Железнодорожная станция, развязка Муслими к северу от Алеппо, Сирия, где линия ответвлялась на Константинополь и Багдад
Обсуждение роли железной дороги как фактора, способствующего началу войны, осложняется двумя проблемами:
Во-первых, историки и политологи, которые писали об этом вопросе непосредственно после войны, не располагали закрытыми дипломатическими документами - важной частью и перспективой исторических записей. Полные дипломатические документы правительства Германии были опубликованы между 1922 и 1927 годами, британские документы - между 1926 и 1938 годами. Были опубликованы только некоторые российские документы, а итальянские документы появились только после Второй мировой войны[33].
Историки-марксисты подчеркивают имперское соперничество и экономику как движущую силу войны, о чем широко сообщалось в отношении железной дороги в то время[6] [ страница необходима ] и особенно, как показано в российских дипломатических документах.
[34] Независимо от дипломатии, финансирования и соглашений, а также более поздних точек зрения, существование железной дороги создало бы угрозу британскому доминированию в немецкой торговле, поскольку это дало бы немецкой промышленности доступ к нефти и порту в Персидском заливе.
Была признана важность нефти в отличие от угля в качестве топлива, поскольку это могло значительно улучшить производительность и пропускную способность конкурирующих флотов. Признанное стратегическое значение подтверждается присутствием там британцев во время войны и более ранним созданием шейхства Кувейт в качестве автономного каза (района) Османской империи и фактическим протекторатом Великобритании в соответствии с Англо-Османской конвенцией 1913 года, блокирующей северный доступ к Персидскому заливу.
|
Другие историки утверждали, что сумма многих других проблем, в том числе несговорчивых национальностей и отказ в самоопределении группам меньшинств, были основными причинами Первой мировой войны.[35]
Они утверждают, что, хотя железнодорожный вопрос был острым до 1914 года (Корриган показывает, что железнодорожный вопрос вел Германию и Турцию дальшекроме того, англо-американские консервативные историки утверждают, что это не было причиной Первой мировой войны[35], потому что основные разногласия были решены в принципе до начала войны.
Некоторую долю оптимизма следует отнести к готовности правительства Германии урегулировать давние разногласия... а в июне 1914 года было достигнуто соглашение по поводу Багдадской железной дороги[36].
Многие экономические и колониальные вопросы, которые вызывали трения между правительствами Франции, Германии и Великобритании до 1914 года, такие как финансирование железной дороги Берлин-Багдад и будущее распределение португальских колоний, были решены к лету 1914 года.[35]
В конечном итоге в 1913 году между Великобританией и правительством Османской Империи было достигнуто соглашение по вопросу Багдадской железной дороги на следующих условиях: во-первых, не должно быть никакого дифференцированного режима ни на одной железной дороге в Азиатской Турции; во-вторых, два британских представителя, одобренных HMG, должны быть допущены в правление Багдадской железнодорожной компании; в-третьих, конечная станция железной дороги должна находиться в Басре; наконец, ни одна железная дорога не должна строиться из Басры в Персидский залив без санкции Правительства Его Величества, что говорит о важности вопроса.
|
За этим последовало англо-германское соглашение об аналогичных линиях в Лондоне 15 июня 1914 года.
Однако эти соглашения, достигнутые незадолго до начала Первой мировой войны, не были реализованы[3]: 128 [37].
Однако 1 августа 1914 года началась война, и на следующий день был подписан секретный договор об учреждении османско-германского союза, возможно, подтвердивший мнение о том, что проблема не была полностью решена. Фактически, ограничение доступа Германии к Месопотамии и ее нефти и стратегическое исключение железнодорожного доступа к Персидскому заливу были усилены британским военным присутствием во время Первой мировой войны, а затем в Версальском договоре путем изъятия будущей Багдадской железной дороги из немецкой собственности.
Таким образом, потенциальные последствия существования железной дороги для англо-германского экономического соперничества в области нефти и торговли в конечном итоге были устранены путем владения и прямого контроля, а не путем соглашения.[10] [ нужна страница ] Историки-марксисты, непопулярные в англо-американской перспективе процесса, предполагают, что экономические контекстыВ основе первопричин лежат не националистические и политические разногласия, а.