым. И он должен будет выдержать их в ещё худших условиях, вновь шаг за шагом пройти путь, усеянный препятствиями, и для этого выдержать ещё более мучительное воплощение, чем то, коего он хотел избежать.

Страданья казнённых после казни ужасны, и описанья, кои дают им некоторые знаменитые убийцы, могли бы потрясти сердца самые твёрдые, показав человеческому правосудию и людской справедливости печальные последствия смертной казни. Большинство этих несчастных находится во власти острого, глубокого перевозбуждения, нестерпимых ощущений, приводящих их в ярость. Отвращенье к своим преступленьям, вид своих жертв, коие словно преследуют их и пронзают взглядами, как мечами, ужасные галлюцинации и жуткие сны ─ такова участь, ожидающая их. Большинство, чтобы найти отвлечение от своих бед, набрасывается на воплощённых со сходными склонностями и вкусами, толкая их на путь преступления. Другие, терзаемые угрызеньями совести, словно неугасимым огнём, ищут, не зная ни минуты покоя, нигде не находимое убежище. У себя под ногами, вокруг себя, повсюду, им чудятся трупы, угрожающие лица и моря крови.

Духи дурные, на коих тяжело ложится бремя их ошибок, не в состоянии предвидеть будущее. Они ничего не знают о высших законах. Флюиды, коими они окутаны, препятствуют всякому общению с возвышенными духами, которые хотели бы вырвать их из их косности, как-то отвлечь от их склонностей, но не могут сделать этого по причине грубой, почти материальной природы этих духов и их крайне ограниченного кругозора. Из этого для них следует полнейшее незнание своей участи и стремленье считать претерпеваемые ими муки вечными. Некоторые среди них, полные ещё также католических предрассудков, верят, что они находятся в аду, и говорят нам об этом. Снедаемые завистью и ненавистью, для того чтобы как-то отвлечься от своих забот, многие разыскивают людей слабых и склонных ко злу. Они завладевают ими, внушают им пагубные идеи и склонности, но мало-помалу из этих новых злодейств вытекают новые страдания. Противодействие причинённого зла затягивает над ними сеть ещё более мрачных флюидов. Тьма всё сгущается, замкнутый вокруг них круг всё сужается, и перевоплощенье, мучительное, болезненное, встаёт перед ними во всей неотвратимой неизбежности.

Более спокойны те, кого коснулось раскаянье, кто с покорностью видит приближенье поры испытаний и полны решимости удовлетворить требованиям вечной справедливости. Раскаянье, словно бледный отсвет, освещает их души неясным светом и позволяет добрым духам быть услышанными, для того чтоб вселить в кающуюся душу надежду, ободрить её и подать совет.

 

LXX

 

 

Всё взаимосвязано и взаимообусловлено во Вселенной, в области морали как и в области физики, говорят нам духи. В ряду фактов, от самого простого до самого сложного, всё управляется неким законом, всякое следствие соотносится с некоей причиной, и всякая причина порождает следствие, тождественное ей самой. Отсюда в области нравственной принцип справедливости, вероятие добра и зла, закон распределения, воздающий каждому по делам его. Подобно тому как тучи, образовавшиеся чрез испаренье воды солнечным светом, неизбежно выпадают на землю в виде дождя, так и последствия совершённых деяний падают на самих деятелей. Каждый из этих поступков, каждое из волений нашей мысли, соразмерно присущей им силе, совершает свою эволюцию для того, чтобы вернуться со своими следствиями, хорошими или дурными, к источнику, произведшему их. Таким образом, наказанья и награды распределяются среди индивидов чрез естественный ход вещей. И зло, и добро, всё возвращается к своей исходной точке. При этом есть ошибки, коие производят свои следствия ещё в самой земной жизни. И есть другие, более серьёзные, коих последствия дают знать себя лишь в духовной жизни и иногда даже в последующих воплощениях.

Принцип зуб за зуб, око за око не абсолютен. И тем не менее истинно то, что страсти и злые поступки человека всегда приводят к тождественным результатам, коих он не сможет избежать. Гордец готовит себе будущее, полное унижений; эгоист создаёт вокруг себя пустоту и безразличие, и мучительные лишенья ждут сластолюбцев. Именно в неизбежности этих наказаний ─ действенное лекарство, коие исцелит зло в его причине. Последствия эти осуществляются сами собой, так что ни одному живому существу нет надобности становиться палачом себе подобных.

