Вторая половина и особенно конец XIX в. стали временем резкого разрыва с традициями русского классического зодчества. Связано это было, прежде всего, с тем, что в пореформенное время, в условиях бурного развития капитализма, появился принципиально новый тип общественных зданий и сооружений, которые не очень-то нуждались в различных архитектурных излишествах: заводские и фабричные корпуса, железнодорожные вокзалы, торговые пассажи, банки, «доходные» дома и т.д.
Основным достоинством зданий отныне стала его функциональность, а не только пышное внешнее убранство и красота. Поэтому в тогдашней строительной «индустрии» часто стали использовать новые технологии, а при возведении зданий применять железные и стеклянные конструкции.
Тем не менее, и в этот период шло поступательное развитие русской архитектурной школы, для которой было характерно одновременное сосуществование различных архитектурных стилей и направлений: псевдорусского, или русско-византийского стиля, русского национального стиля, псевдоготики, испано-мавританского стиля, стиля модерн и многих других.
Для многих архитектурных построек того времени был характерен «исторический» эклектизм, т. е. смешение элементов разных архитектурных стилей разных эпох.
Под влиянием славянофильских идей в 1840-х гг. в культовом зодчестве стал распространяться так называемый псевдорусский (русско-византийский) стиль, отличавшийся особой торжественностью и монументализмом, родоначальником которого был Константин Андреевич Тон.
В 1860;1870-х гг. шел процесс поиска нового русского национального стиля, основанного на изучении подлинных памятников древнерусского зодчества и деревянной архитектуры Русского Севера. Наиболее видным представителем и идеологом этого направления стал Иван Павлович Петров (Ропет), отчего само это направление получило свое не очень благозвучное название «ропетовщина».
|
В отличие от русско-византийского стиля, национальному русскому стилю были присущи настоящие элементы русского зодчества XVII в. и обильное декорирование зданий узорами деревянной резьбы. По мнению целого ряда историков (П. Зырянов, Н. Проскурякова), русским архитекторам XIX в. так и не удалось разгадать тайну асимметричной гармонии древнерусской архитектуры, поэтому многие постройки, выполненные в этом стиле, представляли собой жалкую карикатуру памятников древнерусского зодчества.
В 1880-х гг. лидирующие позиции, особенно в гражданском строительстве Москвы, Петербурга, Киева, Одессы и других губернских городов, займет эклектический барочно-ренессансный стиль, который импонировал заказчикам своей помпезностью, разнообразием отделки и богатством архитектурных форм.
Явным достоинством этого стиля было отсутствие застывших стилеобразующих систем, что давало возможность легко приспосабливаться к различным размерам и конфигурации зданий.
В 1890-х гг. в моду войдет стиль модерн, у истоков которого стоял выдающийся русский зодчий Федор Осипович Шехтель. Видными представителями русской архитектурной школы того времени были Александр Иванович Резанов, Владимир Осипович Шервуд, Владимир Андреевич Шретер, Александр Никанорович Померанцев, Виктор Михайлович Васнецов и Роман Иванович Клейн.
|
Среди самых интересных архитектурных построек второй половины XIX в. следует назвать здание Балтийского вокзала в Петербурге (1857), построенное по проекту А.И. Кракау; Мариинский театр в Петербурге (1860), возведенный по проекту А.К. Кавоса; «Терем» в подмосковном Абрамцево (1873), построенный И.П. Ропетом; здание Третьяковской галереи (1873), фасад которой был построен и декорирован по проекту В.М. Васнецова; здание Исторического музея на Красной площади в Москве (1875;1883), сооруженное по проекту В.О. Шервуда; здание Политехнического музея в Москве (1877), возведенное по проекту И.А. Монигетти и Н.А. Шохина; храм Христа Спасителя в Москве (1839;1883), построенный по проекту К.А. Тона и А.И. Резанова; Великокняжеский дворец на Дворцовой набережной Петербурга (1882;1884), автором которого был А.И. Резанов; храм «Спаса на Крови» в Петербурге (1883;1885), возведенный А.А. Парландом; Одесский театр оперы и балета (1887), сооруженный по проекту Ф. Фельнера и Г. Гельмера; одесская гостиница «Бристоль» (1898;1899), возведенная по проекту архитекторов А. Бернардацци и А. Минкуса; Верхние торговые ряды на Красной площади в Москве (1889;1893), построенные по проекту А.Н. Померанцева и В.Г. Шухова; здание Московской городской думы на Охотном ряду (1890–1892), созданное Д.Н. Чичаговым; дом купца И. Игумнова на Якиманке (1892), автором которого был Н.И. Поздеев; Главное здание Нижегородской ярмарки (1892―1897), построенное по проекту К.В. Траймана, A.Т. Тромбицкого и А.И. Гогена; Голицынский пассаж на улице Петровка в Москве (1896), возведенный по проекту В.А. Шретера; Средние торговые ряды на Красной площади (1893), здания Брянского (Киевского) вокзала (1893) и Императорского музея изящных искусств (1898;1912), построенные Р.И. Клейном; и, наконец, дом Рябушинских на Малой Никитской (1900), здание МХАТа в Камергерском переулке (1902) и здание Ярославского вокзала (1902) в Москве, построенные по проектам Ф.О. Шехтеля.