Функциональное назначение иллюстраций




Графическая иллюстрация представляет собой вполне самостоя­тельный вид графики со своим художественным языком. В термин «язык» вкладывается широкое толкование, которое принято в семио­тике: «язык — это любая упорядоченная система, служащая целям коммуникации и пользующаяся знаками» [Лотман, 1998, с. 19].

Язык графики основан на выразительных возможностях точки, линии, формы, цвета, которые отвечают за передачу визуальной информации в периодических изданиях. Взаимодействуя между собой, они создают визуальное сообщение, следовательно, могут рассматриваться как особого рода знаки. При этом сам факт наличия графических элементов еще не определяет однозначно смысла со­общения. Например, точка, вписанная в миндалевидную форму, означает зрачок. В другом контексте те же самые точка и дуга будут обозначать, например, банан и виноградину [Эко, 1998, с. 138].

Цвет является одним из важнейших средств графического ил­люстрирования в СМИ. Теории цвета, разработанные И.В. Гёте, В.В. Кандинским, И. Итенном, подразделяют цвета на теплые и холодные, насыщенные и приглушенные, выделяют различные типы цветовых контрастов. Их концепции можно применить и к графическому иллюстрированию в СМИ, определяя гармоничные сочетания цветов, их контрастные и нюансные отношения, функ­ции цвета, влияющие на восприятие графической иллюстрации.

Среди основных функций графического изображения, связанных с цветом, можно выделить следующие:

· аттрактивную — отвечает за привлечение внимания читателя с помощью цвета. При этом комбинация цветов способствует объеди­нению всех компонентов изображения в одно визуальное целое, а их контрастные сочетания позволяют избежать однообразия;

· выделительную — отвечает за выделение основных элементов изображения с помощью цвета, выстраивая иерархические визу­альные связи;

· экспрессивную — отвечает за способность цвета воздейство­вать на читателя и вызывать у него определенные эмоциональные состояния [Анисимова, 1999, с. 71].

Кроме того, правила группирования объектов изображения так же влияют на его функциональное значение. Композиция иллюстрации способствует выражению символического значения изображения. Корректное объединение знаковых элементов важно не только в отдельно взятом графическом изображении, но и во всей знаковой совокупности печатного издания, в котором должны ор­ганично сочетаться изобразительные, шрифтовые, пробельные и декоративные элементы.

А.Л. Свитч базовым признаком определения функции графической иллюстрации считает принципы её взаимоотношения с текстом. В своей статье «Специфика графической иллюстрации как компонента контента качественных изданий» она выделяет четыре типа иллюстраций по их функциональным отношениям с текстом:

· доминирующая иллюстрация, выполняющая ведущую роль по отношению к тексту;

· равноценная иллюстрация, выполняющая функцию визуализации текста и равноценная ему по информационной значимости;

· сопровождающая иллюстрация, используемая в качестве пояснения к тексту;

· декоративная иллюстрация, служащая эстетическим целям, украшающая текст.

Н.З. Рябинина основной функцией иллюстраций выделяет функцию пояснения. Но, помимо этого, отмечает, что изображение может дополнять и расширять текст; оно активно включено в коммуникативный процесс, осуществляемый печатным изданием, поэтому информационную функцию иллюстраций так же следует признать одной из важнейших.

Значимое свойство иллюстраций – эмоциональное воздействие на читателя. Обращаясь к конкретному изданию, мы подвергаемся такому воздействию и со стороны произведения, и со стороны книжной формы, важной частью которой являются иллюстрации. Ещё одна неотъемлемая функция иллюстраций – эстетическая, так как изображение проявляет себя в издании и как самостоятельная художественная форма, и как полноправный элемент.

Особенность иллюстрации ещё и в том, что её функции тесно переплетены: одна вытекает из другой, одна обусловливает другую. Понять особенности работы редактора над изобразительным материалом издания невозможно без детального рассмотрения каждой функции.

Способы иллюстрирования

1.4.1. Особенности иллюстрирования различных типов изданий

Художественное оформление произведения - важнейший этап подготовки издания. Форма издания, его внешний вид, привлекательность, удобство и комфортность восприятия составных частей и элементов в первую очередь способствуют интересу к произведению, содержание которого читателю ещё неизвестно.

Существуют три основных способа иллюстрирования:

· закрытое;

· открытое;

· блочное.

При закрытом способе иллюстрирования поле иллюстрации чётко ограничено краями или специальной рамкой (зачастую чёрной). Закрытое изображение - чаще всего прямоугольник, размеры которого должны быть не более размеров полосы набора. Такому изображению в целом присуща статика, оно не прочитывается, а схватывается глазом в целом, и тем более статично, чем больше времени требуется на его рассматривание. Применение рамок, как средства художественного оформления иллюстрации, зачастую не оправдано - оно вносит диссонанс в восприятие материала, разрушает ритм публикации, затрудняет чтение. Если хотя бы одна иллюстрация в издании или в разделе текста закрытая, то все подобные иллюстрации так же должны быть закрытыми.

При открытом способе иллюстрирования изображение на полосе лишено каких-либо границ и свободно помещено на фоне белого листа. Изобразительные и текстовые зоны оказываются неразличимыми, перетекающими одна в другую. Открытые изображения кажутся теснее связанными с текстом, нежели закрытые, и предполагают не переключение читателя на рассматривание иллюстраций, а напротив - параллельное, почти одновременное прочтение и текста, и изображения. Открытые иллюстрации создают особую пространственную структуру книжного листа: вокруг изображения, в непосредственной близости от него, чистый фон бумаги воспринимается как пространственная среда.

При блочном иллюстрировании изображения размещаются в отдельном блоке страниц. В этом случае блок иллюстраций подчёркивает важность иллюстративного материала, нежели его размещение в разных местах на протяжении всего издания. Отдельный блок иллюстраций - это самостоятельный иллюстративный ряд, образное повествование. Поэтому лучше, если переход от одного изображения к другому последователен, логичен и ритмически подобен основному произведению. Завёрстывание иллюстраций в блоках, как правило, ведётся в рамках полосы набора, но иногда для блоков может быть разработана индивидуальная модульная система, которая предполагает уменьшенный размер полей, чтобы дать возможность не только укрупнить размеры изображений, но и разместить большое количество иллюстраций.

Оформление любого издания должно:

· способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов;

· улучшать восприятие материалов;

· завоевать внимание читателя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: