Вторая половина XIX в. в истории русского изобразительного искусства занимает особое место, поскольку именно в этот период свои бессмертные творения создали такие великие русские художники-реалисты, как И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, B.Г. Перов, В.И. Суриков, Н.Е. Репин, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, В.А. Серов и многие другие живописцы.
Начинался «золотой век» русской живописи с банального бунта четырнадцати выпускников Петербургской Академии художеств, которые в 1863 г. отказались от участия в академическом конкурсе создания картин, посвященных традиционным мифологическим сюжетам.
Идейным вдохновителем бунтарей стал известный историк искусства и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов, а их организатором — Иван Николаевич Крамской.
В том же году бунтари создали Артель петербургских художников, которая в 1870 г. стала называться «Товариществом передвижных художественных выставок», членами-учредителями которой стали И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов и Н.Н. Ге.
Наиболее видными членами этого товарищества, помимо названных художников, которые стали называться «передвижниками», были А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.Е. Маковский, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.И. Левитан и многие другие.
• Иван Николаевич Крамской (1837;1887) — выдающийся русский живописец и теоретик искусства, творчество которого в основном было посвящено жанру портрета. Самыми известными психологическими портретами выдающегося мастера стали его «Автопортрет» (1867) и портретные изображения Л.Н. Толстого (1873), М.А. Антокольского (1876), Н.А. Некрасова (1877), С.И. Крамского (1879), М.Е. Салтыкова-Щедрина (1979), И.И. Шишкина (1880), П.М. Третьякова (1881) и многих других. Не менее интересны и многие фигурные композиции мастера: «Портрет крестьянина» (1866), «За чтением» (1866;1869), «Охотник» (1871), «Пасечник» (1872), «Оскорбленный еврейский мальчик» (1874), «Созерцатель» (1876) и «Крестьянин с уздечкой» (1883). Кроме того, кисти И.Н. Крамского принадлежали известные религиозно-философские полотна «Русалка» (1871), «Христос в пустыне» (1872) и «Осмотр старого дома» (1874).
|
В последнее десятилетие своей жизни И.Н. Крамской увлекся сюжетными композициями («Некрасов в период "Последних песен"» 1877) и пейзажем — «Жуковка. Озеро» (1879), «Лунная ночь» (1880) и «Сиверская. Река Оредеж» (1883), а также создал две самых знаменитых свои картины «Неизвестная» (1883) и «Неутешное горе» (1884).
• Василий Григорьевич Перов (1834;1882) — выдающийся русский художник, еще будучи студентом, создал первые свои картины, пронизанные социальной сатирой «Приезд станового на следствие» (1857) и «Первый чин» (1860). После получения Большой золотой медали Академии художеств за картины «Проповедь в селе», «Старики-родители на могиле сына», «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Чаепитие в Мытищах» (1860;1861), он уезжает в Европу, где создал знаменитую картину «Савояр» (1863;1864).
Вернувшись в Москву, в 1865–1871 гг. В.Г. Перов создал самые блестящие жанровые полотна, принесшие ему всеобщее признание и славу выдающегося живописца: «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Тройка» «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Охотники на привале» и другие. В последние годы своей жизни великий живописец написал ряд психологических портретов, в том числе А.Н. Островского (1871), Ф.М. Достоевского (1872) и И.С. Тургенева (1873), а также увлекся религиозной живописью и создал картины «Христос в Гефсиманском саду», «Снятие с креста», «Распятие» и «Весна».
|
• Николай Николаевич Ге (1831;1894) — выдающийся русский исторический живописец и портретист. Первый период его творчества (1857;1862), связанный с Италией, ознаменовался написанием работ на темы античности и средневековья: «Смерть Виргинии», «Любовь весталки» и «Разрушение Иерусалимского храма».
