Для определения уровня развития скоростно-силовых качеств футболистов используются следующие контрольные упражнения (Приложение 1): прыжки через скакалку, подтягивания, отжимания на параллельных брусьях, от пола или от скамейки, поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках, подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног, тройной прыжок с ноги на ногу (вариант - только на правой и только на левой ноге), поднимание и опускание прямых ног до ограничителя, прыжок вверх со взмахом и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1- 3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д.
Критериями оценки скоростно-силовых способностей - служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п.
По большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (высокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые возможности. Подробнее о критериях оценки силовых способностей и способах их измерения можно прочитать в соответствующих учебниках и пособиях [7,186].
Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных качеств делятся на четыре группы:
Первая группа, для оценки быстроты простой и сложной реакции;
Вторая группа, для оценки скорости одиночного движения;
Третья группа, для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах;
Четвертая группа, для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.
Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.).
|
В лабораторных условиях время реакции на свет, звук определяют с помощью хронорефлексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.
Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно.
Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.
Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппинг тестов. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5-20 с.
Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения [7,159].
|
Как показывают исследования, физические качества у людей которые занимаются футболом выше. Дети занимающиеся дополнительно футболом более собранны, психологически устойчивы и дисциплинированны, чем их сверстники не увлекающиеся футболом.
Для выявления развития физических качеств у школьников занимающихся дополнительно элементами футбола было проведено тестирование скоростных, скоростно-силовых и координационных качеств.
Проведенные исследования позволили сформулировать следующие выводы:
. Тестирование на выявление скоростных способностей (бег 30 м) показало, что дети, занимающийся дополнительно элементами футбола имеет результаты выше, чем которые не занимаются.
2. Тестирование координационных способностей, на примере челночного бега показало, что результаты у детей которые занимаются футболом выше, чем которые не занимаются.
. Тестирование прыжка в длину, характеризирующего скоростно-силовые качества показало, что использование данной программы наибольшее влияние оказало на девочек спортивного класса. У мальчиков влияние использования элементов футбола на данный результат была менее выражена.
Таким образом, наблюдается относительно значительное и стабильное увеличение скоростно-силовой подготовленности юных футболистов под воздействием систематических занятий футболом.
Во время непрерывной футбольной подготовки необходимо уделять внимание развитию двигательных качеств, и, прежде всего скоростно-силовых, а также становлению технической подготовленности, которые будут залогом формирования соревновательной деятельности.
|
Для организации стимулируемого развития скоростно-силовых качеств юных футболистов целесообразно использовать тренировочную программу, включающую в себя модули учебно-тренировочных средств, составленные из скоростно-силовых упражнений с преобладающими скоростными проявлениями. Это достигается использованием скоростных двигательных действий с небольшими отягощениями (бросок набивного мяча, бег прыжками и т.д.).
Тренировочные воздействия целесообразно организовывать в виде выполнения скоростно-силовых упражнений в основной части тренировок сериями по методу круговой тренировки с небольшой длительностью и с определенным интервалом отдыха в между упражнениями и сериями [10,86].
Таким образом, определения уровня развития скоростно-силовых качеств футболистов используются такие упражнения как: прыжки через скакалку, подтягивания, отжимания на параллельных брусьях, от пола или от скамейки, поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках, подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног, тройной прыжок с ноги на ногу (вариант - только на правой и только на левой ноге), поднимание и опускание прямых ног до ограничителя, прыжок вверх со взмахом и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1- 3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д.
Как показывают исследования у футболистов наблюдается относительно значительное и стабильное увеличение скоростно-силовой подготовленности под воздействием систематических занятий футболом.
Во время непрерывной футбольной подготовки необходимо уделять внимание развитию двигательных качеств, и, прежде всего скоростно-силовых, а также становлению технической подготовленности, которые будут залогом формирования соревновательной деятельности.