ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНИ И УЧАСТИЕ В НЕЙ




(...) Поставить вопрос об изучении местного края в его главнейших сторонах (природа, труд, общество) — значит придавать огромное значение выяснению мест­ных нужд и потребностей.

Но для чего изучать местные условия жизни? Яс­но как будто для чего: чтобы их понимать, чтобы в них ориентироваться, чтобы их оценивать... Всё это создаёт сильные возможности для роста развития ученика. Но если ставить ответ только так (изучать для того, чтобы понимать), то это далеко не достаточно, а между тем проблема, поставленная программами, говорит ещё и о другом: местные условия жизни изучаются школой ещё и для того, чтобы в них вмешаться, чтобы школа могла принять доступное ей участие в местной жизни, в её трудах и нуждах. Программы (говорится о ком­плексных учебных программах, ставших обязательны­ми в 1924-1926 гг. в 1-5-х классах школ. — ЮТ.) свя­зывают школы с жизнью, организацией участия школы в жизни. (...)

Мы должны признать, что трудовая школа, как мы её понимаем, та школа, которая нам нужна, — это шко­ла, которая организует и изучение жизни, и участие школы в ней. (...)

...Школа должна добиваться своего места в жизни.

С какими общественными элементами школа должна соприкасаться и чего должна добиваться от это­го соприкосновения, для того чтобы вернее достигнуть своей основной цели, участвовать своими силами, сред­ствами и организацией в общественной жизни?

1. Школа имеет дело с индивидуальным ребёнком и даёт ему навыки и знания, имеющие для него жизнен­ное значение. Главнейший навык — умение работать и применять свои знания к осуществлению простых жиз­ненных задач — заботиться о своём здоровье, физически и умственно работать, составлять план своей работы и его проверять на деле. Главное знание — понимать те ос­новные цели, которые ставит себе современная жизнь, и ориентироваться в тех средствах, которыми она хочет достигнуть этих целей. Ребёнок должен уметь работать вместе с другими.

2. Школа живёт в тесном соприкосновении с дет­ским обществом. Индивидуальное вооружение ребёнка направлено на достижение общественных целей, и по­этому школа организует детское общество или содейст­вует его организации. В особенности большое значение имеют деловые детские организации, т.е. производст­венные, сельскохозяйственные, кооперативные объеди­нения детей, которыми должна быть покрыта вся стра­на; это даст, между прочим, большую прочность общест­венно-политическому сплочению детских групп. Шко­ле нужно уметь находить такие «дела», которые, имея общественное значение, были бы посильны и нужны для организации детского населения. Школа должна поддерживать детскую инициативу в создании массово­го детского движения.

Школа соприкасается с индивидуальной семьёй. Мы должны признать значительное количество сил и средств, которые тратит семья на воспитание своих де- к;й. Если мы серьёзно ставим перед школой её общест­венно-воспитательные задачи и для этого создаём специальную среду, то не надо забывать, что всякая семья имеет свой воспитательный план, который весьма часто идёт не в том направлении, в котором работает школа. Первая мысль школы — устранить семью от руководст­ва воспитанием детей; но она не выполнима. Вторая мысль — подействовать на семью, чтобы она не мешала школе делать своё дело и её поддерживала.

1. Работа с отдельными семьями может быть пло­дотворна лишь при известных условиях, направленных к кооперированию групп семей в их совместной работе со школой. (...)

Кооперирование семей может быть началом, под­держивающим взаимопомощь, консультацию, проверку собственных педагогических приёмов и средств, и со­здаст в конце концов более здоровые условия для се­мейной жизни детей.

Вторым моментом, который придаёт прочность этой своего рода педагогической кооперации, является организация совместной покупки тканей, обуви, про­дуктов, кройки одежды и её шитья, приобретения книг, бумаги и всяких пособий для школы и семьи и пр.

Третий момент, могущий сплотить группы семей, — организация культурного клуба, в котором можно было бы и побеседовать, и поработать, и послушать доклад, лекцию, концерт, и почитать самим членам клуба.

Во всех трёх моментах школа должна играть боль­шую организующую роль. (...)

2. Если работа школы вместе с семьёй — индивиду­альная — и с группой семей — кооперативная — тесно связана с изменением режима детей в благоприятную для них сторону, если в этом отношении школа может достигнуть значительных успехов, то она сделает круп­ный шаг в сторону создания жизненной организации своего дела. Но на этом она не может остановиться; она не может превращаться в семейную «родительскую» школу: она должна становиться общественной.