После возвращения на родину он создает знаменитое полотно «Тайная вечеря» (1863), в котором была предложена неканоническая трактовка известного библейского сюжета. А в 1864―1869 гг. он вновь живет и работает в Италии, где создал ряд жанровых картин, в том числе «Вестники Воскресения» (1867) и «В Гефсиманском саду» (1868;1869) и знаменитый портрет А.И. Герцена (1867).
В 1870—1890-х гг. художник создает самые значительные полотна, которые принесли ему славу выдающегося живописца: «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874), «Пушкин в селе Михайловском» (1875), портреты И.С. Тургенева (1871), М.А. Антокольского (1871), М.Е. Салтыкова-Щедрина (1872), Н.А. Некрасова (1872), Л.Н. Толстого (1884), Н.И. Петрункевича (1893) и «Автопортрет» (1893).
Последние годы жизни, после отъезда из Петербурга на родовой хутор в Черниговскую губернию, творчество Н.Н. Ге было посвящено религиозным сюжетам, нашедшим отражение в таких известных полотнах, как «Милосердие» (1880), «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина» (1890), «Совесть» (1891), «Голгофа» (1892) и «Распятие» (1892;1894).
|
• Алексей Кондратьевич Саврасов (1830;1897) — выдающийся русский художник-пейзажист, академик живописи и многолетний руководитель пейзажного класса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Кисти А.К. Саврасова принадлежали многие пейзажные полотна:
«Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854), «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859), «Сельский вид» (1867), «Лосиный остров» (1869), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871), «Печерский монастырь близ Н.Новгорода» (1871) и знаменитая картина «Грачи прилетели» (1871).
К большому сожалению, последние четверть века своей жизни А.К. Саврасов безуспешно боролся со своим страшным недугом, уже не смог создать ничего сравнимого с его ранними работами, и в основном копировал на продажу своих знаменитых «Грачей».
• Иван Иванович Шишкин (1832;1898) — крупнейший русский художник-пейзажист, получивший свое профессиональное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852;1856) и Петербургской Академии художеств (1856;1860), где за дипломную картину «Вид на острове Валааме» он получил Большую золотую медаль и был послан на учебу в Германию и Швейцарию.
После возвращения из-за границы, в 1860;1880-х гг. он создал самые известные свои полотна: «Вид в окрестности Дюссельдорфа» (1865), «Лесная глушь» (1872), «Сосновый бор» (1872), «На покосе в дубовой роще» (1874), «Рожь» (1878), «Корабельная роща» (1881), «Сосны, освещенные солнцем» (1886) и «Утро в сосновом лесу» (1889).
• Архип Иванович Куинджи (1842;1910) — выдающийся русский художник-пейзажист, первые работы которого были навеяны идеями романтизма — «Татарская сакля» (1869) и эстетикой реализма — «На острове Валааме» (1873), «Ладожское озеро» (1873), «Забытая деревня» (1874), «Чумацкий тракт» (1875) и другие. Вскоре А.И. Куинджи выработал особую декоративную манеру письма, в которой были созданы его самые знаменитые полотна:
«Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879), «Лунная ночь на Днепре» (1880), «Вечер на Украине» (1880) и «Днепр утром» (1881).
В 1880-е гг. он отходит от творчества и возвращается к профессии живописца только через десять лет, создав под влиянием идей декадентства еще ряд интересных работ — «Красный закат» (1899), «Дубы» (1900) и «Закат в степи» (1900).
• Василий Дмитриевич Поленов (1844;1927) — выдающийся русский художник-пейзажист, окончив юридический факультет Петербургского Императорского университета и Академию художеств, он уехал в Париж, где написал ряд очень интересных работ, в том числе «Арест графини де Этремон» (1875), за которую получил звание академика.
Вернувшись в Россию, В.Д. Поленов вступил в «Общество передвижников» и создает одну из самых знаменитых своих картин «Московский дворик» (1878), которая положила начало новому этапу творческой биографии художника.