Раскаянье, страстный призыв к Божескому милосердию, включая нас в связь с высшими силами, могут сообщить нам силу, необходимую для прохожденья мучительного пути, пути испытаний, коий определён нам нашим прошлым; но, помимо искупленья, ничто не смогло бы загладить вину нашу. Страданье, этот великий наставник, лишь одно оно может восстановить нас в правах наших.

Стало быть, закон справедливости есть не что иное, как действие вселенского нравственного порядка, и наказания, кары представляют для нас реакцию Природы, оскорблённой и насилованной в своих вечных принципах. Силы Вселенной взаимосвязаны, оне отражаются и вибрируют в полном согласии одна с другой. Всякая нравственная сила ответно воздействует на того, кто её попирает, соразмерно со способом его действия. Бог не карает никого. Он предоставляет времени заботу о том, чтобы следствия вызвались их причиною. Человек, стало быть, свой собственный судья и заступник, ибо в зависимости от употребленья или злоупотребленья, коие он даёт своей свободе, он делает себя счастливым или несчастным. Результат действий его иногда заставляет себя ждать. Мы видим, как в этом мире преступники заглушают голос своей совести, смеются над законами, живут и умирают с почестями. И напротив того, сколько порядочных людей подвергается преследованиям и клевете! Отсюда необходимость грядущих жизней, в ходе коих принцип справедливости находит своё примененье, а нравственное состоянье существа ─ своё равновесие. Без этого необходимого дополнения нынешнее существованье не имело бы смысла, и почти все наши поступки были бы лишены цели.*

 

* «Относительно того, допустимы ли или не допустимы какого-либо рода сомнения в реальности духовного бессмертия нашего, я не могу не сказать, что такое сомнение обращает всю нашу жизнь в бессмыслицу. Я решительно не могу усомниться в действительности бессмертия нашего в духе не только потому, что знаю о ней, но и потому ещё, что сомневаться в ней значило бы признать, что жизнь наша есть дар не только напрасный и случайный, но совершенно бессмысленный. Раскрой глаза свои, человек, ─ и ты увидишь, что ничто кругом тебя не бессмысленно. Бессмыслицу ищи лишь в себе самом: в упрямой тщете своего сомнения!» Свами Анантананда. / Примеч.Й.Р. /

 

 

В действительности, невежество есть самодержное зло, из коего вытекают все остальные. Если бы человек ясно видел последствие своих действий, его поведение было бы иным. Зная нравственный закон и неотвратимость его исполненья, он пытался бы нарушать его не больше, чем сопротивляться закону тяготения.

 

LXXI

 

Воплощённые или развоплощённые, все души суть сёстры. Рождённые своей великой матерью Природой от их общего отца, коий есть Бог, оне претворяют сходные судьбы. Долг всех духов ─ взаимная помощь. Поочерёдно хранимые и хранители, они помогают друг другу в своём поступательном движении, и чрез оказанные услуги, чрез совместно перенесённые испытанья заставляют расцвесть в себе чувства братства и любви, кои суть одно из условий жизни высшей, одна из форм жизни счастливой.

Узы, связующие нас с нашими братьями из пространства, ещё теснее соединяют нас с обитателями Земли. Все люди, от самого дикого до самого цивилизованного, суть духи подобные нам по происхожденью и целям. В своём целом они составляют общество, все члены коего взаимообязаны, и где каждый, трудясь над своим личным прогрессом, должен участвовать в прогрессе и благе всех. Поскольку закон справедливости есть не что иное, как слагаемое поступков, то соединенье следствий и причин объясняет нам, почему такое множество зол и бед обременяет человечество. История Земли ─ фактически не что иное, как длинный ряд убийств и несправедливостей. И ныне все эти залитые кровью столетья, все эти беспорядочные существованья фокусируются в настоящем подобно тому, как все притоки соединяются в русле основной реки. Духи, составляющие нынешнее общество, суть не кто иные, как люди прошлых времён, вернувшиеся, чтобы претерпеть на себе следствия своих предыдущих жизней со всей той ответственностью, коию оне налагают. Составленное из таких элементов, как бы человечество смогло жить счастливым? Поколения взаимообязаны во времени; дымы их страстей окутывают их и следуют за ними вплоть до полного очищения. Это соображенье даёт нам ещё более живо почувствовать необходимость улучшать общественную среду, просвещая своих ближних о причине наших общих бед, создавая вокруг себя коллективными усилиями нашими более здоровую и более чистую атмосферу.

