Изучающие Сокровенное Знание очень рано узнают о происхождении, существовании и функциях трех нади, или каналов, пересекающих спинной мозг человека и берущих начало в продолговатом мозге. Центральный канал называется сушумной, а те, что расположены слева и справа от него, соответственно – идой и пингалой.
Физическая наука не способна объяснить назначение этих каналов, хотя некоторые, пусть и не все, ее сторонники убеждены в их существовании. Поперечный разрез спинного мозга с очевидностью обнаружит центральный канал, по обе стороны от которого порой можно различить туманные цепочки. Среднему исследователю эти каналы вряд ли покажутся имеющими какое-либо конкретное назначение, поскольку его невозможно обнаружить ни путем вскрытия, ни путем наблюдения. Тем не менее, они оказывают колоссальное влияние как на внешние, так и на внутренние тела́ человека, ибо являются средствами для передачи некоторых из более тонких потенциальных природных сил. Именно через эти каналы передаются те формы энергии, которые дают возможность йогам, вошедшим в транс медиумам, загипнотизированному и месмеризированному человеку оставаться в состоянии самадхи [51] или транса многие дни, а порой и годы, без всякой материальной подпитки. Другими словами, они передают энергию, которая является питанием для астрального тела, и эта энергия, в свою очередь, передается определенным центрам физического тела, таким образом поддерживая его, пока оно не пробудится к нормальному сознанию; и поскольку сознание создается благодаря астральному телу и внутри его, необходимость таких средств очевидна. Эта форма вышеупомянутой энергии является, так сказать, духовной эссенцией определенного вида концентрированного материального питания. Она проявляется для взгляда, способного увидеть ее, в виде конкретного цвета. Этот однородный цвет дифференцируется в сушумне и, благодаря понижению его вибрации в результате соприкосновения с материей низшего порядка, вскоре проявляет еще четыре цвета, которые могут быть усилены или изменены благодаря близости тела к различным оттенкам того же цвета или цвета, дополняющего исходный. Возросшая вибрация такого цвета добавляет силы и потенциала энергии, таким образом проявляющейся в сушумне.
|
Ида и пингала действуют скорее как распределительные центры, чем изначальные проводники энергии, ибо они принимают энергию, устремляющуюся через низшую чакру [52] спинного мозга, и распределяют ее по центрам физического тела, где она используется в сотворении определенных видов кровяных телец, которые, в свою очередь, тесно связаны с астральным телом. Чтобы проиллюстрировать применение определенного цвета как вспомогательного средства для развития какого-либо принципа, я привлеку ваше внимание к тому факту, что один из оттенков желтого, соответствующий принципу Христа, постоянно носят на голове Посвященные одной из ступеней Белой Ложи, с целью более быстрого развития Крийяшакти [53], или высшей силы воли, которая является одним из аспектов принципа Христа. Но чела не получит от использования этого цвета никакого преимущества, если только мотив, побудивший его к применению этого цвета, не находится в гармоничной вибрации с высшим астральным двойником этого цвета; другими словами, если волевой акт, побудивший к применению этого цвета, не родствен характеру принципа Христа, который, прежде всего, представляет собою бескорыстие.
|
В настоящее время вокруг состояния, обычно именуемого трансом, разгорелось множество споров среди исследователей. В частности, яростно обсуждается вопрос, есть ли какая-либо значительная разница между состоянием невосприимчивости к физическому миру у йога или чела Ложи – ученика, который находится под непосредственным управлением Посвященного, пребывая в искусственно вызванном трансе или самадхи – и состоянием так называемого спиритического посредника, медиума, находящегося под властью обитателей низшего астрального плана. Разница между этими двумя состояниями очевидна для хорошего ясновидящего или продвинутого чела с первого же взгляда. В сушумне йога или чела будут видны четыре призматических цвета в состоянии быстрой вибрации; эти цвета будут сливаться и смешиваться столь быстро, что трудно будет различать какой-либо конкретный цвет в течение сколько-нибудь продолжительного времени. В подобном же телесном канале медиума те же цвета можно будет различить, но они будут казаться весьма тусклыми, их вибрации – замедленными, и очертания каждого из цветов будут отделены от других.