В этот период он создает еще несколько значительных пейзажных полотен, в том числе «Бабушкин сад» (1879), «Заросший пруд» (1880) и «Старая мельница» (1880).
В 1880-х гг., после близкого знакомства с известным русским купцом и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым, художник увлекается классической музыкой, которой стал отдавать большую часть своего времени.
Тогда же он совершил длительные путешествия по Северной Африке, Ближнему Востоку и Италии. Но тем не менее, и в этот период он создает ряд новых интересных работ, среди которых особым мастерством исполнения отличалось его полотно «Больная» (1886).
• Илья Ефимович Репин (1844;1930) — великий русский художник, наиболее ярко воплотивший в своих полотнах торжество критического реализма в русском изобразительном искусстве.
Окончив Академию художеств с Большой золотой медалью, он создал первое значительное полотно «Бурлаки на Волге» (1872), которая получила восхищенные отзывы современников, хотя идеолог русского академизма, ректор Академии художеств академик Ф.А. Бруни назвал ее «величайшей профанацией искусства».
После окончания учебы во Франции, Италии и Австрии И.Е. Репин начал работу над своим знаменитым историческим полотном «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которая была закончена только в 1891 г. Но в эти же годы он создал несколько десятков прекрасных жанровых картин, посвященных и историческим событиям, и бытовым сценам русской жизни, и остро-социальным темам, в том числе революционной борьбе народников против царизма: «
Под конвоем» (1878), «Арест пропагандиста» (1878;1892), «Правительница Софья Алексеевна» (1879), «Отказ от исповеди» (1879;1885), «Крестный ход в Курской губернии» (1880;1883), «Сходка» (1883), «Не ждали» (1884) и знаменитое психологическое полотно «Иван Грозный и его сын Иван» (1885).
С 1881 г. по заказу П.М. Третьякова художник начинает работать над серией портретов своих современников, среди которых особым мастерством отличались портреты М.П. Мусоргского (1881), И.С. Тургенева (1882), Н.И. Пирогова (1882), П.А. Стрепетовой (1882), Л.Н. Толстого (1883), Ф. Листа (1887), М.И. Глинки (1887) и многих других. В 1894 г. он становится руководителем живописной мастерской Петербургской Академии художеств, и вскоре получил правительственный заказ на создание грандиозного полотна «Торжественное заседание Государственного совета в день столетнего юбилея», которое было закончено в 1903 г.
• Владимир Егорович Маковский (1846;1920) — выдающийся русский художник, непревзойденный мастер бытового жанра в русском живописном искусстве, гениально отобразивший в своих картинах сцены из русской жизни того времени.
Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, у истоков которого стоял и его отец, В.Е. Маковский создает целую галерею своих блестящих полотен, которые приносят ему всеобщее признание и звание академика:
«Игра в бабки» (1870), «В приемной у доктора» (1870), «Любители соловьев» (1872;1873), «Варенье варят» (1876) и «Друзья-приятели» (1878). В тот же период, наряду с написанием «бытовых сценок», он создает знаменитые произведения социальной тематики: «Посещение бедных» (1874), «Ожидание» (1875) и «Осужденный» (1879).
В 1880;1890-х гг., овладев мастерством пленэрной живописи, В.Е. Маковский достигает наивысшей зрелости в своем мастерстве, что зримо отразилось в таких его полотнах, как «В четыре руки» (1880), «Крах банка» (1881), «В передней» (1884), «По начальству» (1888), «Объяснение» (1889–1891), «Первый фрак» (1892), «Не припомню» (1898) и другие. Кроме того, художник плодотворно работал и в жанре портрета («И.М. Прянишников» 1883; «Е.А. Сорокин» 1891; «Гоголевский тип» 1891; «Вечеринка» 1897), и в жанре книжной иллюстрации, создав незабываемые образы героев А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и особенно Н.В. Гоголя.