Человек должен наконец научиться оценивать значенье и возможные последствия своих деяний, понимать глубину своей ответственности, он должен освободиться от безразличья, всё углубляющего бездну общественных зол и нравственно отравляющего эту землю, на которой ему, быть может, придётся рождаться ещё много раз. Нужно, чтоб некое новое веянье пронеслось над народами и зажгло в них убеждения эти, из коих выступает твёрдость, несокрушимость воли. Важно, чтоб наконец все знали: царство зла не вечно, справедливость не пустое слово; одна она правит мирами, и под её могучим критерием сгибаются в будущей жизни все души, сламывается всякое сопротивленье, стихают все мятежи.

Из высшей идеи справедливости необходимо вытекают равенство, солидарность и ответственность существ. Принципы эти соединяются и сливаются в одно целое, в единый закон, господствующий и царствующий во Вселенной: прогресс в свободе. Эта гармония, эта могучая координация законов и вещей, разве не даёт она идею о жизни и человеческих судьбах, по-иному великую и утешительную, нежели построения нигилистов? В этой необъятности, где всё управляется мудрыми и глубокими законами, где справедливость проступает в самых мельчайших частях беспредельного целого, где ни одно полезное деянье и усилие не пропадает, ни одна ошибка не остаётся без наказанья, ни одно страдание ─ без возмещенья, существо чувствует себя связанным со всем живущим. Трудясь для себя и для всех, оно свободно развивает свои силы, оно видит, как возрастает его просвещённость, растёт его блаженство.

Пусть сравнят эти взгляды с холодными материалистическими теориями, с их ужасающей вселенной, в коей существа мечутся, страдают и исчезают, без связи, без цели, без надежды, пробегая по своим призрачным жизням словно бледные тени, вышедшие из ничего, для того, чтоб вновь упасть в вечную ночь и безмолвие! Пусть скажут, которая из этих концепций более способна поддержать человека в его страданиях и боли, закалить его характер, увлечь его к высоким вершинам и возвесть его на них!*

 

* «Мне непонятно, как можно какую-то машину, под вечным железным натиском, всегда по раз заданным законам в леденящей необходимости совершающую свою мёртвую работу, предпочесть миру, наполненному живыми существами, поступающими в согласии со своей свободой?» И.Г.Юнг-Штиллинг. / Примеч.Й.Р. /

 

LXXII

 

 

Вопрос о свободе воли является одним из тех вопросов, кои всего более занимали философов и теологов. Примирить волю, свободу человека с действием естественных законов и божественной волей представилось тем более трудным, что слепой рок, по мнению большинства, казалось, давил на человеческую судьбу. Учение духов разрешило эту проблему. Мнимый рок, усеивающий несчастьями путь жизни, есть не что иное, как наследие нашего прошлого, следствие восходящее к своей причине; это осуществленье программы, принятой нами перед нашим рождением, согласно советам наших духовных руководителей, для большего нашего блага и возвышенья.

В низших слоях бытия существо ещё не сознаёт само себя. Один лишь инстинкт, род рока, ведёт его, и только в высших формах животного мира появляются, словно занимающаяся заря, первые зачатки будущих способностей. Вступая в человечество, душа пробуждается к нравственной свободе. Её сужденье, совесть, сознанье всё более развиваются по мере того, как она обегает своё беспредельное ристалище. Поставленная между добром и злом, она свободно сравнивает и выбирает. Разочарованья и беды поучают её, среди испытаний формируется её опыт, закаляется её нравственная сила.

