ПРОГРАММА
«Через тернии к звездам»,
ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
«РЕСПУБЛИКА ДЕТСТВА»
![]() |
г.Нефтеюганск, 2011г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Полное название проекта | программа «Через тернии к звездам», летнего оздоровительного лагеря «РЕСПУБЛИКА ДЕТСТВА» с дневным пребыванием детей |
2. Автор программы | Творческая группа педагогов: Донская О.Д., Кадачигова Е.А., Ахтямова Х.М., Часовских Е.А. |
3. Руководитель программы | Донская Ольга Демьяновна |
4. Территория | ХМАО- Югра, г.Нефтеюганск |
5. Юридический адрес учреждения | 628305 ХМАО -Югра, Тюменская область г. Нефтеюганск, 11 «Б» микрорайон, ул.Центральная, здание 18 |
6. Телефон | 8(3463)234272, 233277, 234832 |
7. Форма проведения | Лагерь с дневным пребыванием детей |
8. Цель программы | Социализация детей и создание условий для активного отдыха и оздоровления детей. |
9. Специализация программы | Организация летнего отдыха детей в форме космической игры-путешествия, обучение детей: навыкам ЗОЖ, безопасности, взаимодействию друг с другом, профилактика безнадзорности. |
10. Срок реализации | Июнь 2011 г. |
11. Количество подпрограмм | |
12. Место проведения | на базе МБОУ «СОШ № 14» г. Нефтеюганска |
13. Официальный язык программы | Русский |
14. Общее количество участников программы | 168 |
15. География участников | Дети, проживающие в 11мкр., 11а мкр., 11б мкр., «Нефтяник», «Звездный», СУ – 10, УМ-4. |
16. Условия участия в программе | До 15 лет, представившие необходимый пакет документов. |
Пояснительная записка.
Летние каникулы даны школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. У детей во время каникул образуется огромное пространство свободного времени. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях за пределами города, округа, в санаториях, в летних пришкольных оздоровительных лагерях.
С целью организации летнего отдыха детей на базе МОУ «СОШ № 14» организуется летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей (лагерь) Предполагается за период работы лагеря оздоровить 152 ребёнка. Возраст детей до 15 лет. Продолжительность смены 21 день. Обращение к проблеме социализации для нашего образовательного учреждения считается актуальной, так как лагерь посещают подростки из семей с малым достатком, проживающие в микрорайоне, который является в большей части неблагоустроенным частным сектором в городе, удаленным от центра, состоящим из временного жилья: балки, вагончики и др.. А также лагерь посещают подростки из неблагополучных семей, состоящие на различных видах учёта: внутришкольном, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделе по делам несовершеннолетних при УВД, склонных к правонарушениям. Школа в микрорайоне является единственным социальным центром, формирующим позитивное отношение к жизни, предоставляющим возможность подросткам раскрыть свои способности и удовлетворить социальные потребности. Проблема детей с поведением, отклоняющимся от нормы, стоит на первом месте в воспитательной работе нашей школы. В качестве справки: в школе всего 589 обучающихся, из них опекаемых 1,7%; неблагополучных семей 2,2%; многодетных семей 19,7%; малообеспеченных семей 19,4%; семей мигрантов 3,4%; обучающихся отнесённых к «группе риска» 22,6%; состоящих на всех видах учёта 10,4%; проживающих в частном неблагоустроенном секторе 46,5%; совершивших правонарушения за 2010-2011 год 0,3%.
Таким образом, организуя занятость детей в лагере, школа решает проблемы предотвращения детской и подростковой преступности и безнадзорности.
Разработана система стимулирования успешности и личностного роста подростка. По итогам образовательного блока они получают удостоверение инструктора различных направлений, например, инструктор по физической культуре, инструктор-волонтер, инструктор-аниматор и т.д.
Учитывая контингент подростков, их возрастные особенности организованы отряды «Ястреб », «Девчата» для детей, попавшихв трудную жизненную ситуацию и имеющих отклонения в поведении подростков. Для работы в этих отрядах обязательно привлекаются специалисты городских служб:: УСО ЦСПиД «Веста», ОГИБДД, ОМВД России по г.Нефтеюганску, ОДН ОМВД России по г. Нефтеюганску, ГО и ЧС, КДН и ЗП при администрации города.
В нашем распоряжении в течение всей смены находятся 6 классных комнат площадью 70 кв.м., школьная столовая, медицинский кабинет, малый спортивный зал,2 спальные комнаты, актовый зал, оборудованная спортивная площадка, свободная площадь без построений и жилых домов, где можно проводить с минимальным риском для детей игры на местности, школьный автобус.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
· Укрепления здоровья;
· Летней занятости детей;
· Обучения детей культурному досугу;
· Продолжения образовательного процесса в условиях лета для детей билингвистов;
· Профилактики правонарушений среди детей;
· Оказания помощи детям, напавшим в трудную жизненную ситуацию;
· Удовлетворения у детей социальных потребностей.
При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе космодрома:
· Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
· Принцип творческого отношения к делу;
· Принцип добровольности участия в делах;
· Принцип учета возрастных особенностей детей;
· Принцип доступности выбранных форм работы.
Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошлых лет показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры-путешествия. В школе в течение учебного года проходит игра-путешествие по республике Детства. Дети в течение года с удовольствием принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, путешествуя от станции к станции, вели дневник путешественника.
В этом году работа лагерной смены будет проходить в «Открытом космосе». Назвали мы нашу программу «Per asp era ad Astra», что означает «Через тернии к звёздам» (Сенека). Программа лагеря является продолжением воспитательной работы школы.
Цели и задачи программы.
Цель программы: социализация детей и создание условий для активного отдыха и оздоровления детей.
ЗАДАЧИ:
1. Способствовать формированию позитивного отношения к жизни и предотвращению детской преступности и безнадзорности подростков.
2. Предоставить возможность детям раскрыть свои способности и удовлетворить социальные потребности.
3. Способствовать укреплению здоровья и физическому развитию детей.
Содержание и формы реализации
Программы.
Реализация целей и задач смены осуществляется на программе «Через тернии к звёздам». Все дети делятся на две возрастные группы. Каждый экипаж (экипаж корабля) имеет свое название, планирует свою работу с учётом обще лагерного плана. Центром всего является космодром, название которому тоже предстоит придумать детям, когда они соберутся в лагере.
Этапы реализации программы:
Ø Подготовительный;
Ø Организационный;
Ø Основной;
Ø Заключительный.
Этапы программы
подготовительный этап | ||||
события | сроки | участники | ответственный | |
Подбор кадров: воспитателей, вожатых; | май | Воспитатели, технический персонал лагеря, вожатые | Директор космодрома, начальник лагеря | |
Проведение теоретических и практических занятий с вожатыми; | Педагог-организатор | |||
Проведение семинара с работниками лагеря, знакомство с программой лагеря «Через тернии к звёздам» | Заместитель директора на воспитательной работе | |||
Подготовка методических и диагностических материалов; | Методист космодрома, заместитель директора на воспитательной работе | |||
Проведение инструктивных совещаний. | Инженер охраны труда, начальник лагеря | |||
Организационный этап | ||||
Формирование экипажей | первый день | дети | Воспитатели | |
Сбор-старт Планета знакомств | Старший воспитатель | |||
Знакомство с режимом работы лагеря, разработка правил жизни в лагере (кодекса чести космонавта) | Воспитатели, вожатые | |||
Выбор названия и девиза экипажа | ||||
Выбор командира экипажа и других членов экипажа | ||||
Выбор символики экипажа | ||||
Оформление уголков, заполнение вахтенного журнала экипажа | ||||
Основной этап | ||||
Профилактические события по плану; | 2-19 день | дети | Воспитатели, вожатые Старший воспитатель | |
Краеведческие события по плану; | ||||
Экологические события по плану; | ||||
Трудовые дела по плану; | ||||
Социальные события по плану; | ||||
Физкультурно-оздоровительные события по плану; | ||||
Досуговые события по плану; | ||||
Методическая работа | Воспитатели; вожатые | Старший воспитатель | ||
Заключительный этап | ||||
Планету расставания Закрытие лагеря | 20-21 день | дети | Старший воспитатель | |
Подведение итогов деятельности в экипажах (рефлексия) | Воспитатели, вожатые | |||
Общее подведение итогов работы на космическом форуме корабля | Старший воспитатель | |||
Сбор отчетного материала; | ||||
Конкурс вахтенных журналов экипажей | Воспитатели, вожатые | |||
Размещение информации о работе лагеря на сайте космодрома | Старший воспитатель | |||
Подготовка заметки о работе лагеря в газету «ЗН» | Воспитатели, вожатые, начальник лагеря | |||
Подготовка к сдаче материально-технической базы | Воспитатели, начальник лагеря | |||
Каждый день работы лагеря будет посвящён открытию одной из планет над названием:
· Планета встреч
· Планета труда
· Планета подвижных игр
· Планета интеллектуалов
· Планета сказок
· Планета спорта, межпланетные олимпийские игры
· Планета юмора
· Планета неболейка
· Планета искусства
· Планета рекордов
· Планета ПДД
· Планета танца
· Планета «очумелые ручки»
· Планета талантов
· Планета этикета
· Планета героев
· Планета неожиданностей
· Планета толерантности
· Планета LEX
· Планета расставаний
Структура управления.