Пребывающий в трансе медиум находится во власти любого внешнего астрального влияния и не имеет возможности в сколько-нибудь значительной степени защитить себя, из-за того что его собственная воля временно парализована. Его астральное тело бессильно дрейфует в полубессознательном состоянии. Порой оно оказывается в непосредственной близости от более высокоразвитых сущностей, которые вышли из цепи перерождений, но по-прежнему привязаны к земле – либо из-за запрета нарушенного ими циклического закона, либо потому, что не обрели достаточной силы и власти над своими низшими принципами, чтобы подчинить их, а не подчиняться им. Такая сущность может сообщить учения высшего порядка, но она способна подтвердить делом собственные теории и выводы не более, чем могла делать это на физическом плане, пребывая в среде мужчин и женщин, находившихся на той же стадии развития, так что на ее впечатления и утверждения нельзя полностью полагаться. Медиуму эти наставления будут казаться исходящими от некоего высшего духовного источника, поэтому с его стороны здесь нет никакого умышленного обмана. Разумеется, мы говорим только о медиумах такого рода, которые не способны на сознательное мошенничество.
|
Бывает трудно заставить некоторых людей осознать, что переход души с одного плана на другой не изменит неким чудесным образом основных характеристик души, и уж тем более не сотворит ангела из бывшего демона. Истина состоит в том, что душа переходит на астральный план в примерно том же состоянии развития, которого она достигла, когда покидала физический план. Разум медиума-энтузиаста слишком часто впадает в состояние распада, когда его окружают элементалы и низшие вампирические человеческие сущности, которые питаются его субстанцией и со временем превращают его в ментальную и моральную развалину. Но бесконечно важнее для медиума тот факт, что, когда он входит в транс, его высшая ментальность или Духовная душа временно становится неспособной воздействовать на низшие принципы, ибо антахкарана [54], или мост между этими двумя аспектами, практически бездействует, когда астральное тело неестественным образом принуждают проецировать свою сущность, не обеспечив ему предварительно долгих лет подготовки и соответствующей защиты.
Йоги же или принятые чела в такой степени овладели способностью контролировать свое тело, что в состоянии транса чувство времени и пространства перестает для них существовать, и их движения ограничены лишь их собственной волей и желанием.
Но не только по проявляющимся в сушумне цветам ясновидящий может отличить состояние йога или чела и медиума, находящихся в трансе. Цвета, относящиеся к нижней четверке, то есть красный, зеленый, оранжевый и красно-фиолетовый, приобретают в ауре медиума очень яркие оттенки, в то время как в ауре йога или чела заметно лишь золотистое сияние с редкими вспышками ультрафиолета, находящееся в состоянии быстрой вибрации. Задача объединения двух аспектов Божественной ВОЛИ дается чела сразу же по принятии его Мастером, который будет руководить его развитием, и полностью осуществляется во время определенной Инициации, в ходе которой чела обретает Огненное (или вечное) тело. Я не намерен утверждать, что такое тело невозможно обрести без общения с Посвященным на физическом плане, но подчеркиваю, что его нельзя получить без неукоснительного соблюдения законов, с помощью которых принятый чела побеждает Стража Порога [55] – или, другими словами, разрушает вышеупомянутый мост между своим высшим астральным телом и высшими принципами своих низших астральных тел. Одним из преимуществ ученичества является более быстрое развитие. Ни один ученый не презрит помощью более великого ученого, стремясь к демонстрации истины, и ни один человек не находится в таком положении, чтобы презирать или отвергать помощь или наставления Посвященного; ибо рано или поздно на астральном, если не на физическом плане бытия он должен подчиниться управлению более высокоразвитого существа, пока сам не обретет способность распознавать и поражать коварных и лживых врагов, которые рыщут вокруг высших, равно как и низших, уровней жизненного пути.
Некоторые из опасностей, с которыми может столкнуться медиум, загипнотизированный или месмеризированный человек, схожи с опасностями, подстерегающими до времени родившегося ребенка; ни медиум, ни дитя не готовы к встрече с враждебными силами, которые нападают на них, внезапно вброшенных без всякой защиты в незнакомую обстановку. Обоим потребуется такая же помощь, какая требуется птенцу, пробивающему себе путь сквозь скорлупу, которая защищала его в процессе формирования: это сила, которую можно получить только посредством яростной борьбы с враждебными условиями. Посвященный или Мастер всего лишь держит светильник и указывает на трясины по одну сторону пути и на хищных тварей – по другую его сторону; ученик же должен пересечь трясину и уничтожить тварей самостоятельно, благодаря знаниям и силе, полученным им в процессе пробивания через скорлупу, которая защищала его в процессе созревания, – или, другими словами, пока он жил в мире людей и вещей.
