Сигнализации
Система освещения предназначена для освещения дороги объектов на ней и вне её, подкапотного пространства, рабочего места водителя, контрольно-измерительных приборов, грузовой платформы автомобиля, световой сигнализации - передачи участникам движения информации о характере движения транспортного средства (торможение, разгон, стоянка), о совершаемом маневре (поворот, обгон, разворот), о виде транспортного средства, его габаритах и принадлежности.
Состав приборов систем автомобилей КамАЗ-43114, Урал-4320-31, УАЗ-3151 приведен в таблице 18.1.
Таблица 18.1 - Приборы систем освещения, световой и звуковой сигнализации
Наименование | Маркировка и характеристика | ||
КамАЗ-43114 | Урал-4320-31 | УАЗ-3151 | |
Фары головного света | асимметричного светораспределения и двухнитевыми лампами | ||
Две, 404.3711 | Две, 404.3711 | Две, ФГ-150-Г1 | |
Передние фонари | комбинированный, двухсекционный | ||
Два, ПФ133-АБ, | Два, ПФ130, | ||
Противотуманные фары | Две, ФГ152-А | - | |
Фара- прожектор | 171.3711 | 17.3711 | |
с галогенной лампой АКГ24-70 | |||
Фонарь задний противотуманный | 2462.3716 | - | |
Задние фонари | Два, ФП133-АБ | Два, ФП132 | |
комбинированные, трехсекционные, секциями габаритных огней, указателей поворота и сигнала торможения | |||
Фонарь подкузов. подсветки | ФП103-Г, с лампой А24-5 | ФП103-Г, с лампой А24-5 | - |
Фонарь освещения номерного знака | Два, ФП134-Б | ФП134 | |
Плафоны освещения кабины | Два, П1.3714010, с лампами 21 и 5 Вт | ПК-201-Д, с лампой А24-21 | ПК-201, с лампой А12-21 |
Плафон освещения вещевого ящика и спального места | ПК142-Б, с софитной лампой 5 Вт | - | - |
Плафон освещения платформы | 11.3714010 | - | |
Фонарь подкапотной лампы | ПД308-Б-О | ПД308-Б | |
Выключатель освещ. панели щитка приборов | ВК416-Б-01 | - | |
реостатного типа | |||
Центральный переключатель света | 581.3710-01 | П305 | П312 |
Комбинированный переключатель света | 89.3709 | 89.3709- | - |
Ножной переключатель света | - | П53 | П53 |
|
Двухконтактные розетки переносной лампы | 47К и (или) ПС400 | 47К и (или) ПС400 | 47К и (или) ПС400 |
Реле- прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации | РС951-А | РС950 | |
контактно-транзисторный | |||
Переключатель указателей поворота | Комбинированный переключатель 89.3709 | П110А | |
Боковые повторители указателей поворота | Два, УП101-В | ||
Выключатель аварийной сигнализации | 32.3710 | ||
Комплект электрических звуковых сигналов | С306Д/С307Д-01, рупорный, двухтональный | С311-В, вибрационный безрупорный | |
Фонарь заднего хода | 2102.3711-01 | 2112.3711-01 | |
Блоки контрольных ламп | 2312.3803010-23 и 2312.3803010-24 | ПД511Е ПД512Е | - |
Фара (рисунок 18.1) состоит из следующих основных элементов: корпуса 5, оптического элемента (включающего в себя лампу 2, отражатель 9 и рассеиватель 10), регулировочных винтов 3.
Оптический элемент неразборный крепится к опорному кольцу 4 внутренним ободком 1, состоит из отражателя и рассеивателя. Для его фиксации в определенном положении кольцо имеет три несимметрично расположенных окна, крепление осуществляется с помощью винтов 13.
По периферии опорного кольца также предусмотрены пазы, в которые входят головки регулировочных винтов 3. Винты обеспечивают необходимую регулировку направления светового потока фары в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
1 – внутренний ободок; 2 – лампа; 3 – регулировочный винт; 4 – опорное кольцо; 5 – корпус; 6, 8 – соединительная колодка; 7 – провода; 9 – отражатель; 10 – рассеиватель; 11 – экран;
|
12 – держатель экрана; 13 – винт крепления ободка
Рисунок 18.1 - Фара 404.3711
В каждой фаре установлена двухнитевая лампа А24-55+50. В маркировке лампы приняты следующие обозначения: А – автомобильная; 24 – номинальное напряжение бортовой сети; 55 – мощность нити дальнего света, 50 – мощность нити ближнего света, Вт.
Нить дальнего света лампы расположена в фокусе отражателя и обеспечивает получение горизонтального пучка света с малым углом рассеивания. Этим достигается освещение дорожного полотна перед автомобилем на большом расстоянии, но приводит к ослеплению водителей встречного и попутного транспорта.
Нить ближнего света выведена из фокуса, что обеспечивает отклонение пучка света от оптической оси и направление большей его части вправо и вниз. Этим достигается освещение дорожного полотна перед автомобилем на достаточном расстоянии и безопасный встречный разъезд. Ближний свет значительно снижает ослепление участников дорожного движения при достаточном уровне освещенности дороги и правой стороны обочины.
Фара-прожектор 171.3711 (рисунок 18.2) предназначена для освещения местности вне зоны, освещаемой основными фарами. Использование ее для освещения дороги при движении автомобиля не допускается.
Рисунок 18.2 - Фара-прожектор 171.3711
Включение освещения панели щитка приборов происходит при включении передних и задних габаритные фонарей. Все лампы освещения приборов и выключателей соединены параллельно друг другу и источнику тока, что обеспечивает одинаковую яркость свечения и предотвращает разрыв цепи при перегорании одной из ламп.
|
Включение дальнего света фар осуществляется комбинированным переключателем (рисунок 18.3), расположенным на рулевой колонке, при включенном во второе положение центральном переключателе света. При этом остаются включенными передние, задние габаритные огни и фонари освещения номерного знака, а ближний свет выключается. Включение дальнего света происходит также с использованием реле. Цепь питания фонарей и фар разделена по бортам на два независимых участка, каждый из которых защищается собственным предохранителем. Этим обеспечивается большая надежность системы.
Особенности систем освещения автомобилей Урал-4320-31 и УАЗ-3151
В автомобилях Урал-4320-31 и УАЗ-3151 в качестве центрального переключателя света (ЦПС) используется переключатель со штоком и контактной пластиной (рисунок 18.4). При этом на автомобиле УАЗ-3151 в ЦПС установлен реостат (поз. 14, 15, 16) для изменения яркости освещения приборов, а на автомобиле Урал-4320-31 данный элемент установлен отдельно на панели приборов.
1 – рычаг переключателя света и указателей поворота; 2 – рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателя; I - включен указатель правого поворота; II - включен указатель правого поворота (нефиксированное); III - включен указатель левого поворота (нефиксированное); IV - включен указатель левого поворота; V – сигнализация дальним светом (нефиксированное); VI - включен дальний свет; 0 - все выключено; А - первая скорость стеклоочистителя; В - вторая скорость стеклоочистителя; С - прерывистый режим работы стеклоочистителя; D – включен стеклоомыватель (нефиксированное)
Рисунок 18.3 - Комбинированный переключатель 89.3709
Для переключения с ближнего света на дальний и обратно используется ножной переключатель света (НПС) (рисунок 18.5). Он имеет герметичное исполнение и установлен на полу кабины слева. Переключение света фар осуществляется нажатием ноги на плунжер 2 переключателя. Сжимая пружину 3, плунжер с помощью штока 5 вращает храповик 7, который увлекает за собой изоляционную шайбу 9 с контактной пластиной 10 и замыкает в необходимой последовательности клеммы 12, расположенные на контактной панели 11.
1 – шток; 2 – кронштейн; 3 – корпус реостата; 4, 7 – клеммы; 5 – изолятор;
6 – контактная панель; 8 – контактная пластина; 9 – пружина пластины; 10 – пружина шарика; 11 – каретка; 12 – корпус переключателя; 13 – шарик фиксатора; 14 – изолятор реостата, 15 – подвижный контакт, 16 – резистор
Рисунок 18.4 - Центральный переключатель света
I – включен дальний свет; II – включен ближний свет; 1 – защитный резиновый уплотнитель; 2 – плунжер; 3 – пружина штока; 4 – корпус; 5 – шток; 6 – ось; 7 – храповик; 8 – пружина храповика; 9 – изоляционная шайба; 10 – контактная пластина; 11 – контактная панель;
12 – клемма
Рисунок 18.5 - Ножной переключатель света
Два передних фонаря ПФ133-АБ (рисунок 18.6) предназначены для обозначения габаритов автомобиля и подачи светового сигнала поворота. Они установлены на переднем бампере. Фонарь состоит из двухцветного рассеивателя 1, двух отражателей 2, двух патронов 4, ламп 6 и 3 соответственно для габаритного света (А24-5) и указателя поворота (А24-21), корпуса 7, прокладки 8, штекерного разъема 5.
Рисунок 18.6 - Передний фонарь ПФ133-АБ
Задний унифицированный фонарь (рисунок 18.7) типа- ФП133 прямоугольной формы, трехсекционный. Крайняя секция относительно кузова автомобиля имеет рассеиватель оранжевого цвета, параболический отражатель, лампу мощностью 21 Вт и выполняет функции указателя поворота. Средняя секция с рассеивателем красного цвета и лампой мощностью 5 Вт выполняет функции габаритного и стояночного огней. Другая крайняя секция с рассеивателем красного цвета, параболическим отражателем и лампой мощностью 21 Вт выполняет функции сигнала торможения.
Рисунок 18.7 - Фонарь задний ФП133-АБ
Фонари освещения номерного знака ФП134-Б устанавливаются на левой стороне задней обвязки грузовой платформы, над номерным знаком.
Боковые повторители указателей поворота устанавливаются на левой и правой сторонах автомобиля. Боковой повторитель (рисунок 18.8) состоит из пластмассового основания 1, в который вмонтирован патрон 2 лампы, лампы 3 типа А24-5, резиновой прокладки 4 и рассеивателя 5 оранжевого цвета.
Рисунок 18.8 - Боковой повторитель указателей поворота УП101-В
Прерыватель указателей поворота (рисунок 18.9) (тип РС951-А, контактно-транзисторный, со встроенной электронной защитой от коротких замыканий в цепи сигнальных ламп) предназначен для обеспечения прерывистого свечения сигнальных ламп при сигнализации о повороте и аварийной остановке с частотой 90 ± 30 раз в минуту.
Рисунок 18.9 - Электрическая схема прерывателя указателей поворота РС951
Он состоит из задающего генератора импульсов, выполненного на транзисторах, коммутатора сигнальных ламп и их цепей, защитного устройства для предохранения элементов прерывателя от перегрузок в момент короткого замыкания в цепи сигнальных ламп.
Задающий генератор прерывателя выполнен на транзисторах V1, V6, V8 по схеме астабильного генератора с обратной электромеханической связью.
Задающий генератор управляет работой реле К3 сигнальных ламп и определяет частоту и продолжительность их включения. Реле К2 и К1 включают контрольные лампы указателей поворота тягача и прицепа в блоке контрольных ламп. Если одна из сигнальных ламп перегорит или в ее цепи будет обрыв, ток, протекающий через обмотки реле К1 и К2, уменьшается, и реле не включают контрольные лампы, что сигнализирует о неисправности в цепи сигнальных ламп тягача или прицепа. В то же время частота мигания исправных ламп не изменяется и определяется задающим генератором прерывателя. Схема защиты от коротких замыканий в цепи сигнальных ламп выполнена на тиристоре V2 и транзисторе V3. Все элементы прерывателя смонтированы на печатной плате, которую устанавливают в пластмассовый корпус. Подключение прерывателя к бортовой сети автомобиля осуществляется с помощью штекерного разъема. Обозначения выводов прерывателя расшифровываются следующим образом: КТ – контрольная лампа тягача (автомобиля), КП – контрольная лампа прицепа, ПТ – правый борт тягача, ЛТ – левый борт тягача; ЛП – левый борт прицепа; ПП – правый борт прицепа; ЛБ – левый борт; ПБ – правый борт; П – переключатель указателей поворота.
Прерыватель работает в двух режимах: сигнализации направления поворота и сигнализации аварийной остановки.
Первый режим задается при включенном выключателе приборов и стартера и переключателем указателей поворота и обеспечивает мигание сигнальных ламп левого или правого борта в зависимости от положения переключателя.
Включение режима аварийной сигнализации осуществляется выключателем аварийной сигнализации. При этом к прерывателю подключаются сигнальные лампы обоих бортов автомобиля и прицепа одновременно, минуя выключатель приборов и стартера и переключатель указателей поворота.
При включении аварийной сигнализации одновременно с сигнальными лампами мигает лампа, вмонтированная в рукоятку выключателя аварийной сигнализации, что свидетельствует о ее включении.
Сигнализация тормозного управления предназначена для информирования водителя об аварийном падении давления в тормозных контурах. Она состоит из пневматических включателей сигнализаторов падения давления в I, II, III, IV тормозных контурах (рисунок 18.10), сигнализаторов в блоке контрольных ламп, включателя сигнализатора стояночного тормоза, реле-прерывателя сигнализатора стояночного тормоза и предохранителя на 8 А. Также с данной системой совместно работают реле сигналов торможения и звуковой реле-сигнализатор.
Рисунок 18.10 - Включатель сигнализатора падения давления в тормозном контуре ММ124
Система звуковой сигнализации предназначена для подачи звукового сигнала другим участникам движения с целью повышения безопасности дорожного движения, а также для информирования водителя о критических значениях параметров некоторых систем.
Система звуковой сигнализации автомобиля КамАЗ включает в себя:
- комплект электрических сигналов С306Д/С307Д-01;
- реле звуковых сигналов 901.3747;
- звуковой реле-сигнализатор (зуммер) 733.3747-10;
- предохранитель на 16 А блока предохранителей типа ПР112.
Комплект звуковых сигналов (рисунок 18.11) установлен под кабиной на передней поперечине рамы.
1 – мембрана; 2 – изолированный вывод обмотки; 3 – обмотка электромагнита;
4 – регулировочные гайки; 5 – пластина неподвижного контакта; 6 – сердечник электромагнита; 7 – упорный штифт; 8 – контакты; 9 – пружина подвижного контакта; 10 – корпус; 11 – подвеска сигнала; 12 – рупор; 13 – якорь
Рисунок 18.11 - Рупорный звуковой сигнал
Включение звуковых сигналов производится нажатием на левый рычаг комбинированного переключателя (вдоль его оси). При этом вывод обмотки реле звуковых сигналов оказывается подключенным к корпусу автомобиля (а следовательно, к отрицательному выводу АКБ) и электрический ток начинает протекать через обмотку реле. В результате реле срабатывает и электрический ток поступает на звуковые сигналы (рисунок 18.12).
1 – тональный звуковой сигнал; 2 –кнопка включения; 3 –реле сигналов
Рисунок 18.12 - Схема подключения звуковых сигналов
Звуковой реле-сигнализатор (зуммер) (рисунок 18.13) сигнализирует звуком об аварийном падении давления в контурах тормозного привода автомобиля, о включении блокировки межколесных дифференциалов, а также об аварийном падении давления в смазочной системе и повышении температуры в системе охлаждения. С помощью данного сигнализатора водителю можно подать сигнал из кузова при нажатии на установленную там кнопку.
1 – резистор; 2 – контакты; 3 – якорь; 4 – упругая пластина; 5 – ярмо; 6 – обмотка; 7 – основание
Рисунок 18.13 - Звуковой реле-сигнализатор 733.3747
Звуковой реле-сигнализатор - электромагнитное реле с нормально замкнутыми контактами 2. Обмотка 6 сердечника включена последовательно с контактами реле. При выключенном зуммере контакты реле находятся в замкнутом состоянии, под действием упругой пластины 4, якоря 3. При нажатии на кнопку включения 8 ток проходит по обмотке и вызывает намагничивание сердечника, якорь притягивается к сердечнику и вызывает размыкание контактов. Ток в обмотке прерывается, сердечник размагничивается. Под действием упругой пластины 4 контакты замыкаются и процесс повторяется вновь. Колебания якоря вызывают колебания воздуха, которые слышны в кабине. Искрение между контактами уменьшается путем включения резистора 1 параллельно контактам.
Особенности систем сигнализации автомобилей Урал-4320-31 и УАЗ-3151
На автомобиле Урал-4320-31 установлен гидравлический выключатель сигналов торможения, его устройство и работа представлены на рисунке 18.14.
1 – штуцер подвода тормозной жидкости; 2 – резиновая диафрагма; 3 – корпус; 4 – контактная пластина; 5 – пружина; 6, 7 – выводные зажимы; 8 – основание
Рисунок 18.14 - Гидравлический выключатель сигналов торможения ВК12
В отличие от КамАЗ-43114 на автомобилях установлен переключатель указателей поворота П110А, его устройство показано на рисунке 18.15.
1 – втулка; 2 – корпус; 3 – контактная колодка; 4 – пружина; 5 – скоба крепления; 6 – стойка ролика; 7 – ролик; 8 – втулка ролика; 9 – рычаг; 10 – крышка; 11 – винт
Рисунок 18.15 - Переключатель указателей поворота П110А
Реле-прерыватель указателей поворота РС950 автомобиля УАЗ- 3151, отличается от реле РС951 тем, что оно рассчитано на номинальное напряжение 12 В, и в нём отсутствует блок защиты от коротких замыканий в цепях сигнальных ламп.
На автомобиле УАЗ- 3151 установлен сигнализатор аварийного состояния гидропривода тормозов с выключателем ВК424, который срабатывает при снижении давления в одном из контуров раздельной системы тормозов.