Начальник космодрома - начальник лагеря
Заместитель начальника космодрома - старший воспитатель
Тренер космонавтов - инструктор на физической культуре
Врач-исследователь – школьный фельдшер
Экипаж корабля - отряд:
Командир экипажа – командир отряда
Пилот корабля – заместитель командира экипажа
Бортинженеры корабля – воспитатели
Космонавты – дети.
Задача начальника космодрома, заместителя начальника космодрома, тренера космонавтов, врача-исследователяорганизация плановой работы лагеря. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле экипажей организуют бортинженеры и командиры экипажей.
Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, ведёт вахтенный журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс вахтенных журналов.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представляется на информационном стенде. Стенд выполнен в виде звездного неба (вселенной), где в центре располагается звезда «». Путешествуя в космическом пространстве, космонавты (дети) открывают каждый день новую, неизведанную ранее планету. Всего планет 20 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Экипаж космонавтов первым открывший планету (победивший в общелагерном деле), устанавливает на планету свой символический флажок и красочно оформляет планету в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.
Рядом со звездным небом (вселенной) планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Создатели Программы не отрицают, что что-либо может и не сработать. За долгую (21 день) смену космический корабль «» может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть и космические пираты, и НЛО, и метеоритные дожди и солнечные затмения, и неожиданный водопад звёзд.
Каждый член космического корабля от капитана до космонавта должен соблюдать Законы и Заповеди.
Законы:
Закон точного времени.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Заповедей 14 космодрома
1. Будь хозяином в космодроме. Помни: космодром – это твой второй дом. Люби его;
2. Соблюдай чистоту и порядок. Помни: чистота не там, где метут, а там, где не сорят;
3. Не порть стены, накрытые «шубою» разноцветной. Помни: космодром – твой дом, а стены - его крепость;
4. Цени каждую минуту, проведенную на космодроме. Помни: космическая жизнь коротка;
5. Не прогуливай. Помни: самые выдающиеся дарования губятся леностью;
6. Не обижай младших, защищай слабых, окажи помощь нуждающимся. Помни: сознание сделанного добра дает самую большую радость;
7. Не сквернословь. Будь сдержан и прост, и увидишь как много улыбок и добра вокруг себя. Помни: как ты отнесешься к людям, так и люди будут относиться к тебе;
8. Не завидуй успехам друзей, радуйся за них, и их удача будет твоей. Помни: никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные;
9. Учиться никогда не поздно, но грызи гранит науки, пока острые зубы;
10. Уважай старших и внимай его советам и наставлениям. Помни: строгость старшего лучше ласки отца;
11. Не бойся трудностей и неудач. Учись мужественно переносить неприятности. Помни: плохое быстро проходит;
12. Дорожи космической дружбой. Приходи на помощь друзьям в трудную минуту, не дожидаясь пока тебя назовут. Помни: друг познается в беде, а проверяется в радости;
13. Достойно веди себя в космическом транспорте, уступай место младшим. Не хулигань, не порть сиденья. Помни: добро творишь – себя возвышаешь, зло творишь – себя унижаешь;
14. Хочешь быть хозяином космодрома – будь им, но Помни: хозяин, тот, кто трудиться!
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
На 14 космодроме разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый космонавт может ежедневно получать «астру» за активное участие в жизни экипажа и в целом космодрома. Если в экипаже набирается 10 «астр», то их можно обменять на одну большую АСТРУ. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых планет тем, или иным экипажем космонавтов, а также количество «Астр» в целом. По итогам путешествия победители получают звания: Лучший космонавт, герой космоса, покоритель вселенной, по итогам образовательного блока дети могут получить удостоверение инструктора, удостоверение волонтёра и удостоверение аниматора.
Удостоверение инструктора вручается детям прошедшим обучение на занятиях кружков, секций показавших высокие результаты и набравшие наибольшее количество звёзд в соревнованиях, играх, конкурсах и т.д.
Удостоверение волонтёр вручается детям прошедшим обучение на занятиях школы ЗОЖ, ставший активным участником смотров, акций, рейдов и т.д.
Удостоверение аниматора вручается детям прошедшим обучение на занятиях школы вожатого и ставших активным организатором событий лагеря.