Одной из величайших ошибок, к которой склонны энтузиасты ортодоксальных религий, является убежденность в том, что законы, контролирующие видимую вселенную, теряют свою силу, когда достигнута предполагаемая разделительная линия между видимым и невидимым мирами – в то время как в действительности никакой разделительной линии не существует. Одни и те же законы действуют на всех планах манифестации. Кажущиеся различия имеют причиной перемены, возникающие в состояниях субстанции или материи, из которых состоят эти планы. Хотя ошибочную концепцию часто излагают и оккультисты, которые находят невозможным дать ученику верную концепцию из-за его неспособности понять законы вибрации, которые манифестируют эти разнообразные состояния материи; отсюда и выражение «законы такого-то и такого-то планов изменены», употребляемое в попытке сообщить нечто о жизни тех, кто населяет эти планы.
Прежде чем завершить это наставление, я вновь хочу привлечь ваше внимание к воздействию цветов как на астральные, так и на физические тела, и посоветовать вам наблюдать и тщательно отмечать воздействия, оказываемые различными цветами на ваш разум и тело, а также попытаться понять все, что я сообщил вам об этом предмете в прошлом.
МЫСЛЕТВОРЧЕСТВО Урок 43
В известном смысле прискорбно, что некоторые из ярчайших умов настоящего времени кажутся неспособными увидеть абсурдность доводов, которые они выдвигают в поддержку своих теорий, касающихся воображения человека, или не желают признать истину из страха перед неодобрительной критикой со стороны их более материалистически настроенных коллег – и поэтому подавляют или высмеивают тот принцип, которому они обязаны любой степенью успеха в своих научных исследованиях.
Без принципа мыслетворчества, то есть воображения, новейшие и чудеснейшие из открытий в сфере биохимических исследований были бы невозможны, ибо всякий должен признать, что, прежде чем человеческий мозг сумеет сформулировать и успешно исполнить эксперимент любого рода, в нем непременно должна возникнуть идеализированная или воображаемая модель, которая впоследствии будет использована для построения материальной формы этого эксперимента. После того как усилие воображения создало идеализированную форму состояния материи, гораздо более тонкую, чем любое состояние, ныне доступное наблюдению человека, это усилие пробуждает волю, чтобы проявить это состояние для других. В результате посредством силы или энергии, обретающейся в этой воле, из внутренних сфер потенциального эфира пробуждается или вызывается некая степень этой силы, которая может проявиться несколькими способами, подобными тем, что используются для проявления электричества. Для проявления более тонких уровней материи, чем различимы для человеческого зрения, можно использовать гальванометр, но это не отменяет утверждений истинных пророков о том, что человек порой способен развить органы, необходимые для восприятия этого конкретного уровня материи и других, еще более тонких ее уровней. В качестве аргумента против возможной манифестации духовных или астральных тел говорят о том, что никаких подобных истинных манифестаций не происходит по той причине, что даже если физическое око не в состоянии видеть эти тела, их присутствие или субстанция до некоторой степени воздействовали бы на вышеупомянутый гальванометр, если бы они существовали в действительности. Но пропасть, существующая между электричеством и инструментом, который делает его доступным наблюдению человека, хотя она и непреодолима для людей нынешней эпохи, и близко не так велика, как пропасть между человеком и более тонкими формами той энергии, которые существуют на внутренних планах – а ведь с целью понять истинную природу и функции электричества человек вынужден был создать инструмент той же природы. С целью же воспринять дух человек должен развить духовное зрение. Мы не можем познать предмет или состояние материи до тех пор, пока не стали этим предметом или состоянием материи; мы не смогли бы узнать ничего о физическом плане, если бы не имели, ныне или когда-то, физического инструмента или физического тела. Значительная часть исследователей отказываются признать и принять помощь, которую они могли бы получить от правильного использования воображения для продолжения исследований этого ignis fatuus [56] – источника жизни. Благодаря своему презрительному отношению к тому, что полагают «абстракциями», они открывают собственный разум для могучей силы гипнотизма. И самовнушение о бесполезности попыток в этом направлении не дает им использовать принцип воображения с пользой для себя.
Современная наука выяснила то, что тайные науки демонстрировали уже давным-давно, а именно – что всякая жизнь есть результат ферментации и что малые жизни, вызывающие ферментацию, обратимы в своем действии, то есть полярность малых электрических тел, этих Искр оккультной науки, изменяема. Но пока ей не удалось определить, что подобное изменение подвержено воздействию Воли и Разума, а также – и в значительной степени – нужного рода и степени электричества, применяемого в некоторых современных изобретениях. Чтобы лечить болезнь, ее следует сначала правильно диагностировать, а чтобы применить нужный ток или род электричества к пораженному органу, следует определить природу искр, составляющих этот орган, их теперешнее положение и их способность к сопротивлению. Именно в этот момент сила воображения действует с помощью материального посредника для получения этого диагноза, ибо Воля и Разум, сосредоточиваясь, используют воображение, чтобы получить искомые знания. Сказано, что оболочки или тела этих искр, или ферментов, создаются в результате воздействия сорока девяти огней на комбинацию кислорода и водорода, называемую водой, пока она находится во взвешенном состоянии, как в воздухе, перед выпадением осадков – в состоянии, которое соответствует состоянию зачатия. Эти ферменты содержат внутри себя силы притяжения и отталкивания, силы воспроизводства и распада, будучи одновременно подвержены их воздействию, и являются тем самым «пропущенным звеном» в эволюционной цепи, которая построена современной наукой. Но звено это пропущено только для тех, кто не позволяет силе воображения предсказывать возможные результаты исследований благодаря вере. В противном же случае они обрели бы способность выяснять характер болезни, действующей в органе тела, по положению, занимаемому ферментами этого органа, а также определять род и степень электричества, которое следует применить, чтобы изменить их расположение путем перемены их полярности. Исследователи, которые совсем недавно открыли разницу в характере и положении таких ферментов, просто не имели времени, чтобы наблюдать их действие в ходе болезни, и поэтому от них едва ли можно ожидать допущения о том, что никакая функция тела невозможна без содержащихся в нем ферментов. А ведь даже дышать невозможно без помощи того класса ферментов, которые обволакивают горло и легкие! Но ученые не признают и того, что больное горло может, в конечном счете, страдать от извращенного мышления либо самого больного, либо окружающих, в результате которого изменилось прежнее положение ферментов горла, вызвав таким образом аномальные условия и последующую болезнь. «Подобное порождает подобное» – и микробы, которые воспроизводят свой род посредством расщепления или деления, бесконечно умножают изначальный микроб, вызванный к жизни элементалом, который одушевляет весь данный класс микробов, подобно тому как элементалы высшего класса одушевляют рой пчел или расу каких-либо иных малых созданий.
Содержащие крахмал продукты, которые в большей степени, нежели все остальные, являются материальной основой химического действия ферментации в теле, дают ключ к способу, которым совершается обратная деятельность ферментов. Такие продукты сформированы из мертвых – или, скорее, бездействующих микроорганизмов; но они бездействуют лишь до того момента, пока остаются изолированными от других микроорганизмов. Придя во взаимодействие с другим классом активных микробов, они вновь просыпаются к жизни в иных формах – подобно тому, как бабочка возникает из куколки, оставляя по себе оболочку, которая возвращается в протоплазматическую субстанцию. Однако такие бездействующие микробы часто играют роковую для человечества роль, поскольку являются наказанием за некоторые прегрешения тела [57].
У крахмальных продуктов имеется огромный потенциал.
