(...) Поставить вопрос об изучении местного края в его главнейших сторонах (природа, труд, общество) — значит придавать огромное значение выяснению местных нужд и потребностей.
Но для чего изучать местные условия жизни? Ясно как будто для чего: чтобы их понимать, чтобы в них ориентироваться, чтобы их оценивать... Всё это создаёт сильные возможности для роста развития ученика. Но если ставить ответ только так (изучать для того, чтобы понимать), то это далеко не достаточно, а между тем проблема, поставленная программами, говорит ещё и о другом: местные условия жизни изучаются школой ещё и для того, чтобы в них вмешаться, чтобы школа могла принять доступное ей участие в местной жизни, в её трудах и нуждах. Программы (говорится о комплексных учебных программах, ставших обязательными в 1924-1926 гг. в 1-5-х классах школ. — ЮТ.) связывают школы с жизнью, организацией участия школы в жизни. (...)
Мы должны признать, что трудовая школа, как мы её понимаем, та школа, которая нам нужна, — это школа, которая организует и изучение жизни, и участие школы в ней. (...)
...Школа должна добиваться своего места в жизни.
С какими общественными элементами школа должна соприкасаться и чего должна добиваться от этого соприкосновения, для того чтобы вернее достигнуть своей основной цели, участвовать своими силами, средствами и организацией в общественной жизни?
1. Школа имеет дело с индивидуальным ребёнком и даёт ему навыки и знания, имеющие для него жизненное значение. Главнейший навык — умение работать и применять свои знания к осуществлению простых жизненных задач — заботиться о своём здоровье, физически и умственно работать, составлять план своей работы и его проверять на деле. Главное знание — понимать те основные цели, которые ставит себе современная жизнь, и ориентироваться в тех средствах, которыми она хочет достигнуть этих целей. Ребёнок должен уметь работать вместе с другими.
|
2. Школа живёт в тесном соприкосновении с детским обществом. Индивидуальное вооружение ребёнка направлено на достижение общественных целей, и поэтому школа организует детское общество или содействует его организации. В особенности большое значение имеют деловые детские организации, т.е. производственные, сельскохозяйственные, кооперативные объединения детей, которыми должна быть покрыта вся страна; это даст, между прочим, большую прочность общественно-политическому сплочению детских групп. Школе нужно уметь находить такие «дела», которые, имея общественное значение, были бы посильны и нужны для организации детского населения. Школа должна поддерживать детскую инициативу в создании массового детского движения.
Школа соприкасается с индивидуальной семьёй. Мы должны признать значительное количество сил и средств, которые тратит семья на воспитание своих де- к;й. Если мы серьёзно ставим перед школой её общественно-воспитательные задачи и для этого создаём специальную среду, то не надо забывать, что всякая семья имеет свой воспитательный план, который весьма часто идёт не в том направлении, в котором работает школа. Первая мысль школы — устранить семью от руководства воспитанием детей; но она не выполнима. Вторая мысль — подействовать на семью, чтобы она не мешала школе делать своё дело и её поддерживала.
|
1. Работа с отдельными семьями может быть плодотворна лишь при известных условиях, направленных к кооперированию групп семей в их совместной работе со школой. (...)
Кооперирование семей может быть началом, поддерживающим взаимопомощь, консультацию, проверку собственных педагогических приёмов и средств, и создаст в конце концов более здоровые условия для семейной жизни детей.
Вторым моментом, который придаёт прочность этой своего рода педагогической кооперации, является организация совместной покупки тканей, обуви, продуктов, кройки одежды и её шитья, приобретения книг, бумаги и всяких пособий для школы и семьи и пр.
Третий момент, могущий сплотить группы семей, — организация культурного клуба, в котором можно было бы и побеседовать, и поработать, и послушать доклад, лекцию, концерт, и почитать самим членам клуба.
Во всех трёх моментах школа должна играть большую организующую роль. (...)
2. Если работа школы вместе с семьёй — индивидуальная — и с группой семей — кооперативная — тесно связана с изменением режима детей в благоприятную для них сторону, если в этом отношении школа может достигнуть значительных успехов, то она сделает крупный шаг в сторону создания жизненной организации своего дела. Но на этом она не может остановиться; она не может превращаться в семейную «родительскую» школу: она должна становиться общественной.
