Развитие национальной литературы




 

Ведущим направлением в русской национальной литературе второй половины XIX в. был критический реализм, основы которого заложили А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов и другие крупнейшие русские писатели и поэты 1830;1850-х гг.

 

Отличительными чертами нового литературного направления, которое будет господствовать в русской литературе до начала XX в., были:

1) предельно объективное отображение в поэзии (стихах, поэмах) и прозе (рассказах, повестях, романах) «сермяжной правды жизни»;

2) острая критическая направленность против самых негативных сторон общественной жизни, прежде всего, вопиющей социальной несправедливости, политического и духовного угнетения личности и ее правовой незащищенности;

 

3) блестящее воплощение «типических черт» различных жизненных явлений и не менее блестящее создание типичных характеров в типичных обстоятельствах;

4) основными жанрами литературного творчества становятся рассказы, повести и особенно такая крупная форма прозаических произведений, как роман.

 

Вторая половина XIX в. стала временем расцвета творчества целого ряда выдающихся русских писателей и поэтов, чьи произведения вошли в золотой фонд русской и мировой культуры и стали уникальным достоянием всего человечества, в том числе И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова.

 

Иван Александрович Гончаров (1812;1898) — выдающийся русский писатель-реалист, создавший за свою творческую жизнь всего четыре романа, но значение этих произведений классической прозы для развития русской национальной литературы трудно переоценить.

 

Первым крупным произведением писателя стал его роман «Обыкновенная история», опубликованный в журнале «Современник» в 1847 г. По мнению большинства советских и многих современных исследователей, главным содержанием этого произведения стало обличение псевдоромантического миросозерцания дворянской интеллигенции 1830-х гг., которая так и не смогла вырваться из рамок привычной ей патриархально-помещичьей жизни и обыденного провинциализма. В 1852;1854 гг.

 

И.А. Гончаров совершит увлекательное кругосветное путешествие по Атлантическому, Индийскому и Тихому океанам, итогом чего стал знаменитый цикл его путевых очерков и заметок под названием «Фрегат "Паллада"», вышедший в 1856;1857 гг.

 

В 1859 г. писатель создает самое известное свое произведение, ставшее классикой русской литературы, — роман «Обломов». Традиционная точка зрения состоит в том, что на примере главного героя этого романа мудрец-писатель И.А. Гончаров с особым мастерством отобразил затхлый крепостнический уклад жизни русской провинции с характерными для нее чертами косности, застоя и распада, а яркий типический образ русского барина сразу приобрел глубоко нарицательно-отрицательный смысл в виде термина «обломовщина».

 

Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, скажем, что в настоящее время данная оценка этого гениального произведения представляется недостаточно глубокой, односторонней и слишком политизированной..

В 1869 г. из-под пера И.А. Гончарова выходит последний его роман «Обрыв», в котором наряду с традиционным изображением патриархальных устоев русской жизни автор создает «картину» ее пробуждения.

 

Иными словами, основным пафосом этого романа стал извечный конфликт и борьба «старого» и «нового», «косного» и «передового». Наконец, в 1872 г. он пишет свой знаменитый критический этюд «Мильон терзаний», который по праву принадлежит к числу лучших критических статей, посвященных бессмертной грибоедовской комедии «Горе от ума».

Иван Сергеевич Тургенев (1818;1883) — выдающийся русский писатель-реалист, который всю свою жизнь посвятил литературному творчеству и служению Отечеству, в том числе на ниве тайных спецслужб.

 

В первой половине 1840-х гг. он пробует свои силы на поэтическом поприще, создав ряд различных стихотворных сочинений, проникнутых особым лиризмом — «Баллада», «Весенний вечер», «Осень», «Вариации» и другие. Затем он увлекается прозой и первый же цикл его рассказов «Записки охотника» (1847;1852) принес ему известность и определил дальнейшую судьбу как крупного русского писателя-реалиста, непревзойденного мастера психологического анализа и словесного пейзажа, чьи зарисовки русской природы отличались особой теплотой и изяществом.