Душа человеческая, одарённая сознаньем и свободой, не может вновь вернуться в низшую жизнь. Её воплощения следуют друг за другом по цепочке миров до той поры, пока она не обретёт эти три нетленные блага, кои суть цель её долгих трудов: мудрость, знанье и любовь. Обладание ими навсегда освобождает её от рожденья и смерти и открывает ей доступ в жизнь небесную.

 

LXXIII

 

 

Чрез пользованье свободой своей совести душа определяет свои судьбы, подготовляет свои радости или страдания. Но никогда в ходе продвиженья её, в самом горьком испытаньи как и в пламени борьбы страстей, никогда ей не бывает отказано в вышней помощи. Если только она не отрекается от самой себя, то сколь бы недостойной она ни казалась, Провидение, как только в ней пробуждается воля встать на прямой путь, путь священный, оказывает ей помощь и поддержку.

Провидение ─ это Высший Дух, это ангел, бдящий над невзгодой, это незримый утешитель, коего вдохновенья согревают сердце, заледеневшее от отчаянья, коего животворные флюиды поддерживают удручённого путника; это маяк, зажжённый в ночи ради спасенья тех, кто блуждают по бурному морю жизни. Провиденье ─ это ещё, это в особенности, Божественная Любовь, изливающаяся волнами на своё созданье. И сколько заботливости, сколько предусмотрительности в этой любви! Ведь разве не для души одной, чтоб служить рамой картине её жизни, сценой её свершений, подвесило оно в пространстве миры, зажгло солнца и звёзды, создало материки и моря? Ради души одной совершается это великое Творенье, соединяются силы Природы, посреди туманностей появляются Вселенные.

Душа создана для счастья; но для того, чтоб оценить это счастье по достоинству, чтоб знать цену ему, она должна завоевать его сама, а для этого ей необходимо свободно развить силы и способности, заложенные в ней. Её свобода действий и ответственность возрастают вместе с её возвышеньем, ибо чем просвещённее она, тем более может и должна она сообразовывать действие своих личных сил с законами, кои правят вселенной.

Свобода существа, стало быть, проявляется в определённом круге, ограниченном, с одной стороны, требованьями естественного закона, коий не может претерпеть никакого нарушенья или посягательства, никакого разлада во вселенском порядке, и, с другой стороны, собственным прошлым существа, последствия коего отражаются на нём сквозь времена вплоть до полного исправленья. Проявленье человеческой свободы ни в коем случае не может воспрепятствовать исполненью божественных замыслов; без этого порядок вещей ежемгновенно бы нарушался. Поверх наших ограниченных и переменчивых взглядов незыблемый порядок Вселенной сохраняется и поддерживается. Мы почти всегда плохие судьи тому, что есть для нас истинное благо; и если бы естественный порядок вещей должен был приспосабливаться к нашим желаньям, то каких бы только ужасающих потрясений ни вызвало это?

 

LXXIV

 

 

Судьба есть слагаемое наших действий и свободно принятых решений чрез всё теченье наших последовательных жизней. Более просвещённые, в состояньи духов, о наших несовершенствах, озабоченные средствами устраненья их, мы принимаем материальную жизнь в такой форме и в тех условиях, кои представляются нам наиболее способствующими достиженью этой цели. Явления гипноза и ментального внушенья объясняют то, что происходит в подобном случае под влияньем наших духовных защитников. В состояньи загипнотизированности, душа, под внушеньем гипнотизёра, берётся за совершенье того или иного действия в назначенное ей время. Вернувшись в состоянье бдения, не сохранив никакого видимого воспоминанья об этом обещании, она в точности исполняет его. Точно так же и человек ничем не обнаруживает, что он сохранил память о решеньях, принятых им до того, как родиться; но приходит час, он устремляется навстречу предусмотренным событиям и участвует в них в той мере, коия необходима для его продвиженья или исполненья неотвратимого закона.

 

LXXV

 

 

Все души, кои не смогли освободиться от земных влияний, должны вновь родиться в этом мире, чтоб трудиться здесь над своим улучшеньем; такова участь огромного большинства. Как и другие фазы жизни существ, перевоплощенье (реинкарнация) подчиняется определённым законам. Степень очищенности перисприта, его молекулярная утончённость определяют иерархические места духам в пространстве, также как и устанавливают условия перевоплощения. Обладающие сходством стремятся друг к другу. Именно благодаря этому факту, этому закону притяженья и гармонии, духи одного порядка, сходных характеров и склонностей сближаются, сопровождают друг друга чрез всё множество своих существований, воплощаясь совместно и составляя однородные семьи.

Когда приходит час перевоплощенья, дух чувствует, как некая непреодолимая сила, некое таинственное сродство влечёт его в предназначенную ему среду. Вот он час отчаянья, более ужасный, чем час смерти. В действительности, смерть есть не что иное, как освобожденье от цепей плоти, вступленье в жизнь более свободную, более цельную. Воплощенье же, напротив того, есть утрата этой свободной жизни, преуменьшенье самого себя, переход из света пространств во мрак тюрьмы, спуск и паденье в бездну крови, грязи и нищеты, в коей существо будет подчинено тираническим и бесчисленным необходимостям. Вот почему мучительнее, больнее рождаться, чем умирать, и легко понять отвращенье, ужас, глубокое унынье, кои овладевают духом, когда он стоит на пороге этого мрачного мира.

Перевоплощенье осуществляется чрез постепенное сближенье, чрез уподобленье материальных молекул перисприту, коий при этом всё более уменьшается, сжимается, утяжеляется до тех пор, пока чрез достаточное соединенье с материей он не составит телесной оболочки, человеческого тела.

Перисприт, таким образом, играет роль флюидической, эластичной основы, сообщающей свою форму материи. Отсюда, в значительной части, вытекают физиологические условия возрождения. Достоинства и недостатки основы отражаются в физическом теле, которое в большинстве случаев есть не что иное, как безобразная и грубая копия перисприта.

Как только начинается молекулярное уподобленье, должное дать рожденье телу, тревога и растерянность овладевают духом; оцепененье, похожее на исчезновенье, мало-помалу заполняет его. Способности его, одна за другой, покрываются вуалью несуществованья, память его растворяется, сознанье погружается в сон. Дух оказывается словно бы завёрнутым в толстый саван куколки.

Прийдя в жизнь земную, душа должна будет в теченье долгого времени строить этот новый организм, приспособлять его к необходимой деятельности и обязанностям. И лишь чрез двадцать-тридцать лет блужданий, производимых на ощупь, инстинктивных усилий она вновь обретёт пользованье своими способностями, правда, уменьшенными и ослабленными материей, и сможет с большей решительностью продолжать полный опасностей путь существования. Человек мало просвещённый плачет и рыдает над могилами, этими выходами, открытыми в бесконечность. Но познакомившись ближе с вышними законами, он стенал бы над колыбелями. И разве крик новорождённого не есть жалоба духа пред печальными перспективами жизни?*

 

* «Следует оплакивать людей при их рождении, а не при смерти». Ш.Л.Монтескье. / Примеч.Й.Р. /

 

 

LXXVI

 

 

Незыблемые законы Природы или, вернее, следствия, вытекающие из прошлого каждого духа, определяют условия его перевоплощения. Низший дух, не знающий этих законов, беззаботно относящийся к своему будущему, механически подвергается своей участи и под побужденьем некой силы, коей он даже и не пытается познать, возвращается на землю, чтоб занять своё место. Дух развитый вдохновляется примерами, окружающими его в флюидической жизни; он прислушивается к мнениям своих духовных наставников, взвешивает хорошие и дурные условия нового своего появленья в этом мире, предвидит препятствия, трудности пути, намечает себе программу действий и принимает твёрдые решенья с целью осуществления её. Он вновь вселяется в тело, лишь будучи уверен в поддержке невидимых, кои помогут ему в выполненьи новой его задачи. В этом случае дух не несёт на себе всей тяжести рока. Выбор его может осуществляться в определённых пределах таким образом, чтоб ускорить его продвиженье.

Вот почему дух просвещённый избирает существованье предпочтительно полное трудов, жизнь борьбы и самоотреченья. Он знает, что благодаря такой жизни продвиженье его будет более быстрым. Земля ─ настоящее чистилище. Нужно родиться вновь и страдать, чтоб освободиться от своих пороков, чтоб загладить ошибки и преступленья прошлого. Отсюда жестокие увечья, долгие и мучительные болезни, утрата рассудка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: