На автомобиле КамАЗ-43114 применяются двойные, центральные, односкоростные главные передачи с передаточным числом, равным 7,22.
На автомобиле применяются три главные передачи. Каждая главная передача состоит из картера с крышками, ведущего вала с подшипниками, ведущей конической шестерни, ведомой конической шестерни, ведущей цилиндрической шестерни c валом и подшипниками и ведомой цилиндрической шестерни.
Картеры 1 (рисунок 9.17) главных передач, среднего и заднего мостов конструктивно идентичны и установлены сверху на балках мостов с помощью шпилек, четыре из которых снабжены коническими разжимными втулками.
1 – картер главной передачи; 2 – заливная пробка; 3 – ведомое коническое зубчатое колесо; 4 – шпонка; 5 – ведущая цилиндрическая шестерня с валом; 6, 9, 16, 34, 36 – конические роликовые подшипники; 7, 32 – стаканы подшипников; 8 – крышка подшипника;
10, 19, 24, 47, 54 – опорные шайбы; 11, 49, 51 – гайки; 12 – регулировочная шайба;
13, 33 – регулировочные прокладки; 14, 31, 39 – прокладки уплотнительные; 15 – гайка регулировочная; 17 – чашка дифференциала; 18 – сателлит; 20 – крестовина; 21 – полуосевое зубчатое колесо; 22 – болт крепления чашек дифференциала; 23 – ведомое цилиндрическое зубчатое колесо; 25 – втулка сателлитов; 26, 40, 53 – подшипники роликовые цилиндрические; 27, 50, 56 – фланцы; 28 – грязеотражатель; 29 – манжета; 30, 41 – крышки; 35 – регулировочная втулка; 37 – ведущая коническая шестерня; 38, 55 – ведущие валы; 42, 48 – шайбы; 43 – крышка подшипника дифференциала; 44 – стопор гайки подшипника дифференциала; 45 – болт крепления; 46 – втулка распорная; 52 – шплинт, а – задний мост; б – промежуточный мост. A, B, F – регулируемые размеры
Рисунок 9.17 - Главная передача заднего и промежуточного мостов
|
автомобиля КамАЗ-43114
В нижней части картер заканчивается присоединительным фланцем с установочным центрирующим буртиком, которым главная передача крепится к балке моста. В специальных приливах картера выполнены расточки, в которых размещаются стаканы 7, 32 подшипников 6, 9, 34, 36 ведущего вала 38 и вала 5 ведущей цилиндрической шестерни, закрываемые крышками.
Для смазывания подшипниковых узлов в картере главной передачи имеются масляные карманы, а для обеспечения нормального подвода и отвода смазки к подшипникам в картере 1 и стаканах 7, 32 конических подшипников предусмотрены продольные и радиальные каналы. Из карманов масло по каналам поступает в полость между подшипниками.
Герметизация картера главной передачи осуществляется уплотнительными прокладками 14, 31, 39, а также манжетой 29, которая запрессована в крышку 30 подшипника и защищена от попадания на нее грязи грязеотражателем 28, приваренным к фланцу 27. Для уменьшения давления масла, циркулирующего через наружный подшипник ведущего вала, на манжету на этом валу установлено маслоотгонное кольцо, а в крышке 30, стакане 32 и картере выполнен канал, по которому масло сливается в картер.
На шлицевой конец ведущего вала 38 заднего моста установлены ведущая коническая шестерня 37 и фланец 27.
Вал 38 установлен на двух опорах. Одной опорой являются конические подшипники 34, 36 ведущей конической шестерни 37, другой – роликовый цилиндрический подшипник 40, установленный в расточке картера 1 на заднем конце вала. Для обеспечения смазки подшипника 40 в картере 1 предусмотрен продольный канал. Подшипник закрыт крышкой 41. Осевые усилия, передаваемые валом 38 при работе конической пары шестерен, воспринимаются роликовыми коническими подшипниками 34 и 36.
|
Ведущий вал 55 среднего моста (рисунок 9.17,б) установлен на двух опорах: передней опорой являются конические подшипники ведущей конической шестерни, задней опорой – роликовый цилиндрический подшипник 53, установленный в гнезде картера 1 редуктора. Концы вала 55 шлицевые. На передний шлицевой конец вала установлены ведущая коническая шестерня и фланец 56. На задний конец до упора во внутреннее кольцо подшипника установлен фланец 50, зафиксированный на валу гайкой 51. Для предотвращения вытекания смазки и попадания пыли и грязи в крышку подшипника 53 запрессована манжета, а к фланцу 50 приварен грязеотражатель. Фланец 50 взаимозаменяем с ведущим фланцем 27 заднего моста. Для обеспечения смазки подшипника 53 в картере предусмотрен продольный канал.
Ведущая коническая шестерня37имеет шлицевое отверстие, предназначенное для соединения с ведущим валом. Шестерня заднего моста отличается от конической шестерни среднего моста длиной ступицы.
Ведущая шестерня 37 среднего и заднего моста установлена на валу 38 и вместе с валом на двух конических подшипниках 34, 36 в картере 1. Внутреннее кольцо заднего подшипника 36 напрессовано на шейку шестерни 37, наружное кольцо на посадке скольжения установлено в расточке картера 1.
Наружное кольцо переднего подшипника 34 запрессовано в гнездо стакана 32, внутреннее кольцо на посадке скольжения установлено на шейке шестерни 37. Между подшипниками 34 и 36 установлена регулировочная втулка 35. От осевого смещения внутреннее кольцо переднего подшипника 34 фиксируется опорной шайбой 47, которая упирается в торец фланца 27. Фланец, в свою очередь, зафиксирован на валу 38 гайкой 49. Фланец взаимозаменяем с задним фланцем 50 среднего моста. Остальные элементы главной передачи заднего и среднего мостов конструктивных отличий не имеют.
|
Ведомая коническая шестерня3 напрессована на шейку ведущей цилиндрической шестерни 5 до упора в торец шестерни и от проворачивания стопорится шпонкой 4.
Ведущая цилиндрическая шестерня 5 выполнена заодно с валом и в сборе с ведомой конической шестерней 3 на двух опорах установлена в гнездах картера редуктора. Передней опорой является роликовый цилиндрический подшипник 26, внутреннее кольцо которого установлено на шейке вала 5, а наружное 50 в гнезде картера 1. Задней опорой являются два роликовых конических подшипника 6 и 9, внутренние кольца, которых установлены на шейках вала 5, а наружные 50 в стакане подшипников 7. Регулировка преднатяга подшипников осуществляется регулировочными шайбами 12.
Внутреннее кольцо наружного подшипника 9 опирается на шайбу 10, и оба подшипника фиксируются на ведущей цилиндрической шестерне гайкой 11, навинченной и закерненной в пазы на резьбовом конце шестерни. Для предохранения от самоотворачивания гайки опорная шайба имеет два специальных усика, входящих в пазы шестерни. Для обеспечения регулировки зацепления конической пары шестерен при установке стакана подшипников 7 между стаканом и картером устанавливается набор регулировочных прокладок 13. После установки и регулировки стакан подшипников ведущей цилиндрической и ведомой конической шестерни снаружи закрывается крышкой 8.
Ведомая цилиндрическая шестерня 23 косозубая. Шестерня в сборе с дифференциалом на двух конических подшипниках 16 установлена в картере редуктора. На чашки дифференциала 17 шестерня 23 установлена по посадке скольжения и крепится к ним болтами 22 с самоконтрящимися гайками.
Главные передачи промежуточного и заднего мостов в, основном, унифицированы. Главная передача промежуточного моста отличается от главной передачи заднего моста ведущим валом, ведущим коническим зубчатым колесом, упорной шайбой и фланцем первичного вала, который аналогичен фланцу, установленному на зубчатом колесе привода промежуточного и заднего мостов раздаточной коробки.
Главная передача переднего моста (рисунок 9.18) в отличие от главных передач промежуточного и заднего мостов прикреплена к картеру моста фланцами, расположенными в вертикальной плоскости. Оригинальные детали главной передачи переднего моста: картер 31 главной передачи, первичный вал 11, крышка 17, цилиндрический роликовый подшипник 8. Остальные детали и сборочные единицы унифицированы с деталями и сборочными единицами главной передачи заднего моста.