Я прекрасно понимаю, что подставляю вас под удар критики уже тем, что вы публикуете некоторые из этих утверждений. И хотя трудно выразить словами некоторые из наиболее глубоких метафизических истин, которые подготовляют почву для химических или метахимических исследований, я все же попытаюсь объяснить, каким образом воображение может определить положение ферментов. В случае возникновения какой-либо болезни вначале в разуме возникает образ благотворных или дурных результатов определенной линии поведения, например – удовлетворения вкусовых рецепторов каким-то видом пищи или питья, который на самом деле вреден для тела. Сила мысли мгновенно хватается за этот образ и сообщает жизненные движения до того бездействовавшим атомам разума, в результате чего разгорается битва между ними и аномальными микроорганизмами, попавшими в желудок. Это приводит к изменению положения всех микроорганизмов, и результатом является болезненное состояние желудка; микробы начинают питаться субстанцией этого органа, воспроизводя свой род в неисчислимых количествах и разрушая этот орган или лишая его способности нормально функционировать. Чтобы исцелить поврежденный орган той же силой – комбинацией воображения, воли и разума, – создайте мысленный образ здорового органа, найдите антитезы к дурным мыслям, которые вызвали болезнь, и направьте на поврежденный орган силу этой мысли. Если ваша способность к концентрации достаточно сильна, то вы сможете изменить неверные вибрации и обратить позицию этих ферментов одной только силой воли; если нет, то какие-либо механические или химические средства сообщения новой вибрации могут также привести к желаемому результату. Именно способность обращать положение ферментов, свойственная всем медикаментам, сообщает им целительные свойства. Способность же безошибочно определять положение ферментов принадлежит оккультисту, другими словами – тому, кто стал как малое дитя, чтобы учиться у тех, кто одни способны преподать законы, лежащие в основе тайн жизни.
ОКНА ДУШИ Урок 44
Христианская религия не признает ничего выше личного Бога или за его пределами. Ее сторонники воспринимают веру в Абсолют, в Троицу Жизни и персонифицированные естественные силы как язычество. С другой стороны, многие изучающие великие Таинства отказываются видеть в личном Боге христиан воплощение первой личностной манифестации Абсолюта. Как следствие, обе стороны год за годом противостоят друг другу, не понимая друг друга, приписывая друг другу всякое зло, вместо того чтобы пытаться отыскать общую почву для веры, которая присутствует у них обеих. Это печальное положение вещей очевидно во всяком противостоянии между различными ветвями великих общин, когда речь заходит о незначительных особенностях их верований – таких как состояние сознания после освобождения от физического плана, возможности и способности различных уровней и градаций Сущностей и т.д. Если бы время, затраченное на все эти споры, было отдано исследованиям, вдохновленным искренним желанием истины, всякий бы вскоре обнаружил, что другой имеет такие же основания для веры, как и он сам, и что действительные различия столь незначительны, что не стоят серьезного обсуждения. Бо́льшая часть трудностей возникает от неспособности понять общность сознания Бога и человека и действия этого сознания внутри материи и благодаря ей.
Сумей Священный Лотос далекого Востока – Водяная Лилия Запада – заговорить человеческим голосом, он мог бы поведать множество историй о трех царствах: о земле, воздухе и воде, в которых он пребывает одновременно, – историй о малых пресмыкающихся, о проворных обитателях вод, о необычно оперенных птицах и странных насекомых, на которых редко задерживается человеческий взгляд.
Если бы имперсональная Душа в сердце человеческом смогла заставить это сердце понимать свой язык, она бы поведала еще более удивительные истории о воздухе, эфире и Акаше [58], равно как об огне, воде и земле; ибо как Лотос одновременно обитает в трех царствах, так и Душа обитает в шести царствах или планах сознания в одно и то же время. Ее память о высших планах может оказаться на некоторое время подавленной, если она окажется привязанной к Земле, как привязаны к ней почти все нынешние народы, но эти путы могут быть разорваны. Однако в большинстве случаев футляр плоти должен быть разбит, серебряная нить, удерживающая ее, перерезана, чтобы Душа смогла освободиться и сбросить покров забвения, наброшенный на нее при входе в человеческое существование на земле. Смерть до сих пор рисуют в виде скелета, вселяющего ужас в большинство людей, а не как прекрасного ангела освобождения, коим она в действительности является. Невежество держит вашу расу в путах страха смерти, как всегда держало ее в повиновении, сковав страхом перед любым неизвестным или неиспытанным феноменом. Корни Лотоса, зарывшиеся в слизь и грязь, не имеют никакого представления об изысканном цветке, грациозно покачивающемся в воздухе над ними. Но душа или сознание цветка обладают полным знанием о корнях и стебле, равно как и о цветке, и знают также, что грубая рука может вырвать его из поддерживающей и питающей почвы и бросить все растение мертвой вещью на лике вод. Но Душа человеческая, как гнездящаяся птица, живет в каждом из созданных ею тел, взирая через них на все царства жизни, и когда одно из этих тел приходит в упадок и разрушается, она должна всего лишь выстроить иное или остаться в тех, что уже построены на внутренних планах, ибо она просто временно лишилась одного окна, выходящего на определенный план, на котором это тело функционировало.