Основными неисправностями могут быть: износ зубьев шестерен, подшипников, шлицев полуосей, деталей дифференциалов, поломка зубьев шестерен, скручивание полуосей, обрыв шпилек крепления фланцев полуосей или ослабление их гаек, течь масла через сальники и прокладки.
Признаками поломок или значительного износа деталей являются стук или повышенный шум в редукторе моста при движении автомобиля. Попадание масла в тормозные механизмы свидетельствует об износе сальников полуосей. Износ зубьев шестерен приводит к увеличению бокового зазора в их зацеплении.
Изношенные и поломанные детали подлежат замене. В случае разборки для этой цели главной передачи и дифференциала их последующая сборка и регулировка зацепления конических шестерен и подшипников выполняются в условиях ремонтной мастерской опытными специалистами.
Основные неисправности и способы их устранения приведены в таблице 9.2.
Таблица 9.2 - Основные неисправности механизмов ведущих мостов
Причина неисправностей | Способы устранения неисправностей |
Непрерывный шум при движении автомобиля | |
Сильный износ или повреждение шестерен Ослабление крепления подшипников Сильный износ подшипников Недостаточный уровень масла в картере моста | Заменить шестерни комплектно Подтянуть гайки крепления подшипников на валах Заменить подшипники, при установке отрегулировать предварительный натяг Проверить уровень, долить до нормы |
Повышенный шум при движении автомобиля со скоростью 30 – 60 км/ч | |
Пятно контакта конических шестерен главной передачи смещено в сторону широкой части зубьев ведомой конической шестерни | Отрегулировать зацепление по пятну контакта |
Шум при повороте или буксовании автомобиля | |
Изношены детали дифференциала | Заменить изношенные детали |
Повышенный шум при замедлении (торможении) автомобиля | |
Пятно контакта конических шестерен главной передачи смещено в сторону узкой части зубьев ведомой конической шестерни | Отрегулировать зацепление по пятну контакта |
Непрерывные стуки или «хрусты» при движении | |
Выкраивание или сколы на зубьях шестерен или в подшипниках Разрушение деталей шарнира равных угловых скоростей | Заменить поврежденные детали Заменить поврежденные детали |
Увеличенный зазор в зацеплении конических шестерен |
Продолжение таблицы 9.2
|
Причина неисправностей | Способы устранения неисправностей |
Износ зубьев конических шестерен Износ конических роликовых подшипников, значительный осевой зазор в зацеплении конических шестерен | Не регулировать до допустимого износа Отрегулировать затяжку подшипников, проверить правильность зацепления конических шестерен по пятну контакта и боковому зазору |
Течь масла из картера главной передачи | |
Износ и повреждение манжет и прокладок Ослабление затяжки гаек и болтов крепления картеров и крышек | Заменить Подтянуть гайки и болты |
Глава 10. Ходовая часть
Движение автомобиля по неровностям дороги, особенно на высоких скоростях, сопряжено с действием на его механизмы, перевозимый груз и людей значительных, оказывающих отрицательное воздействие динамических нагрузок.
Для уменьшения отрицательного воздействия, обеспечения согласованной и долговечной работы всех механизмов и систем в идеале необходимо иметь:
|
- жесткое, достаточно прочное и легкое основание, предназначенное для связи отдельных элементов конструкции автомобиля, воспринимающее все действующие на него при движении силы и моменты и испытывающее минимальные деформации;
упругую связь между колесами и основанием, способную не только смягчать, но и гасить возникающие при движении колебания, а также надежно передавать действующие на колеса силы и моменты;
установку колес одной оси, обеспечивающую постоянство дорожного просвета и предотвращающую самопроизвольное отклонение колес от заданной траектории движения.
Все перечисленные функции призвана выполнять ходовая часть. Она включает в себя раму, балки мостов, колесный движитель и подвеску.
Рама
Рама автомобиля представляет собой несущую часть его конструкции, к которой крепятся агрегаты (механизмы, узлы) автомобиля, воспринимающую все действующие на автомобиль усилия (рисунок 10.1).
1 – кронштейн передней рессоры; 2 – лонжерон; 3 – передний кронштейн крепления двигателя; 4 – кронштейны крепления амортизатора; 5, 8, 10 – кронштейны крепления кузова; 6 – задний кронштейн крепления силового агрегата; 7, 11, 13, 14, 20 - поперечины; 9 – кронштейн крепления выпускной системы двигателя; 12 – опора кронштейна задней рессоры; 15 – кронштейн крепления кузова;16 – кронштейн задней рессоры; 17 – опора кронштейна передней рессоры; 18 – кронштейн крепления пускового подогревателя; 19 – усилитель лонжерона;
21 – кронштейн крепления радиатора; 22 – кронштейн крепления облицовки радиатора
|
Рисунок 10.1 - Рама автомобиля УАЗ-3151
Рамы рассматриваемых автомобилей состоят из двух продольных балок – лонжеронов швеллерного сечения и поперечин. В наиболее нагруженных местах на лонжеронах устанавливаются усилители. Элементы рамы изготавливаются штамповкой и соединяются между собой заклепками. В передней части рамы к лонжеронам крепится буфер, а в задней части устанавливаются тягово-сцепное устройство, задние буферы и рым-болты для крепления аварийных цепей прицепа.
Рама автомобиля УАЗ-3151 (рисунок 10.1) для удобства снятия и установки двигателя вторая поперечина сделана съемной. В передней части рамы устанавливаются буксирные крюки. Все установленные на раме кронштейны, кроме двух приклепанных кронштейнов крепления неподвижных концов передних рессор 1, приварены электродуговой сваркой. Лонжероны имеют усилители 19.
Рама автомобиля КАМАЗ-43114 (рисунок 10.2) для обеспечения установки силового агрегата в передней части расширена. Лонжероны соединены пятью поперечинами 4, 6, 7, 9 и 11. Рама в месте крепления задней подвески, где находится четвертая поперечина 9, усилена косынками 8 и 10. Вместо буксирных крюков устанавливаются две буксирные вилки 3 с пальцами 2.
Рама автомобиля Урал-4320-31(рисунок 10.3) имеет шесть поперечин. Первая 3, вторая 24, третья 22 и четвертая 10 поперечины имеют трубчатое сечение. Пятая 12 и шестая 15 поперечины штампованные двутаврового и швеллерного сечения. Шестая поперечина съемная. Вторая трубчатая поперечина используется для крепления задней опоры кабины. В местах крепления балансирной подвески, задних кронштейнов передних рессор и заднего кронштейна основного топливного бака установлены усилители лонжеронов 8, 11. Тягово-сцепное устройство крепится в специальной поперечине 16.
Тягово-сцепное устройство (рисунок 10.4) служитдля соединения тягача с буксируемой техникой. Оно закрытого типа,двухстороннего действия, с резиновым упругим элементом.
Тягово-сцепное устройство (рисунок 10.2) состоит из корпуса с крышкой 25, буксирного крюка 23, упругого резинового элемента 16 (буфера), гайки 24 буксирного крюка и колпака 27. Буксирный крюк 23 вставлен в массивный цилиндрический корпус 25, закрытый с одной стороны защитным колпаком 27, с другой – крышкой и закрепленный четырьмя болтами на задней поперечине 11, а на автомобиле Урал-4320-31 – на специальной поперечине. Крюк 23 крепится к корпусу 25 при помощи гайки 24, навинченной на передний конец крюка и зафиксированной шплинтом 26. Внутри корпуса 25 на конической части крюка 23 установлен резиновый буфер 16, смягчающий ударные нагрузки при движении по неровной дороге. Буфер упирается через нажимные кольца 15 и 17 в торцы корпуса 25 и его крышки. Поверхности соприкосновения крюка 23 с крышкой и гайки 24 с корпусом 25 смазаны и снабжены пресс-масленками 14.
1 – передний буфер; 2 – буксирный палец; 3 – буксирная вилка; 4, 6, 7, 9, 11 – поперечины;
5, 13 – лонжероны; 8, 10 – косынки; 12 – задний буфер; 14 – пресс-масленка; 15 и 17 – нажимные кольца буфера; 16 – резиновый буфер; 18 – цепь шплинта замка; 19– шплинт замка; 20 – собачка защелки; 21 – ось защелки крюка; 22 – защелка; 23 – крюк; 24 – гайка крюка;
25 –корпус с крышкой; 26 – шплинт гайки крюка; 27 – колпак гайки крюка
Рисунок 10.2 - Рама автомобиля КамАЗ-43114
1 – передний буфер; 2 – буксирный крюк; 3, 10, 12, 15, 22, 24 – поперечины;
4, 5, 6, 29 – кронштейн опоры двигателя; 7, 28 – кронштейны амортизатора; 8, 11 – усилители лонжерона; 9 - задняя опора кабины; 13, 19 – лонжероны; 14 – нижний угольник платформы; 16 – поперечина ТСУ; 17 – кронштейн буфера заднего моста; 18 – левый кронштейн балансира; 20, 23 – кронштейны основного топливного бака; 21 – кронштейн воздушных баллонов; 25 – кронштейн пневмоусилителя; 26, 31 – кронштейны передней подвески; 27 – кронштейн дополнительного буфера; 30 - кронштейн буфера передней рессоры
Рисунок 10.3 - Рама автомобиля Урал-4320-31
1 – защитный колпак; 2 – штифт; 3 – гайка упорная; 4 – корпус; 5 – упругий элемент;
6 – кронштейн; 7 – буксирный крюк; 8 – собачка; 9 – защелка; 10 – шайбы; 11 – пресс-масленка; 12 – цепочка; 13 – шплинт; 14 – задняя поперечина рамы
Рисунок 10.4 - Тягово-сцепное устройство автомобиля УАЗ-3151