Игра по профориентации «Социальный работник»
Цели игры:
- Стимулирование интереса к изучению особенностей профессии «Социальный работник».
- Развитие творческого мышления обучающихся.
- Воспитание нравственно-этических качеств обучающихся.
Оборудование: материал для проведения этапов игры; учебники по социальной работе для мини-выставки; сведения о социальной работе (распечатанная презентация); жетоны
Методы: игра
Подготовительная работа: за 10 дней до проведения декады обучающимся дается задание составить кроссворд на тему «Знаешь ли ты свою профессию»; повторить темы по изучаемым дисциплинам
Мероприятие подготовлено в рамках проведения декады по профессии «Социальный работник»
Правила проведения игры:
В игре участвуют все желающие обучающиеся. За каждое правильно выполненное задание они получают 1 балл.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
- Задание «Соотнесите название и текст»
Учащимся предлагается подобрать и соотнести название с текстом. Текст содержит материал по социальной работе.
Тип и класс профессии
Профессия социального работника относится к типу «Человек – Человек», которая ориентирована на общение и взаимодействие с людьми, оказания помощи, проявления сострадания и эмпатии.
Профессия социального работника относится к классу исполнительских.
Содержание деятельности
Социальный работник занимается оказанием помощи и поддержки определенным незащищенным и слабозащищенным слоям населения: пенсионерам, одиноким старикам, инвалидам, беженцам, детям из неблагополучных семей, детям-сиротам, отказникам и тем, над кем оформлена опека или усыновление, лицам, испытывающим трудности с трудоустройством, получившим производственные травмы и т.д.
|
Социальный работник отслеживает и выявляет круг лиц, нуждающихся в помощи, наблюдении или консультировании; проводит приемы, беседы, консультации; осуществляет регулярные выезды на места нахождения подопечных, наблюдает за их жизнью и бытовыми условиями; определяет степень и характер собственного вмешательства в проблему; занимается координированием и курированием деятельности ряда социальных структур (обращается в медицинские учреждения, органы правопорядка и т. д.); производит покупку продуктов питания, медикаментов, товаров повседневного спроса, оказывает помощь по дому; при необходимости оказывает посильную медицинскую помощь; добивается назначения льгот. Если подопечный находится на стационарном лечении, соцработник обязан посещать его в больнице.
Требования к знаниям и умениям специалиста
В профессии социального работника личностные качества играют более важную роль, чем знания, навыки и квалификация. На первом плане - готовность к состраданию, терпение, желание помогать людям, способность принимать других такими, какие они есть. Но профессия все же требует некоторых специальных знаний и навыков.
Социальный работник должен знать:
правовые основы, акты и положения, регулирующие социальные отношения;
приемы оказания неотложной доврачебной помощи;
специфику работы с лицами пожилого возраста, детьми;
комплекса наук (психологии, медицины, социологии, экономики, права и т.д.);
владеть информацией о текущих проблемах социально-гуманитарной сферы;
|
основы доврачебной помощи.
Социальный работник должен уметь:
оказать помощь в вопросах профориентирования и трудоустройства;
оказать первую медицинскую помощь;
уметь решать возникающие конфликтные ситуации;
уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки;
уметь оказывать услуги, связанные с процессом реабилитации больных после выписки из больницы;
уметь слушать.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве социального работника необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
интерес и желание к работе с людьми, желание помогать людям;
тактичность, доброжелательность, отзывчивость;
хорошо развитое внимание (такие его параметры как объем, распределение и переключение);
хорошая память;
постоянный самоконтроль;
организованность;
высокая эмоциональная устойчивость;
общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь;
умение убеждать и решать конфликтные ситуации.
Условия труда
В зависимости от спецификации и квалификации, социальный работник работает большую или меньшую часть времени в помещении и на воздухе в условиях повышенного эмоционально-психического напряжения.
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для социального работника:
сердечно-сосудистые заболевания;
заболевания опорно-двигательного аппарата;
психические недуги и расстройства нервной системы, снижающие общую работоспособность и уравновешенность в общении, поступках и т.д.;
|
хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания;
люди, являющиеся бактерио- и вирусоносителями, а также имеющие вредные привычки (курение, наркомания и т.п.).
Базовое образование
Профессия подразумевает наличие начального, среднего либо высшего профессионального образования.
Области применения профессии
В зависимости от специализации представители этой профессии могут работать:
в органах социальной защиты населения;
центрах труда и занятости;
реабилитационных центрах различного профиля;
в центрах социальной помощи семье и детям;
детских домах и интернатах;
домах инвалидов и престарелых;
центрах по оказанию психосоциальной помощи населению;
Пенсионном фонде, Фонде социального страхования;
в органах опеки и попечительства.