Как создать библиотеку
|
Функции
|
|
Описания функций
Описание функции содержит ее имя, тип возвращаемого значения (если оно есть) и число и типы параметров, которые должны задаваться при вызове функции. Например: extern double sqrt(double); extern elem* next_elem(); extern char* strcpy(char* to, const char* from); extern void exit(int); Семантика передачи параметров тождественна семантике инициализации: проверяются типы фактических параметров и, если нужно, происходят неявные преобразования типов. Так, если учесть приведенные описания, то в следующем определении: double sr2 = sqrt(2); содержится правильный вызов функции sqrt() со значением с плавающей точкой 2.0. Контроль и преобразование типа фактического параметра имеет в С++ огромное значение. В описании функции можно указывать имена параметров. Это облегчает чтение программы, но транслятор эти имена просто игнорирует.Определения функций
Каждая вызываемая в программе функция должна быть где-то в ней определена, причем только один раз. Определение функции - это ее описание, в котором содержится тело функции. Например: extern void swap(int*, int*); // описание void swap(int* p, int* q) // определение { int t = *p; *p = *q; *q = *t; } Не так редки случаи, когда в определении функции не используются некоторые параметры: void search(table* t, const char* key, const char*) { // третий параметр не используется //... } Как видно из этого примера, параметр не используется, если не задано его имя. Подобные функции появляются при упрощении программы или если рассчитывают на ее дальнейшее расширение. В обоих случаях резервирование места в определении функции для неиспользуемого параметра гарантирует, что другие функции, содержащие вызов данной, не придется менять. Уже говорилось, что функцию можно определить как подстановку (inline). Например: inline fac(int i) { return i<2? 1: n*fac(n-1); } Спецификация inline служит подсказкой транслятору, что вызов функции fac можно реализовать подстановкой ее тела, а не с помощью обычного механизма вызова функций ($$R.7.1.2). Хороший оптимизирующий транслятор вместо генерации вызова fac(6) может просто использовать константу 720. Из-за наличия взаиморекурсивных вызовов функций-подстановок, а также функций-подстановок, рекурсивность которых зависит от входных данных, нельзя утверждать, что каждый вызов функции-подстановки действительно реализуется подстановкой ее тела. Степень оптимизации, проводимой транслятором, нельзя формализовать, поэтому одни трансляторы создадут команды 6*5*4*3*2*1, другие - 6*fac(5), а некоторые ограничатся неоптимизированным вызовом fac(6). Чтобы реализация вызова подстановкой стала возможна даже для не слишком развитых систем программирования, нужно, чтобы не только определение, но и описание функции-подстановки находилось в текущей области видимости. В остальном спецификация inline не влияет на семантику вызова.Передача параметров
При вызове функции выделяется память для ее формальных параметров, и каждый формальный параметр инициализируется значением соответствующего фактического параметра. Семантика передачи параметров тождественна семантике инициализации. В частности, сверяются типы формального и соответствующего ему фактического параметра, и выполняются все стандартные и пользовательские преобразования типа. Существуют специальные правила передачи массивов ($$4.6.5). Есть возможность передать параметр, минуя контроль типа ($$4.6.8), и возможность задать стандартное значение параметра ($$4.6.7). Рассмотрим функцию: void f(int val, int& ref) { val++; ref++; } При вызове f() в выражении val++ увеличивается локальная копия первого фактического параметра, тогда как в ref++ - сам второй фактический параметр увеличивается сам. Поэтому в функции void g() { int i = 1; int j = 1; f(i,j); } увеличится значение j, но не i. Первый параметр i передается по значению, а второй параметр j передается по ссылке. В $$2.3.10 мы говорили, что функции, которые изменяют свой передаваемый по ссылке параметр, труднее понять, и что поэтому лучше их избегать (см. также $$10.2.2). Но большие объекты, очевидно, гораздо эффективнее передавать по ссылке, чем по значению. Правда можно описать параметр со спецификацией const, чтобы гарантировать, что передача по ссылке используется только для эффективности, и вызываемая функция не может изменить значение объекта: void f(const large& arg) { // значение "arg" нельзя изменить без явных // операций преобразования типа } Если в описании параметра ссылки const не указано, то это рассматривается как намерение изменять передаваемый объект: void g(large& arg); // считается, что в g() arg будет меняться Отсюда мораль: используйте const всюду, где возможно. Точно так же, описание параметра, являющегося указателем, со спецификацией const говорит о том, что указуемый объект не будет изменяться в вызываемой функции. Например: extern int strlen(const char*); // из <string.h> extern char* strcpy(char* to, const char* from); extern int strcmp(const char*, const char*); Значение такого приема растет вместе с ростом программы. Отметим, что семантика передачи параметров отличается от семантики присваивания. Это различие существенно для параметров, являющихся const или ссылкой, а также для параметров с типом, определенным пользователем ($1.4.2). Литерал, константу и параметр, требующий преобразования, можно передавать как параметр типа const&, но без спецификации const передавать нельзя. Допуская преобразования для параметра типа const T&, мы гарантируем, что он может принимать значения из того же множества, что и параметр типа T, значение которого передается при необходимости с помощью временной переменной. float fsqrt(const float&); // функция sqrt в стиле Фортрана void g(double d) { float r; r = fsqrt(2.0f); // передача ссылки на временную // переменную, содержащую 2.0f r = fsqrt(r); // передача ссылки на r r = fsqrt(d); // передача ссылки на временную // переменную, содержащую float(d) } Запрет на преобразования типа для параметров-ссылок без спецификации const введен для того, чтобы избежать нелепых ошибок, связанных с использованием при передаче параметров временных переменных: void update(float& i); void g(double d) { float r; update(2.0f); // ошибка: параметр-константа update(r); // нормально: передается ссылка на r update(d); // ошибка: здесь нужно преобразовывать тип }Возвращаемое значение
Если функция не описана как void, она должна возвращать значение. Например: int f() { } // ошибка void g() { } // нормально Возвращаемое значение указывается в операторе return в теле функции. Например: int fac(int n) { return (n>1)? n*fac(n-1): 1; } В теле функции может быть несколько операторов return: int fac(int n) { if (n > 1) return n*fac(n-1); else return 1; } Подобно передаче параметров, операция возвращения значения функции эквивалентна инициализации. Считается, что оператор return инициализирует переменную, имеющую тип возвращаемого значения. Тип выражения в операторе return сверяется с типом функции, и производятся все стандартные и пользовательские преобразования типа. Например: double f() { //... return 1; // неявно преобразуется в double(1) } При каждом вызове функции создается новая копия ее формальных параметров и автоматических переменных. Занятая ими память после выхода из функции будет снова использоваться, поэтому неразумно возвращать указатель на локальную переменную. Содержимое памяти, на которую настроен такой указатель, может измениться непредсказуемым образом: int* f() { int local = 1; //... return &local; // ошибка } Эта ошибка не столь типична, как сходная ошибка, когда тип функции - ссылка: int& f() { int local = 1; //... return local; // ошибка } К счастью, транслятор предупреждает о том, что возвращается ссылка на локальную переменную. Вот другой пример: int& f() { return 1; } // ошибкаПараметр-массив