В самом деле, если школа ставит своей задачей уча­стие в жизни среды, то она не может обойтись без совме­стной работы с теми учреждениями, которые организу­

3. ют згу среду как учреждения свои, местные, тесно со­прикасающиеся с её ежедневными запросами, затрудне­ниями и достижениями. Нащупать правильный дело- вой подход к совместной работе с заводским комитетом, сельсоветом, жилищным товариществом требует и вре­мени, и известного умения, которое даётся не сразу. Но это одна из важнейших задач современной школы.

4. Итак, в первую очередь дело идёт о совместной ра­боте над общими культурными задачами с местным об­щественным учреждением, организующим ту среду, в которой живёт школа. (...)

5. 6. До сих пор, описывая те социальные силы, с ко­торыми школа входит в деловую связь, мы говорим о местной, непосредственно окружающей школу среде и сё организующих органах.

6. Нужно отчётливо себе представить, что местная среда и общение только с ней не могут выработать ни настоящего направления работе, объективно реального, ми оказать специальную помощь, которой не может дать местная, всегда небольшая по размерам организация. Следовательно, школе придётся весьма серьёзно инте­ресоваться работой тех не узкоместных, а широких, ох- иатывающих обширные слои населения органов, учреж­дений и объединений, которые помогут и разобраться в направлении работы, и оказать практическую поддерж­ку советом, инструкцией, проверкой сделанного, т.е. ор­ганов уездного и губернского масштаба. (...)

7. Программы не только говорят о новом материале, о СГО комплексном расположении: они требуют другой школьной организации, они требуют привлечения к пе­дагогическому делу ещё широких слоёв населения, ко- юрое строит жизнь и тем самым создаёт другую среду дли жизни детей, другие материальные условия, другие социальные отношения, другой быт.

8. Мы должны постепенно приучаться к более широ­кому взгляду на педагогическое дело: оно одно из самых распространённых в массах дел, его трудно выделить и придать ему специальный характер. Работа эта массо- ипи, и единственной основной задачей нашей является

9. организация массовых усилий воспитывать детей, под­ростков, молодёжь.

10. Воспитывать в том смысле, как мы понимаем, — значит создавать в данной среде благоприятные усло­вия для детей, черпающих и мотивы, и материалы для работы из этой же среды. Нельзя говорить о педагогиче­ском процессе, который протекает только в специаль­ных школьных зданиях, а правильнее было бы опреде­лять педагогический процесс среды, т.е. деревни, фаб­ричного посёлка, города, страны, как то, что должно подвергаться нашему изучению и, поскольку мы имеем средства и силы, организации. (...)

11. Я учусь — и вот мне лучше, интереснее стало жить; я учусь — и отношение взрослых, занятых своими дела­ми, с которыми я познакомлюсь, когда «буду большой», меняется: меня признают, со мной считаются, я кое-что значу; я учусь — и приобретаю товарищей, вместе с ко­торыми строятся новые формы жизни; я учусь — и при­соединяюсь к великому потоку жизни, в которой начи­наю разбираться, которую начинаю понимать; я учусь — и чем больше учусь, тем больше дело у меня спорится в руках, — вот те настроения, которые должны бы охва­тить нашу молодёжь в связи с новой школой и её про­граммой. (...)

12. Можно отметить одну особенность школьной орга­низации: она гораздо больше, чем всякие другие обще­ственные учреждения, входит в соприкосновение с каж­дой отдельной семьёй, а следовательно, и с каждой от­дельной хозяйственной единицей. Никакая другая от­расль общественной работы не обладает такими воз­можностями дифференцированного, постоянного, поч­ти ежедневного общения со значительными кругами на­селения, как школа. Этими возможностями, конечно, надо дорожить. (...)

13. Наши педагогические собрания, выставки, ясли, деловые задачи на дому связаны с известным изменени­ем быта, поддерживаемым женской массой. Школе при­ходится считаться с суевериями, обычаями, постами, традиционными порядками деревенского уклада, и мно-

14. roc трудно провести в жизнь при непонимании, безуча­стности или противодействии женщин. Ряд тем, касаю­щихся здоровья, санитарии, домоводства, детского тру­да, могут быть рассматриваемы как задания для работы м женской среде. (...)

15. Мы идём к созданию простой, неприхотливой, но трезвой, энергично работающей школы: она нам нужна как вполне серьёзная экономическая и социальная цен­ность. Нам нужно сделать нашу молодёжь здоровой, сильной, трудоспособной, понимающей, для чего нам надо строить трудовую жизнь, как нам создать фунда­мент для отстаивания тех великих проблем, которые мы взвалили себе на плечи. Их надо выдержать. Трудовая школа может дать нам эти гарантии в отношении нашей молодёжи. (...)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: