Идея
Сидячий вагон, повторяющий интерьер второго вагона поезда. Весна 1945 года. 1418 дней войны позади, но они оставили не только отпечаток на лицах, но оставили глубокие шрамы в душах людей, прошедших это страшное испытание. Сколько было этих ребят – молодых неопытных пареньков, брошенных судьбой в котёл мировой войны?! Сколько их не вернулось? Сколько домов было погребено под слоем золы, пыли и крови? Сколько семей не дождалось своих любимых мужей, отцов, братьев и сестер? И какими героическими усилиями простые люди восстанавливали разрушенную страну? Все эти люди – настоящие герои, которые не ждали почестей, славы или богатства. Они просто хотели, чтобы жили мы с вами.
Основные мизансцены
Здесь, в последнем вагоне, зритель оказывается на стыке двух настроений — ликования и горечи потерь. Сначала мы видим всех тех, кто празднует Победу и окончание войны.
В вагоне авторы разместили скульптуры, прототипами которых являются известные люди, не дожившие до чудесной весны 45 года. Это важное напоминание о том, что без их вклада не было бы и Победы, именно поэтому очень символично то, что они словно сопровождают тех, кто держит путь домой.
Один из персонажей сжимает в руках газету о капитуляции Германии — «Ленинградская правда» №206 (9241) от 3 сентября 1945 г., — отсылка к резиденту советской разведки в Японии Рихарду Зорге (в 1944 г. скончался под пытками японцев).
Неподалеку персонажи, созданные на основе образов Марии Октябрьской — военнослужащей, танкиста, которая оплатила постройку танка Т-34 «Боевая подруга» и стала его механиком-водителем (погибла 15 марта 1944 года), генерала Ивана Васильевича Панфилова (погиб 18 ноября 1941 года) и писателя Аркадия Гайдара (погиб 26 октября 1941 года).
В середине вагона компания фронтовиков фотографируется на память, перед группой солдат и офицеров фотограф с камерой в руках, готовый сделать снимок.
Один из персонажей, позирующих для фотографии — тот, что стоит с поднятой рукой, полностью воссоздан с фотографии 1945 года. На его груди несколько медалей, одна из них — Георгиевский крест.
Символично повторяется уже знакомая зрителям пара из первого вагона — летчик с супругой. Но как они изменились: поседели, исхудали, в глазах застыла боль. Летчик как будто повторил судьбу мужчины-ветерана без ноги из первого вагона — теперь у него самого протез.
Недалеко от супружеской пары сидит фронтовой художник, у него в руках книга, в которой он создает зарисовки. Прототипом фронтового художника стал Борис Неменский, во время войны он писал этюды в Берлине, а сегодня преподает во ВГИКе. Автор экспозиции Дмитрий Поштаренко познакомился с ним, когда работал над панорамой о штурме Рейхстага в музее на Поклонной горе.
В конце вагона несколько солдат, проводивших в последний путь погибшего товарища — молчание, печальные лица на контрасте с царящей вокруг атмосферой победы и праздника, в скорбном жесте сняты головные уборы.
За окнами в полях фигуры солдат, не вернувшихся с войны. Они исчезают, но остаются в сердцах современников и потомков.
В последнем окне мы видим дорогу к деревенскому дому, у которого стоят женщины. Они всматриваются вдаль.
Предметы периода войны
- Газета «Ленинградская правда» № 206 (9241) от 3 сентября 1945 г.
- Табличка с изображением Гитлера из Кенигсберга
- Двухобъективный зеркальный фотоаппарат Zeiss Ikon Ikoflex (немецкий трофейный)
- Трофейная черная куртка кригсмарине (военно-морские силы вермахта)
- Куртка люфтваффе (военно-воздушных сил вермахта) с электрическим подогревом, трофейная (на фигуре фотографа)
- Оригинальный китель индивидуального пошива из коверкота
- Трофейный нож СА
СА — штурмовые отряды, военизированные формирования национал-социалистической немецкой рабочей партии, Sturmabteilung.
- Книга М. Гурина «Фронтовые зарисовки» (в руках фронтового художника)
Мультимедиа решения
В экранах-окнах исторические реконструкции возвращения советских солдат, созданные по мотивам фотографии военного корреспондента Евгения Халдея, а также оригинальная многокамерная съемка на темы “Они не вернулись из боя” и «Возвращение домой» в формате высокого разрешения 4K.
Интерактивная панель с видео- и фотохроникой Берлинской операции, инфографикой и исторической информацией.
Финальная сцена
Идея
Эта тематическая зона выглядит как обыкновенная современная электричка, только на скамейках нет ни одной скульптуры. Замысел раскрывается, когда посетитель садится на одно из мест. В отражении окон он видит тех, кто пожертвовал своей жизнью ради будущих поколений. Поезд — это метафора всей жизни человека. Каждому из нас, глядя в глаза тех, кто защищал нашу Родину, стоит задуматься над тем: для чего и как мы живем, достойно ли мы распорядились даром, данным нам – даром жизни.
Мизансцены
Интерьер сидячего пассажирского вагона (период — 1980-1990-е гг.).
Такое решение отсылает нас к первому сюжету, с которого начинается экспозиция — пассажирским вагоном довоенного времени. Но, в отличие от первого вагона, этот пустой. В экранах-окнах посетители видят вместо своего отражения - лица солдат той страшной войны. Сами посетители становятся участниками экспозиции.
Мультимедиа решения
Видео-проекции многокамерной съемки в формате высокого разрешения 4K и графики на тему «Бессмертный полк».