• Василий Иванович Суриков (1848;1916) — великий русский исторический живописец и жанрист, который получил основы образования в Петербургской Академии художеств на курсе знаменитого профессора П.П. Чистякова, у которого учились И.Е. Репин, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, В.А. Серов и многие другие выдающиеся живописцы. Будучи студентом академии, он пишет несколько пейзажных и исторических картин, среди которых были и два его знаменитых полотна «Вид памятника Петра I на Сенатской площади в Петербурге» (1870) и «Княжий суд» (1874).
После окончания Академии художеств В.И. Суриков принимал активное участие в росписях храма Христа Спасителя в Москве, написав для четырех пилонов четыре картона первых Вселенских церковных соборов (1875;1878).
А затем он создает первое крупное историческое полотно, принесшее ему славу выдающегося живописца и определившее его дальнейшую судьбу в изобразительном искусстве — «Утро стрелецкой казни» (1878;1881).
Позднее он создал еще два самых знаменитых исторических полотна, полных высочайшего психологизма: «Меншиков в Березове» (1881;1883) и «Боярыня Морозова» (1885;1887).
А в перерыве между созданием этих картин, пробыв целый год в Италии, В.И. Суриков пишет несколько прекрасных картин и акварельных рисунков, которые раскрыли в нем дремавший потенциал блестящего пейзажиста: «Улица в Риме», «Собор св. Петра в Риме», «Неаполь. Набережная» и большое полотно «Сцена из римского карнавала».
В 1890-х гг., став признанным мастером и получив большую известность, он написал еще несколько знаменитых картин, посвященных как исторической тематике, так и бытовым сюжетам: «Взятие снежного городка» (1891), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899) и другие.
В.И. Суриков вошел в историю русского искусства и как прекрасный портретист, кисти которого принадлежат такие интересные полотна, как «Портрет С. Кропоткиной с гитарой» (1882) «Старик огородник» (1883), «Портрет М.Г. Черняева» (1884), «Портрет П.И. Суриковой» (1887), «Портрет дочери Оленьки» (1888), «Казачка» (1898) и другие.
• Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) — выдающий русский живописец-жанрист, создавший в первый период своего творчества несколько блестящих полотен: «Нищие-певцы» (1872), «Чаепитие» (1873), «С квартиры на квартиру» (1875), «Балаганы в Париже» (1876), «Военная телеграмма» (1878) и «Преферанс» (1879). После возвращения из Парижа и переезда в Москву наступил новый этап его творчества, связанный с обращением художника к былинно-сказочным и историческим сюжетам.
В этом жанре он создал самые знаменитые свои полотна — «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Ковер-самолет» (1880), «Аленушка» (1881), «Битва славян с кочевниками» (1881), «Витязь на распутье» (1882), «Иван-царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1898) и другие.
В.М. Васнецов писал прекрасные реалистические портреты, в частности «Портрет крестьянина И. Петрова» (1884), «Портрет М.А. Антокольского» (1884), «Портрет В.С. Мамонтовой» (1884) и знаменитый портрет «Царь Иван Грозный» (1897). Он вошел в историю русского изобразительного искусства и как блестящий театральный художник, автор фресковых росписей Владимирского собора в Киеве, и как архитектор, создавший проекты знаменитой «Новгородско-псковской» церквушки» (1881;1882) и «Избушки на курьих ножках» (1883) в знаменитом подмосковном селе Абрамцево, и центрального фасада Третьяковской художественной галереи в Москве.
• Исаак Ильич Левитан (1860;1900) — выдающийся русский художник, который за свою короткую творческую жизнь создал огромное количество блестящих пейзажных полотен: «Вечер» (1877), «Солнечный день. Весна» (1877), «Осенний день. Сокольники» (1879), «Вечер на Волге» (1886;1888), «Ветхий дворик. Плес» (1888;1890), «Вечер. Золотой Плес» (1889), «У омута» (1892), «Владимирка» (1892), «Сумерки. Стога» (1899), «Летний вечер» (1900) и другие. Подлинными шедеврами художника стали его картины «Березовая роща» (1885;1889), «Март» (1895;1897), «Весна — большая вода» (1895;1897), «Свежий ветер» (1895;1897) и «Озеро» (1899;1900).
Среди других художников-передвижников, оставивших заметный след в истории русского изобразительного искусства, следует особо выделить
• Григория Григорьевича Мясоедова («Земство обедает» 1882, «Косцы» 1887);
• Константина Егоровича Маковского («Дети, бегущие от грозы» 1872);
• Иллариона Михайловича Прянишникова («Шутники» 1865, «Порожняки» 1872);
• Николая Александровича Ярошенко («Кочегар» 1878, «Заключенный» 1878, «Всюду жизнь» 1888);
• Василия Максимовича Максимова («Семейный раздел» 1876);
• Константина Аполлоновича Савицкого («Встреча иконы» 1878, «На войну» 1888);
• Федора Алексеевича Васильева («Перед дождем» 1869, «Оттепель» 1871, «Мокрый луг» 1872, «В крымских горах» 1873);
• Николая Алексеевича Касаткина («Соперницы» 1890, «Трамвай пришел» 1894, «Шахтерка» 1894, «Углекопы. Смена» 1895, «В коридоре окружного суда» 1897, «Арестантки на свидании» 1898).
Значительный вклад в развитие русского изобразительного искусства второй половины XIX в. внесли продолжатель лучших традиций романтизма И.К. Айвазовский, выдающийся представитель критического реализма В.В. Верещагин и ярчайший представитель русского академизма Г.И. Семирадский.
• Иван Константинович Айвазовский (1817–1890) — выдающийся русский живописец-маринист и пейзажист, который после двадцатилетнего перерыва вернулся к своей профессии и создал на закате жизни такие знаменитые картины, как «Чесменский бой» (1886), «Пушкин на берегу моря» (1887), «Бриг "Меркурий"» (1892), «Прощание Пушкина с морем» (1897) и «Пушкин среди гурзуфских скал» (1899).
• Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) — выдающийся русский живописец-баталист. Будучи активным участником среднеазиатских походов (1869–1873) и русско-турецкой войны (1877–1878), с натуры написал более 140 блестящих полотен, в том числе картины «Забытый» (1871), «Апофеоз войны» (1871;1872), «Окружили — преследуют» (1873), «Смертельно раненый» (1873), «Шипка-Шейново» (1878;1879), «Побежденные. Панихида» (1878;1879), «На Шипке все спокойно!» (1878;1879), «Перед атакой» (1881) и «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881).
В 1880-х гг. В.В. Верещагин написал три картины, зримо осуждавших смертную казнь: «Римская казнь», «Английская казнь в Индии» и «Казнь через повешение в России». В 1890-е гг. он создал цикл работ под общим названием «Наполеон в России» (1889;1900), среди которых наибольшую известность получили его картины «Конец Бородинского боя», «В Кремле пожар», «Расстрел поджигателей», «На большой дороге. Отступление, бегство» и «Ночной привал великой армии».
• Генрих Ипполитович Семирадский (1843;1902) — выдающийся представитель русской академической школы, который за свою творческую карьеру создал большое количество работ исторического и библейско-религиозного характера: «Доверие Александра Македонского к его врачу Филиппу» (1870), «Христос и грешница» (1871;1872), «Светочи Нерона» (1877), «Фрина на празднике Посейдона в Элевзисе» (1889), «Исаврийские пираты, продающие свою добычу» (1889) и «Дерцея на римском цирке» (1898).
Для Исторического музея в Москве Г.И. Семирадский создал два огромных исторических панно «Похороны древнего руса в Булгаре» (1883) и «Тризна дружинников Святослава при осаде Доростола» (1885).
В 1880-х гг. в русское изобразительное искусство пришла целая плеяда блестящих молодых художников, в том числе М.А. Врубель, К.А. Коровин, А.Е. Архипов, М. Нестеров и В.А. Серов.
• Михаил Александрович Врубель (1856–1910) — выдающийся русский художник, среди работ которого особым изяществом, необычной цветовой гаммой и мозаичной манерой исполнения в стиле модерн отличались знаменитая трилогия «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1891) и «Демон поверженный» (1891), два панно — «Суд Париса» (1893) и «Богатырь» (1898), и картины «Испания» (1894), «Гадалка» (1895) «Фауст» (1896), «Принцесса Грёза» (1896), «Микула Селянинович» (1896), «Пан» (1899), «К ночи» (1900), «Царевна-Лебедь» (1900) и «Сирень» (1900). Кисти М.А. Врубеля принадлежали несколько интересных портретов, в частности «Портрет С.И. Мамонтова» (1897) и «Портрет Н.А. Забелы-Врубель, жены художника, летнем туалете Empire» (1899).
• Константин Алексеевич Коровин (1861;1939) — выдающийся русский живописец и театральный художник, который в начале своего творческого пути создал известные картины «Портрет хористки» (1883), «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1886), «Северная идиллия» (1886), «Зимой» (1894), «Мостик» (1895) и другие.
• Абрам Ефимович Архипов (1862–1930) — известный русский живописец, создавший в конце столетия целый ряд выдающихся жанровых полотен: «Подруги» (1886), «Иконописец» (1889), «По реке Оке» (1890), «Лед пошел» (1895), «Обратный» (1896), «Поденщицы на чугунолитейном заводе» (1896) и «Прачки» (1899–1901).
• Михаил Васильевич Нестеров (1862;1942) — выдающийся русский художник, который начал свой путь в искусстве с создания жанровых картин: «Жертва приятелей» (1881), «Экзамен в сельской школе» (1884) и других. После смерти своей жены он обратился к историко-религиозной тематике и написал знаменитые полотна «Пустынник», «Видение отрока Варфоломея», «Юность Сергия», «Под благовест», «Великий постриг» и другие. Он принял самое активное участие в росписи Владимирского собора в Киеве, Марфо-Мариинской обители в Москве, храма Александра Невского в Абастумане и храма «Спаса на Крови» в Петербурге.
• Валентин Александрович Серов (1865;1911) — выдающийся русский художник-портретист и график, создавший в первый период своего творчества знаменитые полотна «Девочка с персиками» (1887), «Девушка, освещенная солнцем» (1888), портреты И.Е. Забелина (1892), И.И. Левитана (1893), Н.А. Римского-Корсакова (1898), Мики Морозова (1901) и жанровые картины «В деревне. Баба с лошадью» (1898) и «Встреча. Приезд жены к ссыльному» (1898).
В конце XIX в. в ряды русских живописцев приходит очередное поколение талантливых художников, творческий потенциал которых в полной мере раскроется в первой половине XX в.:
• Филипп Андреевич Малявин (1869;1940) — один из видных представителей нового объединения художников «Мир искусства», в этот период создал несколько интересных работ: «Крестьянская девушка с чулком» (1895), «Портрет К.А. Сомова» (1895), «Портрет матери» (1896), «Портрет Д.В. Татаринцевой» (1898), «Смех» (1899) и «Портрет И.Е. Репина» (1900).
• Константин Андреевич Сомов (1869–1939) — известный русский художник и график, кисти которого принадлежала серия ретроспективных портретов женщин, облаченных в платья прошлых веков — «Портрет А.Н. Бенуа» (1896), «Дама в голубом» (1900) и другие, а также пейзажные полотна «Дорога в Секерино» (1893), «Август» (1885), «Прогулка после дождя» (1896), «Заросший пруд» (1897) и два портретных полотна — «Портрет отца, искусствоведа А.И. Сомова» (1897) и знаменитый «Автопортрет» (1898).
• Николай Константинович Рерих (1874;1947) — выдающийся русский художник, который начал свою творческую карьеру с создания целой серии картин, посвященных началу Руси: «Гонец. Восстал род на род» (1897), «Сходятся старцы» (1899), «Поход» (1899), «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь» (1901), «Идолы» (1901) и «Заморские гости» (1901).
Вторая половина XIX в. стала временем дальнейшего развития жанра монументальной и пластической скульптуры, в котором работали:
• Михаил Осипович Микешин (1836;1896) — выдающийся русский скульптор-монументалист, по его проектам были воздвигнуты многие памятники, в том числе «Тысячелетие России» в Новгороде (1862), Екатерине II в Петербурге (1868;1869), Богдану Хмельницкому в Киеве (1869;1888), адмиралам П.С. Нахимову и В.И. Истомину в Севастополе (1870;1875) и матросу П.И. Шевченко в Николаеве (1890).
• Александр Михайлович Опекушин (1841;1923) — выдающийся русский скульптор-монументалист, который был автором знаменитых памятников А.С. Пушкину в Москве (1880), Петербурге (1884) и Кишиневе (1884), бронзовых скульптурных изображений Петра I (1862), графа А.Г. Орлова, графа А.А. Безбородко, адмирала В.Я. Чичагова (1868;1869), памятников адмиралу С.К. Грейгу в Николаеве (1882), академику К.М. Бэру в Тарту (1886) и М.Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889).
• Марк Матвеевич Антокольский (1843;1902) — выдающийся русский скульптор, работавший в жанре пластической и монументальной скульптуры. Среди его произведений особым мастерством исполнения отличались горельефы «Инквизиция» (1863;1869), «Портной» (1864) и «Скупой» (1865) и надгробие на могиле княгини М. Оболенской.
А среди произведений монументального искусства — мраморные и бронзовые статуи Ивана Грозного (1871), Петра I (1872), Ермака (1891), Нестора-летописца (1901) и памятник академику Я.К. Гроту в Петербурге (1895). Живя в Париже и Риме, он создал знаменитые мраморные статуи «Смерть Сократа» (1876), «Христос перед судом народа» (1878), «Спиноза» (1881), «Мефистофель» (1883) и «Не от мира сего» (1888), которые принесли ему мировую известность и славу.
В конце XIX в. интересные скульптурные композиции были созданы М.А. Врубелем — «Морской царь», «Садко», «Берендей» и «Весна», и ученицей О. Родена Анной Семеновной Голубкиной, которая в начале своей творческой карьеры создала бронзовые бюсты «Железный» (1897) и «Рабочий» (1899).
Говоря о развитии русского изобразительного искусства второй половины XIX в., необходимо упомянуть и двух выдающихся русских промышленников и меценатов, без которых расцвет русского живописного искусства вряд ли был бы возможен, — Павла Михайловича Третьякова и Савву Ивановича Мамонтова.
• Савва Иванович Мамонтов (1841;1911) — видный представитель старинного московского купеческого рода, который в 1870 г. в своем имении Абрамцево создал уникальный центр художественной жизни России. В этом имении, которое для многих художников стало вторым домом, жили и творили В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, М.В. Нестеров и многие другие живописцы.
• Павел Михайлович Третьяков (1832;1898) тоже происходил из старинного московского купеческого рода, с 1856 г. стал собирать картины русских художников. Постепенно это увлечение молодого купца превратилось в главное дело его жизни. К началу 1890-х гг. его собрание картин достигло уровня крупного художественного музея, поглотив практически все состояние великого русского мецената. Поэтому в 1892 г. П.М. Третьяков завещал свое собрание картин великих русских художников в дар городу Москве, благодаря чему в 1898 г. возникла знаменитая Третьяковская галерея.
В том же 1898 г. в Михайловском дворце был открыт знаменитый Русский музей, коллекцию которого составили произведения выдающихся русских художников Эрмитажа, Петербургской Академии художеств и ряда императорских дворцов.