Основная тенденция современной русской школы — участие в строительстве жизни. (...)
Самое участие в строительстве не всеми понимается одинаково, и в его понимании можно отметить три главных вида.
Первый вид — эмоциональный. Он делает школу участницей общественных выступлений, праздников, торжеств и манифестаций и создаёт общественный подъём в педагогической работе.
Второй вид — изучающий: школа наблюдает, обследует, ориентируется в жизненных явлениях и оценивает их.
Третий вид — производственный, строительный в тесном смысле слова — создаёт из школы непосредственно сотрудника жизни в меру тех сил и средств, которыми она располагает.
Конечно, и подъём в работе, и понимание жизни, и энергичный труд над жизнью нужны как необходимые части целого при настоящем ведении всякого общественного дела, а следовательно, и педагогического. Нужно участвовать и в радостях, и в горестях жизни, участвовать н её оценке — это обнаруживает наше участливое отношение к жизненным процессам. Но не менее нужно и так ставить дело, чтобы школа вносила в текущую жизнь свою долю работы: это особенно важно именно теперь, именно в эпоху возникновения новых жизненных форм.
Вносить свою долю работы в жизнь — это значит вмешиваться в неё, изменять её. Нет ничего важнее, как добиться умения активно участвовать в жизни; чтобы этого добиться, недостаточно развивать знание или понимание её, надо и действовать, упражняясь в реальном гт|юительстве, без этого постоянно будешь стоять в стороне. Так ставить вопрос — значит создавать фундамент, на котором легче и понять жизнь, и переживать её радости и крушения.
Если применить эти соображения в школе, к огромному делу воспитания детей, то первым основным
вопросом станет не только изучение труда людей, как мы часто говорим, а самое участие в труде их.
Практически этот вопрос разрешится тогда, когда мы научимся находить жизненное дело для школы в той среде, которая её окружает. (...)
...Теперь мы можем сказать несколько более точно: реальный план школьной работы диктуется экономикой и бытом среды. (...)
Школа рассматривает экономические и бытовые явления, протекающие в среде с точки зрения педагогической, т.е. с точки зрения того их влияния, которое отражается на детях. Дети связаны со средой, они тесно соприкасаются с нею, и понимать детей, разбираться в детской жизни, в детских характерах, вкусах, интересах вне среды, независимо от среды невозможно. Поэтому для педагогических целей очень важно отметить те главные пункты, в которых дети соприкасаются со средой. Соприкосновение это, а вместе с тем и влияние на детей происходят: а) в семье (мы имеем в виду пока социальную среду); б) в обществе себе подобных (детская среда) и в) в широком общежитии. С этой стороны задача школы — урегулировать и поставить, следовательно, в наиболее благоприятные условия жизни и детскую массу вообще, и каждого ребёнка в отдельности.
Мы находим самой обыкновенной мысль, что жизнь, среда воспитывают, но обычно мы только констатируем это как факт, не делая из него никаких серьёзных педагогических выводов. То воспитание, которое в самом широком смысле даётся массой населения, происходит стихийно и неизбежно. И дело не в том, чтобы отмахнуться от этого огромного факта и создавать другие пути воспитания в специальных учреждениях, как бы они ни назывались, а в том, чтобы найти пути совместной работы, пути к широкой педагогической работе вместе с теми массами, которые всё равно этим делом занимаются.
В массах назревают новые формы жизни, которые, бесспорно, являются педагогическими факторами воспитания. Педагогическая организация может подтолкпуть то, что назревает и что может изменить в благоприятную сторону условия детской жизни; она может внести и нечто новое в среду, рассчитывая, что это новое прочно привьётся в ней. (...)
Школа есть часть воспитывающей детей среды, а не единственное место, где дети могут по-настоящему воспитываться. Если мы скажем «часть», то она, эта часть, организуется так, чтобы восполнить недостатки целого. Поэтому построить часть как следует можно только тогда, когда мы сумеем и оценить целое, как оно есть, и найти пути совместной работы. (...)
...Работать вместе с семьёй — это значит регулировать условия жизни детей в семье. (...)
Работать вместе с детьми — это значит признавать громадное влияние на детей детского общества. Школа должна быть заинтересована в развитии детских организаций, участвующих в строительстве жизни. (...)
Работать вместе с общественными организациями — это значит наметить общий план выполнения таких широких педагогических задач, которые не под силу школе.
...Общественные организации — будь то профсоюзы, гор- и сельсоветы, кооперативы, жилищные товарищества и т.д. — уделяют часть своих сил на детей. Школа должна взять на себя функции забот о детях независимо от того, ходят они в школу или нет. Эта задача огромная и трудная. Добиться того, чтобы суметь работать в общем широком плане строительства жизни, хотя бы в той части, которая касается детей, — очень серьёзное и ответственное дело. (...)
Все неудачи с программами объясняются нашим незнанием того, что нас окружает. С этой точки зрения бесспорно, что вопросы педагогические — в то же время вопросы и экономические, и бытовые, и политические. Несомненно, что мы можем только тогда стоять на прочном основании, когда так поставим вопрос о программе.
Что касается до метода, то мысль о совместной работе с организованными детьми над практическими
жизненными вопросами и совместная работа с массой населения над широчайшими вопросами оздоровления детской жизни, с одной стороны, и культуры быта — с другой, дают огромный толчок к овладеванию более могущественными средствами воспитания, объединив те тенденции, о которых упоминалось в нашей статье и которые, впрочем, далеко ещё не все выявлены. Мы подойдём к постановке такой педагогической организации, которая будет едина и внутренне согласована и по своим целям, и по содержанию, и по методам.
То, что мы делаем, есть очень скромное, простое, но практическое дело. Мы так же нащупываем важные вопросы, как и весьма многие из современных школ, детских садов и учителей, толкаемых к тому могучими силами нашей эпохи.