 

1850;1860-е гг. стали самым плодотворным периодом творчества И.С. Тургенева. В это время из-под его пера вышли самые значительные социально-психологические произведения, принесшие ему мировое признание и славу блестящего мастера слова: романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867) и знаменитая повесть «Ася» (1858), основной темой которых стали проблемы идейных исканий нового поколения русской интеллигенции и извечная проблема «отцов и детей».

 

Тогда же он создает целый ряд новых повестей и рассказов: «Призраки» (1864), «Довольно» (1865), «Бригадир» (1867), «Несчастная» (1869) и другие. Последний период своей жизни, будучи офицером службы внешней разведки, он провел за границей, но и здесь не бросил писательского ремесла. В эти годы Тургенев создал несколько знаменитых литературных шедевров, в том числе повесть «Вешние воды» (1872), роман «Новь» (1877) и знаменитые лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882).

 

Николай Алексеевич Некрасов (1818;1877) — выдающийся русский поэт и общественный деятель, который вошел в историю русской литературы как блестящий мастер остро-социальных стихотворных произведений и поэм. В начале творческого пути он издал первую книжку своих юношеских стихов «Мечты и звуки» (1840), написанную в духе романтизма, но она не имела особого успеха у читающей публики.

 

В первой половине 1840-х гг., оттачивая свое мастерство, он создал более трехсот разнообразных поэтических произведений («Мелодия», «Офелия», «Скорбь и слезы»), рассказов («Карета», Певица»), повестей («Ростовщик», «Опытная женщина», «Капитан Кук», «Несчастливец в любви») и театральных пьес («Великодушный поступок», «Юность Ломоносова», «Шила в мешке не утаишь»).

 

Однако и эти литературные опыты не принесли ему желанного признания, пока он не нашел свое призвание в остро-социальной и лирической поэзии, отразившей вековые чаяния русского народа, его тяжкий быт и труд.

 

Во второй половине 1840-х — первой половине 1860-х гг. Н.А. Некрасов создает самые известные свои стихотворения, принесшие ему заслуженную славу блестящего поэта-реалиста и гражданина: «Родина» (1846), «Тройка» (1846), «На улице» (1851), «В деревне» (1854), «Несжатая полоса» (1854), «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Убогая и нарядная» (1859), «Крестьянские дети» (1861), «Зеленый шум» (1862), «В полном разгаре страда деревенская…» (1862) и «Железная дорога» (1864). В полной мере поэтический талант Н.А. Некрасова, его народность и гражданственность раскрылись в его знаменитых поэмах «Саша» (1855), «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1864), «Русские женщины» (1871;1872), «Современники» (1875;1876) и «Кому на Руси жить хорошо» (1863;1877).

 

В историю русской литературы Н.А. Некрасов вошел и как известный литературный редактор, который сначала двадцать лет возглавлял знаменитый журнал «Современник» (1847;1866), а затем редактировал литературно-художественный журнал «Отечественные записки» (1868;1877).

 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826;1889) вошел в историю русской литературы как ярчайший представитель гротесково-сатирического жанра, принесшего ему заслуженную славу непревзойденного мастера едкой социальной сатиры.

 

В своих повестях «Запутанное дело» (1848) и «Противоречия» (1847), в «Губернских очерках» (1856;1857) и «Письмах из провинции» (1857), в социально-психологических романах «Помпадуры и помпадурши» (1863;1874), «Господа ташкентцы» (1865;1867), «История одного города» (1869;1870), «Господа Головлевы» (1875;1880) и «Пошехонская старина» (1887;1889) он подверг уничижительной критике жизненный уклад провинциального дворянства и чиновничества, быт помещичьей усадьбы времен крепостного права, нравы больших и малых сатрапов царской бюрократии и градоначальников, а также мастерски раскрыл типы «кровопийственных дел мастеров» — русского купечества и нарождавшейся буржуазии.

