Своевременное и качественное техническое обслуживание (ТО) обеспечивает исправное состояние системы пуска и предотвращает ее отказы. Периодичность и объём ТО определяется инструкцией по эксплуатации.
При ТО №1 автомобиля необходимо очистить стартер от грязи, проверить его крепление и стяжные болты.
При ТО №2 необходимо проверить чистоту и затяжку всех контактных соединений рабочей цепи стартера, состояние коллектора и щеток. В случае загрязнения их протереть чистой ветошью, смоченной в бензине.
Рекомендуется не реже одного раза в год при очередном ТО №2 снять стартер с двигателя для осмотра в мастерской, при этом необходимо:
- продуть стартер сжатым воздухом;
- проверить состояние щеток и коллектора.
Состояние щеточно-коллекторного узла проверяют осмотром щеток и коллектора, измерением высоты щеток и усилия щеточных пружин. Если высота щетки меньше допустимого значения: 14 мм для стартеров СТ142Б2 и 25.3708-01; 6 мм для стартера 42.3708, то щетки заменяют. Замену проводят также при обнаружении механических повреждений щеток или токопроводящих канатиков; щетки должны свободно, без заеданий перемещаться в щеткодержателях. Направление усилия щеточных пружин должно совпадать с осью щеткодержателя. Ослабевшие пружины заменяют.
Усилие пружины проверяют динамометром. Оно должно составлять 1,8- 2,0 кгс для стартеров СТ142Б2 и 25.3708-01; 8,5- 1,4 кгс для стартера 42.3708. Поверхность коллектора должна быть чистой, равной и не иметь следов подгорания. Сильно подгоревший коллектор зачищают мелкозернистой наждачной бумагой, после чего частицы абразива удаляют. При сильном подгорании или значительном износе коллектора его протачивают.
|
Привод стартера должен свободно, без заеданий перемещаться в исходное положение под действием возвратной пружины.
Осевой люфт вала якоря не должен превышать 0,1 мм. Поперечный люфт вала в подшипниках должен быть незаметен. При значительном люфте вала необходима замена втулок в крышках со стороны привода или коллектора.
Состояние контактных болтов и диска реле определяют осмотром. При незначительном износе (подгорании) их зачищают. При большом износе или значительном подгорании болты следует повернуть на 180°, а диск перевернуть.
В стартер 25.3708-01, имеющий масленки для смазки подшипников вала якоря, необходимо залить 10- 15 капель масла указанного в инструкции по эксплуатации или, если нет указаний, то моторного масла.
После осмотра, замены и ремонта отдельных деталей стартер необходимо собрать, отрегулировать и установить на машину.
Регулировка привода стартеров
В стартере СТ142Б2 зазор между втулкой шестерни 26 привода (рисунок 16.2) и упорной шайбой 29 при включении тягового реле в момент замыкания контактного диска 17 с торцами зажимов 15 должен быть 0,5- 2,0 мм. При зазоре между шестерней и упорной шайбой 23 мм и включенном тяговом реле контактный диск 17 не должен замыкаться с зажимами 15. Замыкание контактов определяют с помощью контрольной лампы.
Регулируют привод поворотом эксцентриковой оси 24 рычага 23, на которой установлен фланец с шестью регулировочными отверстиями. Фланец проворачивают до совпадения отверстий с резьбовыми отверстиями крышки, затем вновь проверяют регулировку привода.
Регулировка привода стартера 25.3708-01аналогична стартеру СТ 142Б2
|
Для проверки стартера 42.3708 необходимо подать на клемму 16 тягового реле (рисунок 16.9) +12 В от аккумуляторной батареи, а корпус 9 соединить с отрицательной клеммой аккумуляторной батареи. При срабатывании тягового реле необходимо замерить зазор между торцом шестерни 3 и упорным кольцом 2, который должен быть 3- 5 мм. При необходимости регулировки зазора требуется отпустить гайку крепления эксцентриковой оси 28 рычага привода 26 и, поворачивая ось отверткой, добиться требуемой величины зазора. Затем, удерживая ось отверткой, затянуть гайку. После отсоединения проводов необходимо измерить расстояние от торца шестерни привода до привалочной плоскости корпуса 9 стартера, которое должно быть не более 34 мм. При необходимости регулировку повторить.
Возможные неисправности системы электропуска
И способы их устранения
Характерные неисправности системы электропуска приведены в таблице 16.2.
Таблица 16.2 - Характерные неисправности системы электропуска.
Неисправность | Признак | Причина | Способ обнаружения | ||
Система электропуска не работает | Стартер не включается (якорь не вращается) | Разряжена (неисправна) аккумуляторная батарея; | При включении стартера сила света ламп сильно уменьшается, однако при таком признаке возможно и замыкание обмоток стартера на корпус при механическом или тепловом разрушении изоляции проводов. Проверить степень разряженности по плотности электролита. | ||
Система электропуска не работает | Стартер не включается (якорь не вращается) | Обрыв одной из цепей электрического пуска | Определяется с помощью контрольной лампы при последовательном подключении к клеммам | ||
Неисправность реле включения стартера | При подаче напряжения на клеммы реле включения на клемме «С» отсутствует напряжение. (Не слышен щелчок при срабатывании контактов). | ||||
Отсутствует контакт в тяговом реле стартера, обрыв привода от реле включения стартера. | Слышен звук срабатывания контактов реле включения стартера, тяговое реле не срабатывает. | ||||
Отсутствует контакт контактного диска реле или щеток с коллектором электродвигателя стартера. | Тяговое реле срабатывает, двигатель не включается. | ||||
Замыкание обмоток стартера на корпус | При заряженной батарее при включении стартера сила света ламп сильно уменьшается- замыкание обмоток стартера на корпус при механическом или тепловом разрушении изоляции проводов. Определяется на стенде. | ||||
Система не обеспечивает проворачивание коленчатого вала с пусковой частотой | Медленное проворачивание вала стартера | Разряжена аккумуляторная батарея | Проверить технического состояния аккумуляторной батареи, крепление и надежность контакта проводов с выводами аккумуляторной батареи | ||
Межвитковое замыкание обмоток или подгорание коллекторно- щеточного узла | При исправной заряженной аккумуляторной батарее вал стартера проворачивается медленно. Определяется при испытании стартера на контрольно- испытательном стенде. | ||||
Плохой контакт в цепи обмоток стартера | |||||
Пробуксовка муфты свободного хода | |||||
Заедание вала якоря в подшипниках или задевание якоря за полюсы | |||||
стартер не выключается | стартер не выключается | Пригорание контактного диска или заедание якоря тягового реле | Звук работы электродвигателя стартера при переводе замка выключателя в «I» фиксированное положение или при выключении. | ||
|
Цепи системы проверяются контрольной лампой в последовательности их срабатывания:
- цепь обмотки реле включения стартера;
- цепь обмоток тягового реле стартера;
-цепь обмоток электродвигателя стартера.
При определении обрыва в цепи лампу подключают параллельно участкам цепи. Обрыв будет на том участке, при подключении к одному выводу которого контрольная лампа горит, а при подключении к другому выводу - не горит (рисунок 16.12).
Рисунок 16.12 - Схема проверки элементов системы пуска
При отсутствии контрольной лампы поиск места обрыва может проводиться путем исключения приборов. Так, цепь реле включения может быть заменена проводом, с помощью которого необходимо подвести напряжение батареи к тяговому реле. Если стартер включится- неисправность в цепи реле включения.
Тяговое реле стартера также может быть исключено шунтированием обмоток. Для этого необходимо подать напряжение непосредственно в цепь электродвигателя стартера. При исправной цепи электродвигателя якорь будет вращаться с большой частотой. Если цепь неисправна, якорь вращаться не будет. Вращение якоря определяется на слух, так как частота вращения достигает 5-7 тыс. мин-1. Срабатывание реле включения и тягового реле также слышно по характерным щелчкам. Однако о включении цепи по щелчкам судить нельзя.
Место короткого замыкания определяют в сильноточных цепях не подключённых к амперметру- визуально, в слаботочных- поочередным отключением элементов цепи. Если при очередном отключении провода показания амперметра не уменьшаются, то неисправность находится в предыдущем до отключаемого элемента участке цепи.
Для диагностирования системы электропуска автомобилей КамАЗ и Урал состоящей из семи приборов, рекомендуется следующая очередность проверок.
В первую очередь осуществляется проверка аккумуляторных батарей. Внешним осмотром проверяют состояние выводов наконечников и плотность их крепления на полюсных выводах. В случае сомнения по поводу степени заряженности батареи замеряют плотность электролита.
Вторая проверка- определить наличие напряжения на амперметре. Последовательным подключением контрольной лампы к клеммам амперметра определить исправность цепи до амперметра и самого прибора. Подключение осуществлять одним выводом к массе автомобиля, другим к соответствующей клемме амперметра.
Последующая проверка- проверка выключателя приборов и стартера. Подключение контрольной лампы осуществляется к выводу «AM», затем после установки ключа выключателя приборов и стартера во второе нефиксированное положение к выводу «СТ». Если лампа горит в обоих случаях, то цепь до выключателя приборов и стартера и сам выключатель исправны.
При наличии реле блокировки стартера четвертая проверка- проверка его исправности. Для проверки цепи питания реле один вывод контрольной лампы подключают к выводу 2 штекерного разъёма, другой- к массе. Ключ выключателя приборов и стартера должен находится в первом фиксированном положении. На выводы 3 и 6 напряжение должно подаваться при переводе ключа выключателя приборов и стартера во второе нефиксированное положение. Отсутствие напряжения на выводе 3- признак неисправности цепи реле включения стартера или самого реле, на выводе 6 – неисправности цепи питания реле включения или участка от реле включения до реле блокировки.
После выполнения этих проверок определяют исправность самого реле блокировки, для чего перемыкают перемычкой выводы 3 и 1 штекерного разъёма и переводят ключ выключателя приборов и стартера во второе нефиксированное положение (включают стартер). При срабатывании реле включения неисправно реле блокировки.
Следующая проверка- реле включения стартера. Проводом кратковременно запитать положительный вывод "К" реле от "+" амперметра. При этом должен быть слышен щелчок включения контактов. При отрицательной реакции второй вывод «К» реле замкнуть на корпус и повторить подключение.
Для того чтобы убедиться в замыкании контактов и реле, необходимо контрольную лампу подсоединить к выводу "С" реле включения стартера. Если лампа горит при подаче напряжения на клемму "К", значит контакты реле замыкаются.
Проверка тягового реле стартера осуществляется кратковременным подключением провода к "+" аккумуляторных батарей и к выводу, втягивающему обмотки реле стартера. Если слышен удар якоря и контактного диска, то реле срабатывает. Электродвигатель при этом должен вращаться. Если электродвигатель стартера не вращается, то контрольной лампой проверяют наличие напряжения на контактном болту, связанном с электродвигателем. Если лампа горит, при срабатывании тягового реле стартера следовательно неисправность в электродвигателе стартера.
Его проверка осуществляется кратковременным перемыканием выводов тягового реле металлическим предметом. Вал якоря электродвигателя в данном случае должен вращаться свободно на холостом ходу.