18.05.1882 Высочайше Утвержденное Положение № 894 «О Крестьянском Поземельном Банке»
Крестьянский поземельный банк, который был призван снять остроту аграрного вопроса путем выдачи крестьянам или сельским общинам льготных кредитов на приобретение земли. По данным отечественных историков, в результате деятельности Крестьянского поземельного банка только в 1883;1900 гг. крестьянам и их общинам было продано свыше 5 млн десятин земли, в результате чего резко возросло количество крестьянских хозяйств капиталистического типа.
28.05.1885 высочайше утвержденное мнение государственного совета №2988» об отмене подушной и преобразовании оброчной податей»
Данный нормативный акт отменял архаичную подушную подать и вводил с 1 января 1887 г. более прогрессивный налог с имущества.
Важное место в аграрно-крестьянской политике самодержавия занимала проблема крестьянской поземельной общины. Еще во время подготовки и проведения аграрной реформы 1861;1863 гг. среди государственных чиновников определились как противники, так и сторонники сохранения общины.
Первые (Н.А. Милютин) полагали, что подворное крестьянское землевладение создаст мощный слой собственников, который станет надежной опорой самодержавия и основой социальной стабильности в стране.
Другие (В.Н. Панин, П.П. Гагарин), напротив, рассматривали общину как основной фискально-полицейский институт в деревне и важнейший фактор, предотвращающий пролетаризацию крестьянства.
Исходя из этих соображений, в конце 1880-х — начале 1890-х гг. был издан целый пакет законодательных актов, направленных на укрепление крестьянской общины.
80-х — начале 90-х гг. внимание правительства было обращено на всё возрастающий рост числа крестьянских семейных разделов. По сводкам Министерства внутренних дел, в первые два пореформенных десятилетия происходило ежегодно в среднем 116 тыс. семейных разделов, а в начале 80-х гг. их среднегодовая численность возросла до 150 тыс. В результате крестьянские наделы постепенно мельчали. Проницательный Д. А. Толстой видел в этих разделах «великое зло, ведущее к обеднению населения».
|
Принятый 18 марта 1886 г. закон должен был стать серьёзным барьером семейным разделам и порождаемому ими, по официальной терминологии, «духу своеволия и распущенности».
Укрепляя старые начала «патриархальности», закон видел в крестьянской семье рабочую ячейку, «союз родственников, подчиняющихся главенству старшего члена и трудящихся в общую пользу».
Если раньше для раздела достаточно было согласия большинства сельского схода, то теперь большинство было увеличено до 2/3 и основным становилось согласие на раздел родителя или старшего в семье (большака).
Жизнь показала, что этот закон не смог ни приостановить, ни ограничить семейные разделы, которые продолжали возрастать, причём более 9/10 разделов происходило самовольно, без санкции общины и местных властей.
Одной из важных проблем в аграрно-крестьянской политике правящей России оставалась крестьянская поземельная община. В среде правительственных чиновников и в прессе не было единодушия во взглядах на общину.
Некоторые из них объясняли косность и низкий уровень агрокультуры общинными пережитками — круговой порукой, земельными переделами, излишней регламентацией, сковывающей инициативу земледельцев.
|
Многие понимали, что общинные порядки являются серьёзным препятствием росту производительности сельского труда.
Другие же рассматривали общину как важный фискально-полицейский инструмент в деревне, разрушение которого ослабило бы аппарат государственной власти.
Уже в 1883 г. Д. А. Толстой поставил вопрос о воспрепятствовании переделам земли в крестьянских общинах. Однако этот, как и ряд других возбуждённых им вопросов, пришлось доводить до конца его преемнику И. Н. Дурново.
Новый министр внутренних дел был сторонником консервации общинного землепользования.
Дурново предпринял ряд мер направленных на укрепление крестьянской общины, как оплота против «язвы пролетариатства».
Высочайше утвержденное мнение государственного совыета 8 июня 1893 г. ограничил право крестьян на земельные переделы, которые отныне дозволялось проводить не чаще, чем через 12 лет, причём с согласия не менее 2/3 домохозяев, земского начальника и уездного съезда.
Частные земельные переделы запрещались. Земельные переделы были поставлены под контроль земских начальников. Закон 14 декабря 1893 г. «О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель» запрещал закладывать крестьянские надельные земли, ограничивал сдачу надела в аренду и продажу его только пределами своей общины. Этим же законом отменялась 165 статья «Положения о выкупе», по которой крестьянин мог досрочно выкупить свой надел и выделиться из общины. Досрочный же выкуп надела разрешался лишь при условии согласия 2/3 схода. Жизнь показала, что сходы обычно такого разрешения не давали.
|
Исходя из этих соображений, в конце 1880-х — начале 1890-х гг. был издан целый пакет законодательных актов, направленных на укрепление крестьянской общины.
Высочайше утвержденное мнение государственного совета о порядке разрешения семейных разделах в сельских обществах в которых существует мирское пользование мирской полевой землей.
Высочайше утвержденное мнение государственного совета от 13.06.1889 совета № 6198 «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке перечисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время».
Означенный выше нормативный акт регулировал переселение на добровольной основе части крестьян на вновь присоединенные в 1885 году и позднее земли средней Азии и Сибири. Потому что осваивать новые земли было нужно именно в плане ведения сельского хозяйства. Соответственно этим нормативным актом частично снималась острота крестьянского вопроса в Европейской части Российской Империи.