ШКОЛА И СТРОИТЕЛЬСТВО жизни




Основная тенденция современной русской шко­лы — участие в строительстве жизни. (...)

Самое участие в строительстве не всеми понимает­ся одинаково, и в его понимании можно отметить три главных вида.

Первый вид — эмоциональный. Он делает школу участницей общественных выступлений, праздников, торжеств и манифестаций и создаёт общественный подъём в педагогической работе.

Второй вид — изучающий: школа наблюдает, об­следует, ориентируется в жизненных явлениях и оцени­вает их.

Третий вид — производственный, строительный в тесном смысле слова — создаёт из школы непосредст­венно сотрудника жизни в меру тех сил и средств, кото­рыми она располагает.

Конечно, и подъём в работе, и понимание жизни, и энергичный труд над жизнью нужны как необходимые части целого при настоящем ведении всякого обществен­ного дела, а следовательно, и педагогического. Нужно участвовать и в радостях, и в горестях жизни, участвовать н её оценке — это обнаруживает наше участливое отноше­ние к жизненным процессам. Но не менее нужно и так ставить дело, чтобы школа вносила в текущую жизнь свою долю работы: это особенно важно именно теперь, именно в эпоху возникновения новых жизненных форм.

Вносить свою долю работы в жизнь — это значит вмешиваться в неё, изменять её. Нет ничего важнее, как добиться умения активно участвовать в жизни; чтобы этого добиться, недостаточно развивать знание или по­нимание её, надо и действовать, упражняясь в реальном гт|юительстве, без этого постоянно будешь стоять в сто­роне. Так ставить вопрос — значит создавать фундамент, на котором легче и понять жизнь, и переживать её радо­сти и крушения.

Если применить эти соображения в школе, к ог­ромному делу воспитания детей, то первым основным

вопросом станет не только изучение труда людей, как мы часто говорим, а самое участие в труде их.

Практически этот вопрос разрешится тогда, когда мы научимся находить жизненное дело для школы в той среде, которая её окружает. (...)

...Теперь мы можем сказать несколько более точно: реальный план школьной работы диктуется экономи­кой и бытом среды. (...)

Школа рассматривает экономические и бытовые явления, протекающие в среде с точки зрения педагоги­ческой, т.е. с точки зрения того их влияния, которое от­ражается на детях. Дети связаны со средой, они тесно соприкасаются с нею, и понимать детей, разбираться в детской жизни, в детских характерах, вкусах, интересах вне среды, независимо от среды невозможно. Поэтому для педагогических целей очень важно отметить те главные пункты, в которых дети соприкасаются со сре­дой. Соприкосновение это, а вместе с тем и влияние на детей происходят: а) в семье (мы имеем в виду пока со­циальную среду); б) в обществе себе подобных (детская среда) и в) в широком общежитии. С этой стороны зада­ча школы — урегулировать и поставить, следовательно, в наиболее благоприятные условия жизни и детскую массу вообще, и каждого ребёнка в отдельности.

Мы находим самой обыкновенной мысль, что жизнь, среда воспитывают, но обычно мы только кон­статируем это как факт, не делая из него никаких серь­ёзных педагогических выводов. То воспитание, которое в самом широком смысле даётся массой населения, про­исходит стихийно и неизбежно. И дело не в том, чтобы отмахнуться от этого огромного факта и создавать дру­гие пути воспитания в специальных учреждениях, как бы они ни назывались, а в том, чтобы найти пути совме­стной работы, пути к широкой педагогической работе вместе с теми массами, которые всё равно этим делом занимаются.

В массах назревают новые формы жизни, которые, бесспорно, являются педагогическими факторами вос­питания. Педагогическая организация может подтолкпуть то, что назревает и что может изменить в благопри­ятную сторону условия детской жизни; она может вне­сти и нечто новое в среду, рассчитывая, что это новое прочно привьётся в ней. (...)

Школа есть часть воспитывающей детей среды, а не единственное место, где дети могут по-настоящему воспитываться. Если мы скажем «часть», то она, эта часть, организуется так, чтобы восполнить недостатки целого. Поэтому построить часть как следует можно только тогда, когда мы сумеем и оценить целое, как оно есть, и найти пути совместной работы. (...)

...Работать вместе с семьёй — это значит регулиро­вать условия жизни детей в семье. (...)

Работать вместе с детьми — это значит признавать громадное влияние на детей детского общества. Школа должна быть заинтересована в развитии детских орга­низаций, участвующих в строительстве жизни. (...)

Работать вместе с общественными организация­ми — это значит наметить общий план выполнения та­ких широких педагогических задач, которые не под си­лу школе.

...Общественные организации — будь то профсою­зы, гор- и сельсоветы, кооперативы, жилищные товари­щества и т.д. — уделяют часть своих сил на детей. Шко­ла должна взять на себя функции забот о детях незави­симо от того, ходят они в школу или нет. Эта задача ог­ромная и трудная. Добиться того, чтобы суметь рабо­тать в общем широком плане строительства жизни, хотя бы в той части, которая касается детей, — очень серьёз­ное и ответственное дело. (...)

Все неудачи с программами объясняются нашим незнанием того, что нас окружает. С этой точки зрения бесспорно, что вопросы педагогические — в то же время вопросы и экономические, и бытовые, и политические. Несомненно, что мы можем только тогда стоять на прочном основании, когда так поставим вопрос о про­грамме.

Что касается до метода, то мысль о совместной ра­боте с организованными детьми над практическими

жизненными вопросами и совместная работа с массой населения над широчайшими вопросами оздоровления детской жизни, с одной стороны, и культуры быта — с другой, дают огромный толчок к овладеванию более мо­гущественными средствами воспитания, объединив те тенденции, о которых упоминалось в нашей статье и ко­торые, впрочем, далеко ещё не все выявлены. Мы подой­дём к постановке такой педагогической организации, которая будет едина и внутренне согласована и по сво­им целям, и по содержанию, и по методам.

То, что мы делаем, есть очень скромное, простое, но практическое дело. Мы так же нащупываем важные во­просы, как и весьма многие из современных школ, дет­ских садов и учителей, толкаемых к тому могучими си­лами нашей эпохи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: