К системе питания дизелей относятся топливо- и воздухоподводящая аппаратура, выпускной газопровод и глушитель шума отработавших газов.
В четырехтактных дизелях наибольшее распространение получили топливные системы разделенного типа, у которых топливный насос высокого давления и форсунки конструктивно выполнены отдельно и соединены топливопроводами. Подача топлива осуществляется по двум топливным системам: низкого и высокого давления. Назначение механизмов и узлов топливной системы низкого давления состоит в хранении топлива, его фильтрации и подачи под малым давлением к насосу высокого давления. Механизмы и узлы топливной системы высокого давления обеспечивают подачу и впрыскивание необходимого количества топлива в цилиндры двигателя.
В дизелях семейства КамАЗ-740 (рисунок 7.13) топливо из бака 20 под действием разрежения, создаваемого топливоподкачивающим насосом 10, проходит фильтры грубой 17 и тонкой 1 очистки. По топливопроводам 8 и 26 топливо поступает к насосу высокого давления 11 и от него по топливопроводам 4, 5, 6, 7, 13, 14, 15 и 16 подается к форсункам 12 в соответствии с порядком работы двигателя. Неиспользованное топливо и попавший в систему воздух отводятся через перепускной клапан насоса высокого давления и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки по дренажным топливопроводам. Из форсунок лишнее топливо по топливопроводам 27 и 29 поступает в бак через тройник 28 и топливопровод. Аналогично работает система питания дизеля ЯМЗ-238 (рисунок 7.14).
1 – фильтр тонкой очистки топлива; 2 – клапан; 3 – трубка топливная отводящая топливного насоса высокого давления; 4, 5, 6, 7, 13, 14, 15, 16 – топливопроводы высокого давления; 8 – трубка топливная подводящая; 9 – цилиндр пневматический останова двигателя; 10 – насос топливоподкачиваюший; 11 – топливный насос высокого давления; 12 – форсунка; 17 – фильтр грубой очистки топлива; 18 – топливопрокачивающий насос; 19 – топливозаборная трубка с сетчатым фильтром; 20 – топливный бак; 21 – свеча электрофакельного устройства; 22 – трубка топливная от электромагнитного клапана к свечам электрофакельного устройства; 23 – клапан электромагнитный электрофакельного устройства; 24 – клапан перепускной топливного насоса высокого давления; 25 – трубка топливная к электромагнитному клапану; 26 – трубка топливная подводящая топливного насоса высокого давления; 27 – трубка топливная дренажная форсунок правых головок; 28 – тройник; 29 – трубка топливная дренажная форсунок левых головок; 30 – заправочная горловина с сетчатым фильтром; 31, 32 – топливораспределительные краны
|
Рисунок 7.13. Схема системы питания топливом дизеля КамАЗ-740.11
1 – фильтр тонкой очистки топлива; 2 – клапан; 3 – трубка топливная дренажная форсунок правых головок; 4, 5, 6, 7, 13, 14, 15, 16 – топливопроводы высокого давления; 8 – трубка топливная подводящая; 9 – всережимный регулятор топливного насоса высокого давления; 10 – насос топливоподкачивающий; 11 – топливный насос высокого давления; 12 – форсунка; 17 – фильтр грубой очистки топлива; 18 – ручной топливоподкачивающий насос; 19 – топливозаборная трубка с сетчатым фильтром; 20 – топливный бак; 21 – тройник; 22 – трубка топливная дренажная форсунок левых головок; 23 - заправочная горловина с сетчатым фильтром; 24 – топливораспределительный кран; 25 – трубка топливная подводящая топливного насоса высокого давления; 26 – трубка топливная подводящая к фильтру тонкой очистки топлива
Рисунок 7.14 Схема системы питания топливом дизеля ЯМЗ-238