В самом деле, если школа ставит своей задачей участие в жизни среды, то она не может обойтись без совместной работы с теми учреждениями, которые организу
|
3. ют згу среду как учреждения свои, местные, тесно соприкасающиеся с её ежедневными запросами, затруднениями и достижениями. Нащупать правильный дело- вой подход к совместной работе с заводским комитетом, сельсоветом, жилищным товариществом требует и времени, и известного умения, которое даётся не сразу. Но это одна из важнейших задач современной школы.
4. Итак, в первую очередь дело идёт о совместной работе над общими культурными задачами с местным общественным учреждением, организующим ту среду, в которой живёт школа. (...)
5. 6. До сих пор, описывая те социальные силы, с которыми школа входит в деловую связь, мы говорим о местной, непосредственно окружающей школу среде и сё организующих органах.
6. Нужно отчётливо себе представить, что местная среда и общение только с ней не могут выработать ни настоящего направления работе, объективно реального, ми оказать специальную помощь, которой не может дать местная, всегда небольшая по размерам организация. Следовательно, школе придётся весьма серьёзно интересоваться работой тех не узкоместных, а широких, ох- иатывающих обширные слои населения органов, учреждений и объединений, которые помогут и разобраться в направлении работы, и оказать практическую поддержку советом, инструкцией, проверкой сделанного, т.е. органов уездного и губернского масштаба. (...)
7. Программы не только говорят о новом материале, о СГО комплексном расположении: они требуют другой школьной организации, они требуют привлечения к педагогическому делу ещё широких слоёв населения, ко- юрое строит жизнь и тем самым создаёт другую среду дли жизни детей, другие материальные условия, другие социальные отношения, другой быт.
8. Мы должны постепенно приучаться к более широкому взгляду на педагогическое дело: оно одно из самых распространённых в массах дел, его трудно выделить и придать ему специальный характер. Работа эта массо- ипи, и единственной основной задачей нашей является
9. организация массовых усилий воспитывать детей, подростков, молодёжь.
10. Воспитывать в том смысле, как мы понимаем, — значит создавать в данной среде благоприятные условия для детей, черпающих и мотивы, и материалы для работы из этой же среды. Нельзя говорить о педагогическом процессе, который протекает только в специальных школьных зданиях, а правильнее было бы определять педагогический процесс среды, т.е. деревни, фабричного посёлка, города, страны, как то, что должно подвергаться нашему изучению и, поскольку мы имеем средства и силы, организации. (...)
11. Я учусь — и вот мне лучше, интереснее стало жить; я учусь — и отношение взрослых, занятых своими делами, с которыми я познакомлюсь, когда «буду большой», меняется: меня признают, со мной считаются, я кое-что значу; я учусь — и приобретаю товарищей, вместе с которыми строятся новые формы жизни; я учусь — и присоединяюсь к великому потоку жизни, в которой начинаю разбираться, которую начинаю понимать; я учусь — и чем больше учусь, тем больше дело у меня спорится в руках, — вот те настроения, которые должны бы охватить нашу молодёжь в связи с новой школой и её программой. (...)
12. Можно отметить одну особенность школьной организации: она гораздо больше, чем всякие другие общественные учреждения, входит в соприкосновение с каждой отдельной семьёй, а следовательно, и с каждой отдельной хозяйственной единицей. Никакая другая отрасль общественной работы не обладает такими возможностями дифференцированного, постоянного, почти ежедневного общения со значительными кругами населения, как школа. Этими возможностями, конечно, надо дорожить. (...)
13. Наши педагогические собрания, выставки, ясли, деловые задачи на дому связаны с известным изменением быта, поддерживаемым женской массой. Школе приходится считаться с суевериями, обычаями, постами, традиционными порядками деревенского уклада, и мно-
14. roc трудно провести в жизнь при непонимании, безучастности или противодействии женщин. Ряд тем, касающихся здоровья, санитарии, домоводства, детского труда, могут быть рассматриваемы как задания для работы м женской среде. (...)
15. Мы идём к созданию простой, неприхотливой, но трезвой, энергично работающей школы: она нам нужна как вполне серьёзная экономическая и социальная ценность. Нам нужно сделать нашу молодёжь здоровой, сильной, трудоспособной, понимающей, для чего нам надо строить трудовую жизнь, как нам создать фундамент для отстаивания тех великих проблем, которые мы взвалили себе на плечи. Их надо выдержать. Трудовая школа может дать нам эти гарантии в отношении нашей молодёжи. (...)