 

В «Мелочах жизни» (1875) и в своих знаменитых «Сказках» («Премудрый пескарь», «Как мужик двух генералов прокормил»), написанных в 1882;1886 гг., М.Е. Салтыков-Щедрин в яркой аллегорической форме создал целую галерею хорошо узнаваемых типов пореформенной России. А в своих очерках «За рубежом» (1880;1881) он подверг резкой критике и поруганию либеральный политический строй и нравы буржуазной Европы.

 

Федор Михайлович Достоевский (1821;1881) — великий русский писатель, творчество которого было столь же противоречиво, как и его собственная жизнь. Начал он ее как активный сторонник социалистических идей и член кружка петрашевцев, а закончил свой жизненный путь апологетом царизма, русской идеи и личным другом К.П. Победоносцева, с которым долгие годы состоял в интимной переписке.

 

Во второй половине 1840-х гг. Ф.М. Достоевский создает первые свои социальные повести «Бедные люди» (1846), «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849), главным героем которых стал «маленький человек». В 1849;1859 гг. он находился в заключении, в сибирской ссылке и тянул тяжелую армейскую лямку, только в 1859 г. вернулся в Петербург и полностью посвятил себя литературному творчеству, став общепризнанным мастером психологического романа.

 

По мнению большинства исследователей (М. Бахтин, Б. Шкловский, В. Кожинов), для творческой манеры Ф.М. Достоевского были характерны предельно реалистическое изображение социальных контрастов, столкновение ярких и самобытных русских характеров, страстные поиски общественной и человеческой гармонии, тончайший психологизм и гуманизм.

 

Мировую известность великому русскому писателю и религиозному философу принесли многие его романы, в том числе «Униженные и оскорбленные» (1861), «Записки из Мертвого дома» (1861;1862), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Игрок» (1870), «Бесы» (1871;1872), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879;1880). Ф.М. Достоевский был блестящим публицистом, литературным критиком и редактором, который вместе со свои братом М.М. Достоевским издавал журналы «Время» (1861;1863) и «Эпоха» (1864;1865). Ф.М. Достоевский также оставил богатое эпистолярное наследие и публицистический «Дневник писателя» (1873;1881).

 

Александр Николаевич Островский (1823;1886) — великий русский драматург, блестящий знаток провинциальной России, создавший яркие и типические образы русского купечества, дворянства и чиновничества эпохи первоначального накопления капитала, предельно точно и сочно отобразив их нравы, повадки и мировоззрение.

 

 

За свою творческую жизнь А.Н. Островский создал более пятидесяти драматических произведений, многие из которых не потеряли своей актуальности до сих пор.

 

В первый период своего творчества А.Н. Островский создал такие известные произведения, как «Свои люди, сочтемся» (1849), «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Доходное место» (1856), «Гроза» (1859), «Старый друг лучше новых двух» (1860), «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова») (1861) и другие.

 

В 1860-е гг. он, как и многие другие драматурги, в частности, Н.А. Чаев, Д.В. Аверкиев и А.К. Толстой, увлекается исторической проблематикой и создает ряд драматических произведений, посвященных событиям Смутного времени: «Воевода» (1864;1865), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866), «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1866), «Тушино» (1867) и «Василиса Мелентьева» (1868). Эти пьесы не принесли ему особой популярности, и он вновь обращается к современности: «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868) и «Бешеные деньги» (1870).

 

В 1870—1880-х гг. А.Н. Островский создает самые значительные драматические произведения, вошедшие в золотой фонд русской литературы: «Лес» (1871), «Не все коту масленица» (1871), «Не было гроша, да вдруг алтын» (1871), «Снегурочка» (1873), «Волки и овцы» (1875), «Правда — хорошо, а счастье лучше» (1876), «Бесприданница» (1878), «Сердце не камень» (1879), «Таланты и поклонники» (1881), «Красавец мужчина» (1882) и «Без вины виноватые» (1883).

 

Кроме того, А.Н. Островский, которого по праву считали реформатором русской театральной сцены, оставил богатое эпистолярное наследие и несколько десятков критических статей, театральных эссе и записок.

 

Лев Николаевич Толстой (1828;1910) — величайший русский писатель и мыслитель, создавший огромное количество выдающихся литературных произведений, ставших классикой мировой литературы. Первым литературным опытом Л.Н. Толстого стала его автобиографическая трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1852;1854), «Юность» (1855–1857), в которой, исследуя «диалектику души», он впервые выразил стремление человеческой личности к внутреннему самопознанию и самосовершенствованию.

 

Затем из-под его пера вышли знаменитые «Севастопольские рассказы» (1858) и повесть «Казаки» (1863), а в 1863;1869 гг. Л.Н. Толстой работал над самым значительным своим произведением — романом-эпопеей «Война и мир», который принес ему всемирную славу и всеобщее признание крупнейшего русского писателя и оригинального философа.

 

В 1870;1890-х гг. Л.Н. Толстой создает несколько десятков совершенно разноплановых произведений, критически отображая в них реалии современной ему жизни и поднимая ключевые социально-философские и нравственные проблемы.

 

Среди этих сочинений особую значимость имели романы «Анна Каренина» (1873;1877) и «Воскресение» (1889–1899), повести «Смерть Ивана Ильича» (1884;1886), «Крейцерова соната» (1887;1889) и «Хаджи-Мурат» (1896;1904), пьесы «Власть тьмы» (1886), «Плоды просвещения» (1890), «Живой труп» (1899;1900) и «Отец Сергий» (1899;1900).

 

В начале 1880-х гг. Л.Н. Толстой решительно порывает с аристократической средой и прежним образом жизни, уезжает в свое родовое тульское имение Ясная Поляна, где создает собственную религиозно-философскую систему.

 

Суть «толстовства», нашедшая свое толкование в его публицистических работах «Исповедь», «Критика догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий» и «В чем моя вера», состояла в его призыве к преобразованию общества путем морально-религиозного самосовершенствования и отказа от всякого насилия.

 

Более того, известный толстовский тезис «непротивление злу насилием» стал своеобразной визитной карточкой этого учения. В 1901 г. за создание и пропаганду своего религиозного учения, отличного от канонического православия, Л.Н. Толстой был отлучен от Русской православной церкви.

 

Антон Павлович Чехов (1860;1904) — великий русский писатель и драматург, оставивший потомкам целый кладезь удивительных произведений, которые до сих пор поражают своей цельностью, тонким психологизмом, неподражаемой иронией, едким сарказмом, особым чеховским лиризмом и превосходным литературным стилем.

 

 

А.П. Чехов начал свою карьеру под псевдонимом Антоша Чехонте как автор целого ряда блестящих фельетонов и коротких сатирических рассказов — «Письмо учёному соседу», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил», «Хамелеон», «Певичка», «Унтер Пришибеев», «Тоска», «Беглец» и многих других, написанных в 1880-х гг.

 

В 1888 г. он создает знаменитую повесть «Степь», которая знаменовала собой переворот в творчестве писателя. Отныне «смех сквозь слезы», присущий ранним чеховским рассказам, уступает место гораздо более серьезным идейным исканиям русской интеллигенции на переломе эпох.

 

Теперь героями чеховских произведений становятся не просто смешные и забавные, не очень далекие, а то и откровенно тупые персонажи, а герои, которые либо восстают против опостылевшей им обывательщины, либо, напротив, демонстрируют душевное смирение перед пошлостью современной им жизни.

 

К числу самых известных чеховских произведений этого времени относятся различные рассказы и повести, в том числе «Скучная история» (1889), «Дуэль» (1891), «Палата № 6» (1892), «Бабье царство» (1894), «Анна на шее» (1895), «Дом с мезонином» (1896), «Мужики» (1897), «Человек в футляре» (1898), «Ионыч» (1898), «Дама с собачкой» (1899) и «В овраге» (1900).

 

В конце своей жизни А.П. Чехов заявил о себе как о крупном новаторе-драматурге, из-под пера которого вышли блистательные по своей стилистике, психологизму и глубине пьесы «Иванов» (1887;1889), «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1896;1897), «Три сестры» (1900;1901) и «Вишневый сад» (1903;1904).

 

Значительный вклад в развитие русской литературы внесли и другие блестящие писатели:

Алексей Константинович Толстой — выдающийся поэт, писатель и драматург, автор известного романа «Князь Серебряный» (1863), знаменитой трилогии «Смерть Ивана Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870) и знаменитого стихотворения «Средь шумного бала»;

Алексей Феофилактович Писемский — известный писатель и поэт, автор романов «Тысяча душ» (1858), «Горькая судьбина» (1859) и «Взбаламученное море» (1866);

Николай Семенович Лесков — выдающийся русский писатель, перу которого принадлежали множество прекрасных романов и повестей: «Некуда» (1864), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «На ножах» (1870&1871), «Соборяне» (1872), «Очарованный странник» (1873), «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883) и «Заячий ремиз» (1891;1893).

 

В 1880-е гг., уже сложившимся художником он создал несколько блестящих рассказов: «Пламенная патриотка», «Путешествие с нигилистом», «Печерские антики», «Жемчужное ожерелье» и многие другие.

 

Не менее весомый вклад в развитие русской литературы того периода внесли и многие русские поэты, сторонники так называемого «чистого искусства», которые своим творчеством и мировоззрением противостояли «социальному», или «гражданственному» направлению в русской поэзии, олицетворением которого являлось творчество Н.А. Некрасова, В.И. Панаева и других поэтов, группировавшихся вокруг журнала «Современник».

 

Основным лейтмотивом поэтов «чистого искусства», продолживших традиции русского романтизма, были любовная, философская и пейзажная лирика, которая нашла свое наиболее яркое воплощение в творчестве:

 

Федора Ивановича Тютчева — великого русского поэта и мыслителя, чей творческий потенциал и одаренность были вполне сравнимы с пушкинской поэзией.

 

Его перу принадлежали многие прекрасные лирические и философские стихотворения, в том числе такие поэтические шедевры, как «Умом Россию не понять», «Молчи, скрывайся и таи», «Он, умирая, сомневался», «Весенняя гроза», «Листья», «Не то, что мните вы, природа», «Брат, сколько лет, сопутствовавший мне», «Два единства», «Славянам», а также знаменитые стихотворения «денисовского цикла» (1863;1866);

 

Афанасия Афанасьевича Фета — выдающегося русского поэта, автора многих поэтических произведений, наполненных любовной лирикой: цикл стихотворений, посвященных своей возлюбленной Марии Лазич — «Старые письма», «Давно забытые, под легким слоем пыли», «Шепот, робкое дыханье, трели соловья», а также четырех сборников стихотворений «Вечерние огни» (1883;1891);

 

Якова Петровича Полонского — известного русского поэта, автора стихотворений «Солнце и месяц» (1844), «Зимний путь» (1844), «Прогулка верхом» (1844), сборника «Сазандар» (1849), «Колокольчик» (1854) «Кузнечик-музыкант» (1863), «Миазм» (1868) и «Узница» (1877);

 

Аполлона Николаевича Майкова, в творчестве которого особое место занимала пейзажная лирика, нашедшая свое отражения в таких стихотворениях, как «Рыбная ловля», «К Милюкову», «У Мраморного моря», «Чу! Шорох — я смотрю: вокруг гнилого пня», «Весна! Выставляется первая рама», «Летний дождь» и другие;

 

Алексея Николаевича Апухтина, автора таких стихотворений, как «К славянофилам» (1856), «День ли царит» (1866), «Забыть так скоро» (1869), «Жизнь пережить — не поле перейти!» (1874), «Ночи безумные» (1876) и «Пара гнедых» (1876).

 

Во второй половине XIX в. вокруг революционно-демократического лагеря образовался кружок известных, но довольно посредственных писателей, в творчестве которых центральное место занимало отображение передовых социалистических идей и бытописание «униженных и оскорбленных».

 

В советской историографии и литературоведении по вполне понятным причинам творчество этих писателей всячески превозносилось, однако практически все их произведения не выдержали испытания временем и в настоящий момент стали лишь объектом изучения специалистов.

 

Наиболее крупными представителями этого литературного лагеря были:

 

Н.Г. Чернышевский, автор хрестоматийных, но абсолютно бездарных и беспомощных с художественной точки зрения романов «Что делать?» (1863) и «Пролог» (1867;1869);

 

Н.Г. Помяловский, автор социальных повестей «Мещанское счастье» (1861), «Молотов» (1861) и «Очерки бурсы» (1862;1863);

 

Ф.М. Решетников, автор повести «Подлиповцы» (1864) и романов «Глумовы» (1866) и «Горнорабочие» (1869–1870);

В.А. Слепцов, автор повести «Трудное время» (1865);

 

И.В. Федоров (Омулевский), автор автобиографического романа «Шаг за шагом» (1870);

 

Г.И. Успенский, автор известных литературных очерков «Нравы Растеряевой улицы» (1866), «Разорение» (1869) и «Власть земли» (1883).

Революционно-демократическому лагерю в литературе противостояли так называемые «охранители», перу которых принадлежали столь же бездарные антинигилистические романы:

 

В.В. Крестовский («Петербургские трущобы»),

 

Б.Б. Маркевич («Бездна» и «Перелом»),

В.Г. Авсеенко («Злой дух»),

 

К.В. Головин («Вне колеи») и другие.

В 1870;1890-х гг. в русскую литературу пришло новое поколение русских писателей, среди которых несомненным талантом и мастерством отличались:

Всеволод Михайлович Гаршин, автор известных и популярных рассказов «Четыре дня» (1877), «Трус» (1879), «Художники» (1879), «Красный цветок» (1883) и «Сигнал» (1887);

 

Владимир Галактионович Короленко, автор новаторских повестей и рассказов «Сон Макара» (1883), «Слепой музыкант» (1886), «Павловские очерки» (1890), «Река играет» (1891) и «Без языка» (1895);

 

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, перу которого принадлежала знаменитая тетралогия «Детство Темы» (1892) и повести «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895) и «Инженеры» (1897

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк — блестящий знаток уральско-сибирского быта и нравов тамошнего купечества, который создал блестящие романы «Приваловские миллионы» (1883), «Горное гнездо» (1884) и «Золото» (1892).

В конце XIX в. первые шаги на литературном поприще делали молодые русские писатели:

 

Иван Алексеевич Бунин (1870&1953), опубликовавший свои первые рассказы «Танька» (1893), «На край земли» (1897) и «Антоновские яблоки» (1900);

Алексей Максимович Пешков (Горький) (1868;1936), перу которого принадлежали такие знаменитые рассказы, как «Макар Чудра» (1892), «Старуха Изергиль» (1896), «Челкаш» (1897), «Девушка и смерть» (1898), «Данко» (1899), «Песня о Соколе» (1899), «Буревестник» (1899), а также два романа — «Фома Гордеев» (1899) и «Трое» (1900);

 

Александр Иванович Куприн (1870;1938), который сразу прославился своими первыми повестями — «Молох» (1896) и «Олеся» (1898).

Тогда же литературным творчество занялись и ряд других писателей и очеркистов, в том числе Леонид Николаевич Андреев и Виктор Викторович Вересаев.

 

На излете XIX в. в русскую литературу вошли и многие блестящие поэты, которые позднее станут ярчайшими представителями так называемого «серебряного века» русской поэзии: основоположники русского символизма Федор Кузьмич Тетерников (Сологуб), Константин Дмитриевич Бальмонт, Дмитрий Сергеевич Мережковский, Зинаида Николаевна Гиппиус, Валерий Яковлевич Брюсов, Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый) и Александр Александрович Блок.

 

Основные принципы символизма впервые будут сформулированы в известном трактате Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893) и в статье К.Д. Бальмонта «Элементарные слова о символической поэзии» (1894). В 1894;1895 гг. выйдут два сборника «Русские символисты», в которых опубликуют ранние произведения В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, Д.С. Мережковского и других.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: