Неисправности колес и способы их устранения приведены в таблице 10.7.
Таблица 10.7 - Неисправности колес
Причина | Способ устранения | |
Биение колеса | ||
Нарушение балансировки колес | Отбалансировать колесо, при необходимости заменить | |
Смещение балансировочных грузиков и шины при монтаже | Отбалансировать колесо | |
Деформация обода | По возможности выправить обод или заменить новым | |
Повреждение шины | Заменить шину | |
Недопустимый зазор в подшипниках ступицы колеса | Отрегулировать зазор | |
Повреждение шины | ||
Излом на борту шины из-за деформации | Отремонтировать или заменить обод новым, при сильном повреждении шину заменить | |
Обрыв нитей корда каркаса по краям протектора из-за перегрузки автомобиля | Не перегружать автомобиль, шину заменить | |
Разрыв покрышки при ударе вследствие повышенного давления в шине | Заменить шину новой, установить нормальное давление | |
Визг шин на виражах | ||
Ненормальное давление в шинах | Довести давление до нормы | |
Повышенный износ протектора | ||
Нарушены углы установки колес | Заменить изношенные детали | |
Езда на высокой скорости по неровным дорогам | Выбирать скорость в зависимости от состояния дороги | |
Слишком резкие разгоны автомобиля с пробуксовкой колес | Избегать резких разгонов | |
Частое пользование тормозами с блокировкой колес | Избегать блокировки колес | |
Повышенный зазор в подшипниках ступиц колес | Отрегулировать преднатяг подшипников | |
Перегрузка автомобиля | Не превышать допустимых нагрузок, указанных в инструкции по эксплуатации | |
Не выполнялась рекомендуемая перестановка колес | Переставлять колеса по общепринятой схеме | |
Неравномерный износ протектора | ||
Повышенная скорость на поворотах | Снижать скорость | |
Увод на поворотах, происходящий от неисправности подвесок | Отремонтировать подвеску | |
Дисбаланс колес | Отбалансировать колеса | |
Не работают амортизаторы | Отремонтировать амортизаторы или заменить их | |
Нарушен угол развала колес (износ только с одной стороны протектора) | Проверить и заменить изношенные детали | |
Пониженное давление воздуха в шинах (большой износ по краям протектора) | Установить нормальное давление | |
Повышенное давление воздуха в шинах (большой износ в средней зоне протектора) | Установить нормальное давление | |
Занижено схождение передних колес (изнашивается внутренний край протектора) | Отрегулировать схождение колес | |
Увеличено схождение передних колес (износ наружного края протектора) | Отрегулировать схождение колес | |
Нарушена регулировка рулевого управления, что вызывает неодинаковое схождение правого и левого колес (износ на внутреннем крае протектора одного колеса и на наружном – другого) | Отрегулировать схождение, проверить, не деформированы ли детали рулевого управления и подвески | |
При контрольном осмотре перед выходом из парка проверяется давление воздуха в шинах.
|
При контрольном осмотре в пути проверяется состояние шины и нагрев ступицы колеса.
При ЕТО производится очистка колес от грязи.
При ТО-1 проверяется крепление и при необходимости подтягиваются гайки крепления колес.
При ТО-2 проверяется и при необходимости регулируется затяжка подшипников ступиц колес. Осевой люфт или затяжку подшипников ступиц колес проверить покачиванием поддомкраченного колеса в направлении, перпендикулярном плоскости вращения колеса, а также вращением от руки. При правильной затяжке подшипников колесо вращается свободно, без заеданий и не имеет осевого люфта и качки.
|
Для регулировки подшипников ступиц необходимо закрыть шинные краны 1 (рисунок 10.14) всех колес. Поднять домкратом регулируемое колесо. Снять защитный кожух трубки подвода воздуха, идущей от шинного крана к вентилю камеры, и отсоединить трубку от вентиля камеры. На автомобиле КамАЗ-43114 снять фланец 5 полуоси (полуось) вместе с трубкой подвода воздуха, а на автомобиле Урал-4320-31 крышку ступицы 8 (рисунок 10.16) с угольником 7 и полуось 9. Вращая колесо рукой, проверить, нет ли заеданий и задевания тормозного барабана за накладки тормозных колодок. Отогнуть стопорную шайбу 37 (рисунок 10.14) контргайки 3, отвернуть контргайку 3 и снять замковую шайбу 4. Затем затянуть регулировочную гайку 6 крепления подшипников до начала торможения ступицы (во время затягивания гайки проворачивать колесо для правильного и равномерного распределения роликов по периметру обоймы подшипников), затем отпустить ее приблизительно на 1/6 оборота. Колесо при этом должно свободно вращаться без ощутимого осевого люфта. Установить замковую шайбу 4 так, чтобы стопорный штифт регулировочной гайки 6 совпал с ближайшим отверстием в замковой шайбе 4. Если отверстия не совпадут, то отвернуть гайку 6 до совпадения ближайшего отверстия со штифтом. Установить стопорную шайбу 37 и завернуть до отказа контргайку 3. Отогнуть стопорную шайбу 37 на грань контргайки 3. Далее проводить сборку в обратной последовательности. Пустить двигатель и довести давление воздуха в шинах до нормы. Кратковременным пробегом, без резких торможений проверить качество регулировки. В случае чрезмерного нагрева ступицы (проверять на ощупь) повторить регулировку.
|
При возникновении неравномерного износа шин необходимо переставлять колеса. При этом другие шины будут также изнашиваться неравномерно. В тех случаях, когда все шины изнашиваются равномерно, в перестановке нет необходимости. Каждая шина притирается к своему месту, и в этом случае ее износ будет минимальным.