Задание на дополнительную оценку




Планы семинарских занятий «Административное право»

 

Занятие 1. Общие положения об административном праве России (4 часа).

 

План:

 

1. Существует различные виды управления (техническое, биологическое, социальное…). В чем суть и различие между ними? Приведите пример этих видов управления.

2. В ст. 10 Конституции РФ закреплено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на зако­нодательную, исполнительную и судебную». Следует ли из этого, что эти три ветви государственной власти самостоятельны и независимы друг от друга? Свой ответ обоснуйте ссылками на соответствующие статьи Конституции РФ.

3. Раскройте взаимосвязь, различие и соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть». Тождественны ли эти понятия в административном праве? Существуют ли эти понятия в широком и узком смысле слова?

4. Приведите примеры процесса деятельности органов законодательной и судебной власти, которые являются предметом административного права.

5. На примере деятельности МАГУ проанализируйте, какие отношения в высшем учебном заведении составляют предмет административного права.

6. Просмотрите несколько номеров «Собрания законодательства Российской Федерацию» (СЗ РФ) и «Бюллетеня нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (БНА ФОИВ) за текущий год (можно и за предыдущие годы) и назовите для примера по три фе­деральных закона (в том числе конституционных), указов Прези­дента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов ФОИВ, являю­щихся источниками административного права. Обоснуйте, что выбранные вами источники являются источни­ками именно административного права, а не какой-либо другой пра­вовой отрасли. К каким административно-правовым институтам относятся из­бранные вами нормативные правовые акты?

7. В системе административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины выделяют Общую, Особенную и иногда Специ­альную части. Укажите, какие признаки (критерии) положены в осно­ву такого деления?

8. Сформулируйте понятие и перечислите особенности административно-правовых норм.

9. Дайте определение понятию и сущности материальных административно-правовых отношений, раскройте их характерные особенности и отличия от процессуальных правоотношений.

10. Дайте определение внутриорганизационным административным правоотношениям. Каковы их характерные признаки и отличи­тельные особенности? Приведите два-три примера внутриорганизационных отношений применительно к деятельности федеральных органов исполнительной власти.

11. Приведите по два примера материальных и корреспондиру­ющих им процессуальных административно-правовых норм из Кон­ституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правитель­стве Российской Федерацию» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

12. Дайте оценку состояния государственного управления на современном этапе развития Российского государства. Какие пути и меры улучшения государственного управления представляются наиболее эффективными?

13. В каких сферах наблюдается взаимосвязь административного права с иными отраслями права? Назовите признаки, по которым можно выявить сходство и отличие административного права с иными отраслями российского права.

14. Каково современное состояние административного законодательства?

15. Выскажите мнение о его систематизации и кодификации, соотношении федерального и регионального административного законодательства, об имеющихся пробелах и противоречиях.

16. Является ли административное право единым, или возможно выделение федерального административного права и административного права каждого субъекта РФ?

17. Каковы особенности размещения структурных элементов административно-правовых норм в законодательстве?

18. Какие выделяются в юридической науке институты административного законодательства?

19. Могут административно-правовые отношения возникнуть между гражданином и общественным объединением? Мотивируйте ответ.

20. К каким методам административного права следующие способы правового регулирования:

- установление нормы о недопущении административного ареста беременных женщин;

- установление порядка лицензирования определенных видов деятельности;

- предоставление возможности выбора меры административного наказания должностным лицом;

- предоставление гражданину возможности обжалования действий должностных лиц;

- регулирование порядка деятельности должностных лиц органов внутренних дел при установлении факта совершения административного правонарушения;

- установление запрета на совершение определенных действий в условиях военного положения.

21. Мировым судьей на юридическое лицо был наложен штраф за совершение административного правонарушения на основании Закона Мурманской области «Об административных правонарушениях в Мурманской области», который на момент его применения не был опубликован. Какой принцип административного права был при этом нарушен?

22. Дайте характеристику соотношению социального и государственного управления. Какие органы осуществляют государственное управление, помимо органов исполнительной власти. Приведите примеры.

23. Разберите по составу следующие административно-правовые нормы:

- нарушение водителем скоростного режима влечет наложение административного штрафа в размере __ рублей;

- гражданин РФ, достигший возраста 14 лет, обязан иметь паспорт. Отсутствие паспорта у гражданина РФ влечет наложение административного штрафа в размере __ рублей;

- в условиях чрезвычайного положения определенные функции органов местного самоуправления осуществляются уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

24. Приведите примеры процессуальных, материальных, запрещающих, уполномочивающих, обязывающих, общефедеральных и региональных административно-правовых норм.

25. Какие из ниже перечисленных актов являются источниками административного права:

- Европейская хартия местного самоуправления;

- Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»;

- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

- Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»;

- Уголовно-исполнительный кодекс РФ;

- Указ Президента РФ «О награждении государственными наградами»;

- Закон Мурманской области «Об административных правонарушениях в Мурманской области».

26. Какие из названных правоотношений будут административными:

- гражданин Н. обратился в районный отдел внутренних дел по поводу регистрации по месту пребывания;

- гражданин Л. - в ГИБДД за получением водительского удостоверения;

- гражданин Д. - в федеральный суд по поводу привлечения к ответственности за побои;

- студент Б. - к директору Института по поводу сдачи зачета;

- гражданка Н. - в инспекцию Федеральной налоговой службы по поводу заполнения декларации о доходах;

- гражданин Ш. - в суд с жалобой о неправильном наложении штрафа;

- гражданин X. - в избирательную комиссию по поводу внесения его в списки избирателей;

- гражданин Я. - к директору центрального универмага по поводу приобретения компьютера, имеющего дефекты;

- студентка М. - в библиотеку по поводу утраты книги.

27. В октябре Латьшову исполнилось 14 лет, Котикову - 16, Юнусову - 45, Салихову - 20, Шарипову - 60 лет. Какие юридические факты здесь названы? Какие правовые последствия они повлекут?

28. Составьте схему основных звеньев системы аппарата исполнительной власти по Конституции РФ и укажите их соподчиненность.

29. Какие органы исполнительной власти являются: 1) высшими; 2) центральными; 3) территориальными, 4) местными. Ответ обоснуйте ссылками на соответствующие нормативные акты.

30. Составьте схему органов исполнительной власти Мурманской области.

31. Составьте схему, отражающую иерархию и взаимосвязь, 3 любых на выбор, органов управления: Правительство РФ, областная администрация, районный военный комиссариат, Министерство обороны РФ, районная администрация, Президент РФ, областной военный комиссариат.

32. Найдите в части первой ГК РФ статьи, которые содержат нормы административного права или отсылают к ним.

33. Отвечая на вопрос об источниках административного права, студент Медведев сказал, что основным источником является Административный кодекс РФ.

Проанализируйте ответ Медведева.

34. Дайте правовую оценку утверждению о том, что «Банк России является частью системы федеральных органов исполнительной власти и подотчетен Правительству РФ, так как, согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ».

К какой ветви власти Вы бы отнесли банковскую систему? Кому подотчетен Банк России? Является ли Банк России государственным органом?

35. Дайте правовую оценку утверждению о том, что «К федеральным органам общей компетенции относятся: Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство природных ресурсов, Министерство юстиции Российской Федерации, так как организации, деятельность которых регламентируется нормативными актами, издаваемыми этими органами, находятся во всех субъектах Российской Федерации».

Задание на дополнительную оценку

1. Заполните таблицу «Особенности этапов развития административного законодательства»

 

Этапы развития административного законодательства Период Основные характеристики этапа Комментарии
1 этап      
2 этап      
     

 

2. Обучающимся необходимо составить глоссарий следующих основных терминов:

- административное право,

- административно-правовые нормы,

- административно-правовые отношения,

- государственное управление,

- метод правового регулирования,

- органы исполнительной власти,

- субъект административного права.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: