Иммерсивный музей с историко-художественной экспозицией




Музей «Поезд Победы» — уникальная передвижная историко-художественная экспозиция. Застывшие мгновения жизни большой страны. Лица людей, их жесты, оригинальные предметы периода Великой Отечественной войны, а также героиня по имени Лидия, от чьего лица ведется рассказ — все вместе позволяет поведать проникновенную историю, дающую возможность увидеть войну глазами участников тех событий. Благодаря сплаву классического и современного подходов к созданию исторической экспозиции, авторы практически создали «машину времени», которая переносит посетителей в те страшные годы в поезд, несущийся по дорогам войны.

Проект реализован командой творческой мастерской «Невский баталист» совместно с медиагруппой «Красный квадрат», при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги» и общественной организации «Волонтеры Победы».

 

● Министерство науки и высшего образования РФ

В Минобрнауки России ведется большая работа по государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В рамках мероприятий «Года памяти и славы» министерством был поддержан проект «Поезд Победы», собран авторский коллектив экспертов, проведена работа по наполнению содержательной части экспозиции.

Большое внимание уделено исторической достоверности – в главных исторических архивах страны по крупицам собраны уникальные фото- и видеоматериалы, разработано концептуальное и информационное наполнение интерактивных панелей, где каждый сможет узнать о событиях Великой Отечественной войны.

 

● Российские железные дороги

ОАО «Российские железные дороги» оказало значительное содействие в процессе создания музея «Поезд Победы». Сформирован специальный железнодорожный состав из восьми тематических и четырех технических вагонов, который стал экспозиционным пространством для нового иммерсивного музея. Опытная поездная бригада работает на передвижной экспозиции на протяжении всего пути следования.

 

13 городов, 36 дней в пути, чтобы не менее 18 тысяч посетителей увидели мирную довоенную жизнь, оказались в настоящем окопе во время сражения, разглядели все детали битвы, испытали чувства людей того времени. Каждый эпизод экспозиции поезда работает на то, чтобы полностью реализовать идею проекта и помочь посетителям оказаться на месте участников тех событий.

● «Невский баталист»

Группа петербургских художников из творческой мастерской «Невский баталист» во главе с Дмитрием Поштаренко – авторы идеи и создатели «Поезда Победы».

Над проектом работала команда из 70 человек. Новая экспозиция кардинально отличается от предыдущих проектов команды. Так, здесь невозможно было расположить фигуры и создать декорации как в просторной панораме, ведь близость зрителей к каждому объекту экспозиции, находящемуся в поезде, и ширина вагонов – диктуют свои правила. Преодоление ограничений железнодорожного состава без потери целостности восприятия – несомненно, одна из самых сложных задач, с которой команда «Невский баталист» и ее руководитель и автор идеи поезда Дмитрий Поштаренко прекрасно справились.

В ходе работы над проектом проведена колоссальная работа по изготовлению скульптурных групп, для которых были отобраны и реконструированы тысячи реальных исторических фотографий. Скульптуры абсолютно реалистичны и произведены по уникальной технологии в кратчайшие сроки. При подборе униформы и гражданского костюма к скульптурам использовались оригинальные предметы одежды и снаряжения 1930-1940-х гг., а также были произведены качественные музейные копии, изготовленные из аутентичных материалов.

 

● Медиагруппа «Красный квадрат»

Команда «Красного квадрата» стала системным интегратором проекта, разработав специальную IT-систему для управления оборудованием и контентом в поезде. Это позволяет создать единую экспозицию, соединяющую реальные музейные экспонаты и современные мультимедиа-возможности – проекторы, видеоэкраны и интерактивные панели, объемный звук и театральное освещение, механические спецэффекты и датчики присутствия, голограммы, панорамы боев в виртуальной реальности (VR), киносъемку исторических реконструкций и трехмерную компьютерную графику с моделями военной техники. Инженеры компании провели серьезную работу по интеграции современного мультимедиа оборудования, которое может работать в сложных условиях иммерсивной окружающей среды и переменной вибрации.

Музыка, написанная специально для каждой зоны музея, и саунд-дизайн дополняют сюжет и погружают нас в атмосферу определенной исторической мизансцены.

Описание экспозиции

ВАГОН 0. Входная группа

Вагон является входной зоной и отправной точкой путешествия по «Поезду Победы», где посетитель может получить аудиогид, узнать о количестве и тематике вагонов, с помощью видеороликов познакомиться с историей создания и авторами проекта. Помощником выступает центральный объект вагона — голографический инструктор.

 

Мультимедиа решения

Видеофильмы об истории создания музея, интервью с создателями экспозиции, графический контент с информацией про каждый вагон поезда на интерактивных панелях, голографическая инструкция и видео-инструкция.

 

ВАГОН 1.

Цвет нации

Идея вагона

Довоенное время. За окном мирная жизнь. Обычный вокзал, солнечный летний день.

Пассажирский вагон, в котором едут самые разные люди: инженеры, пионеры, летчики. Каждый из них мог стать цветом нации, заложить основы будущего благополучия нашей страны. Но этому не суждено было сбыться. Мирное время отсчитывает последние часы.

22 июня 1941-го года — день, который навсегда изменил судьбы десятков миллионов советских людей. В 12:15 по радио зазвучала речь председателя совета народных комиссаров Вячеслава Молотова: «...без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковав нашу границу...».

Как сложилась дальнейшая судьба пассажиров плацкарта, мы можем лишь догадываться, но одно точно — следующие четыре года навсегда все изменят.

 

Основные мизансцены

Стандартный вагон поезда разделен на 7 купе и 2 багажных отсека.

Предвоенные дни июня 1941 года. Люди отправляются в поездку, каждый занят своим делом. Кто-то играет в шахматы, молодая мать кормит ребенка, моряки заигрывают с девушками.

В первом купе молодой парень на верхней полке держит книгу Аркадия Гайдара — таким образом образуется связка с персонажем в последнем вагоне, прообразом которого был как раз известный писатель. Аркадий Гайдар погиб в октябре 1941 г. под Киевом, будучи пулеметчиком в партизанском отряде.

Образ пожилой женщины с рукоделием в руках отсылает нас к многонациональному составу СССР. А группа девушек-велосипедисток, которые возвращаются с соревнований, отражают популярность и массовость спорта в предвоенные годы в СССР. На девушках ленты, изготовленные специально для участия в гонках (надпись на лентах создана на основе реальных фотографий того времени).

В следующем купе летчик в форме ВВС с женой, напротив них — пожилой мужчина, ветеран прошлых войн с ампутированной ногой. По задумке авторов экспозиции, ветеран как бы узнает себя в молодом летчике. Это как бы образ будущего, которое обречено на разрушение и гибель.

В конце вагона сидит дедушка с внуком-подростком, который держит удочку. Символично, что удочка находится в таком же положении, как и винтовка, которую посетитель увидит в следующем вагоне в руках молодого бойца.

По правой стене на протяжении всего вагона расположены работы в стиле авангард 30-х годов советской художницы, сценографа Розалии Рабинович, которые создают настроение и передают атмосферу эпохи.

Предметы периода войны

 

- Значок «ДагЦИК»

Знак депутата Центрального Исполнительного Комитета Дагестанской республики периода 1930-х гг.

 

- Велосипед

 

- Книга Аркадия Гайдара

 

- Книга Долорес Ибаррури «Речи и статьи 1936-38 гг.», 1938 г. издания

Мультимедиа решения

Проекции: анимированная графика — оживший плакат парохода «Челюскин», высококачественное видео 4К родной природы и ж/д моста.

Экраны-окна с оригинальным контентом: со специального ракурса сняты кинореконструкции довоенного времени на ж/д вокзале в формате высокого разрешения 4K.

Две интерактивных панели с видео- и фотохроникой, инфографикой и исторической информацией.

ВАГОН 2.

Поезд на фронт

Идея вагона

В каждую семью пришла война. Совсем юные мальчишки едут на фронт защищать Родину. От края и до края поднялась огромная страна. В эти дни не было ни одного человека — взрослого или ребенка — равнодушного к судьбе своей страны.

В начале вагона плачет женщина, в ней воплощен образ всех солдатских матерей. В ее слезах предчувствие того, какие испытания предстоит пройти всем, и сколько горя принесет война.

В лицах молодых людей, отправляющихся на фронт страх неизвестности и надвигающейся беды. В руках у них смертные медальоны. Медальон выдавался каждому зачисленному на военную службу. Внутрь вкладывалась записка, с указанием основных данных бойца, для его опознания в случае гибели.

Основные мизансцены

В вагоне показаны как кадровые военные, так и курсанты, ополченцы, привлеченные к обороне Москвы, когда ситуация на фронте стала критической для Красной армии.

Первая фигура, которую видит посетитель в вагоне: худощавый, совсем молодой боец. Через похожую позу, внешность выстраивается параллель с мальчишкой, держащим удочку в предыдущем «мирном» вагоне. Мы видим, как меняется жизнь — винтовка сменила удочку, атрибутам мирной жизни больше нет места. Рядом — группа ополченцев, милиционер с ручной сиреной, служащий железной дороги.

 

Сцена со смертными медальонами: командир показывает группе совсем еще юных красноармейцев, как заполнять бланк. Бойцы сидят на лавках, слушают, кто-то пишет. Молодым ребятам, совсем еще детям, приходится заполнять документ на случай своей гибели.

Ближе к выходу — солдат средних лет, уже «нюхавший порох». Он серьезен и сосредоточен, ведь он понимает, насколько тяжелые и жестокие испытания ожидают всех впереди. В углу сидит снайпер с винтовкой Мосина с оптическим прицелом.

За окнами проходят вереницы людей, отправляющихся в тыл. Они загрузили нехитрый скарб на подводы, и двинулись в глубь страны — идет эвакуация мирного населения.

 

Предметы периода войны

 

- Ящик с надписью «Московские патроны»

Предмет работает на сюжет, надпись «московские» — обозначение места. Это подсказка для посетителей о месте происходящих событий.

 

- Нагрудные знаки (работник метрополитена, кинолог, пожарный)

Показывают, что на защиту Москвы встали все жители города, представители самых разных профессий.

 

- Ручная сирена ОСОАВИАХИМ периода 1930-х гг.

Материал — латунь (в руках у милиционера).

 

- 7,62-мм пистолет-пулемет системы Дегтярева

Индивидуальное автоматическое стрелковое оружие, стрельба из которого ведется пистолетным патроном. На вооружении Красной армии с 1935 г. Производились до 1942 г.

- 7,62-мм снайперская винтовка Мосина обр. 1891/30 гг. с оптическим прицелом ПЕ

 

- Китель работника пожарной охраны

Элемент униформы пожарной охраны периода 1930-х - начала 1940-х гг.

Мультимедиа решения

Экраны-окна с оригинальным контентом: со специального ракурса снята историческая кинореконструкция событий периода эвакуации в СССР в формате высокого разрешения 4K.

Интерактивная панель с видео- и фотохроникой, инфографикой и исторической информацией.

Окоп

Идея

В этой части вагона остро ощущается контраст между мирным спокойным временем, которое было еще недавно, и внезапно обрушившейся на страну войной, надвигающимся ужасом. Первые оборонительные операции, отсутствие опыта у большинства бойцов и первые потери. Декорации иллюстрируют фрагмент линии укреплений, окопов и траншей на передовой в битве за Москву.

Взятию столицы СССР Гитлер придавал огромное значение, падение города должно было продемонстрировать всему миру триумф «молниеносной войны». Советское командование уделяло особое внимание организации обороны дальних и ближних подступов к Москве: строительство оборонительных рубежей началось еще в июле, и в этих работах участвовало до 250 тыс. человек. В невероятно трудных условиях осуществлялось тыловое обеспечение войск, не хватало горючего, автотранспортных и ремонтных средств. Несмотря на это, 5 декабря 1941 г. войска Красной армии перешли в контрнаступление, ставшее первым большим успехом в истории Великой Отечественной войны.

 

Основные мизансцены

В траншеях расположены фигуры советских солдат в момент боя: сцены ведения огня из стрелкового оружия, метания гранаты, помощи раненому. Перед посетителями тело погибшего немецкого солдата на бруствере траншеи. Чуть поодаль красноармеец, которого оглушило, контузило и двое курсантов — один из них заряжает личное оружие, готовясь к стрельбе, второй поднимается в атаку, а ополченец бросает гранату в надвигающийся на траншеи вражеский танк.

Вокруг историческая реконструкция боя. Слышны взрывы, во время которых чувствуется вибрация под ногами.

 

Предметы периода войны

 

- Шинель сотрудника Народного комиссариата путей сообщения (на фигуре ополченца)

 

- Шинель учащегося ремесленного училища (на фигуре ополченца)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: